На минувшей неделе украинская компания «Энергоатом» сообщила о том, что украинская атомная энергетика готова развиваться в тесном контакте с американскими партнёрами. Неутолимое желание развиваться вылилось в подписание так называемого меморандума о взаимопонимании между украинской компанией «Турбоатом» и американской «Westinghouse Electric» - той самой, которая в последнее время активизировалась с целью продвижения на Украине тепловыделяющих элементов ТВС-W – твэлы собственного (американского) производства.
Продвижение американских стержней вместо российских давно было бы объявлено очередной «перемогой» Киева, если бы не одно но. Дело в том, что после загрузки топливных сборок «Westinghouse Electric», к примеру, на Южно-Украинской АЭС произошло их разрушение. Это разрушение чуть было не привело к колоссальным по своему негативу последствиям, однако, вроде как, обошлось. Временно...
Чтобы убедить украинских «партнёров» в том, что атомная «перемога» над Россией уже близка, представители американской компании заявили, что, дескать, в аварийной ситуации, возникшей после загрузки ТВС-W, виноваты... русские. Дескать, это российские (советские) технологии предусмотрели такую конструкцию реакторов, что гибкие американские стержни будут «стараться принимать ту форму, которую принимают деформировавшиеся ранее ячейки». В общем, в деформации американских стержней на украинских электростанцией оказалась виновата Москва. Ну а кто ж ещё...
«Кляты москаляки!» – закричали в Киеве и, конечно же, объявили о полной готовности продолжать сотрудничество с американскими «друзьями Украины». Мол, ну и пусть «немного деформируются» - лёгкая демократическая деформация нам не помешает...
Здесь нужно отметить, что процесс начинался ещё задолго до «революции гидности», а уж после неё процесс изрядно интенсифицировался. И вот возник целый меморандум между «Westinghouse Electric» и «Турбоатомом», который, как сообщает пресс-служба украинского «Энергоатома», заключается в следующем:
Речь идёт о постепенном увеличении мощности реакторов типа ВВЭР-1000 до уровня 110% от номинального (в Украине 13 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000). Вместе с харьковским заводом «Турбоатом» «Westinghouse» объявил о поддержке «Энергоатома» во внедрении такого проекта.
Президент «Энергоатома» Юрий Недашковский заявил, что такое соглашение направлено на «обеспечение энергетической безопасности страны». Ну конечно! Безопасность прежде всего! И для её повышения американцы помогут разогнать реакторы советской разработки. С одновременным повышением номинальной электрической и тепловой мощностей... Удивляет только одно: а почему для «обеспечения безопасности Украины» повышать мощность реакторов станут «лишь» на 10%, а не на все 100?..
Кстати, тот же г-н Недашковский, окончивший в 1983 году Одесский политех по специальности «атомные электростанции и установки», а также прошедший путь от обходчика котельного оборудования на Хмельницкой АЭС до её генерального директора, добавляет и ещё кое-что о «продуктивном сотрудничестве» с американской стороной. По его словам, продуктивность уже даёт свои плоды – речь, в частности, о сотрудничестве по линии создания централизованного хранилища отработанного ядерного топлива на Украине.
Из заявления вице-президента «Westinghouse Electric» Азиза Дага, выражающего явное удовлетворение контактами с украинской стороной:
Стратегическое сотрудничество с «Турбоатомом» - прекрасный пример того, каким образом компания «Westinghouse» обеспечивает своего клиента, компанию «Энергоатом», инновационными техническими решениями с целью дальнейшего повышения эффективности и безопасности АЭС. Мы также с нетерпением ждём сотрудничества с местными украинскими поставщиками для поддержки проекта «Энергоатома» по повышению мощности АЭС.
В общем, вопрос о том, надо ли повышать мощность реакторов, установленных на украинских атомных электростанциях, как и вопрос безопасности, даже не стоит. Если «партнёр» из США сказал: «надо!», то Киев отвечает твёрдо: «есть!»
В этой связи обращают на себя внимание комментарии специалистов в области атомной энергетики – тех, которые не попали под лоббистское влияние «Westinghouse» или других «друзей» Украины. Своё мнение по вопросу реализации украино-американской программы повышения реакторных мощностей высказал Валентин Землянский, являющийся главой энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений. По его словам, попытка повысить не только мощности реакторов, используемых на украинских АЭС, но и попытки произвести выравнивание мощностей для создания «единой энергосистемы», является крайне опасной затеей.
В интервью украинскому изданию «Факты и комментарии» Валентин Землянский говорит о том, что украинская затея способна привести к новому Чернобылю. Мало того, эксперт заявляет, что если маневрирование с мощностями реакторов действительно будет проводиться, то стоит задуматься над отъездом из страны.
Из интервью с экспертом:
Если примут решение маневрировать атомными блоками, я советую уезжать из страны. Что может случиться с ядерным реактором, если начать маневрировать им, мы все видели в апреле 1986 года. Тогда в Чернобыле, по сути, отрабатывали вариант маневрирования реактором. Конструкции ядерных реакторов советской постройки не рассчитаны на проведение суточного маневрирования, можно маневрировать, но очень медленно и не чаще одного раза в год. И не так, как предлагает министерство — снижать и повышать мощность по несколько раз на сутки.
Валентин Землянский считает, что и попытки повысить долю электроэнергии, вырабатываемой с помощью АЭС, выглядят странно. Во-первых, придётся что-то предпринимать с ТЭС, которые уже действуют в собственной системе, – в частности выводить из системы их энергоблоки. Во-вторых, непонятно, кому Украина собирается поставлять дополнительную электроэнергию, если попытается сохранить все мощности электростанций, на что потребуется вложение огромных средств.
Заявления властей о том, что такие шаги позволят удешевить электроэнергию на Украине, и вовсе выглядят нелепо, хотя бы потому, что для американской компании, пытающейся обосноваться на Украине окончательно, дело первой важности – рост прибыли. Да и украинские производители электроэнергии не намерены, тратясь на изменения, ещё и понижать тарифы.
По словам Валентина Землянского, на Украине сегодня нет никакого рационального подхода не только к вопросу поставок электроэнергии, но и к вопросу расходования средств.
Землянский:
Несколько миллиардов гривен выделено на развитие гидрогенерации, но направить их не на что, водные ресурсы сократились. Тем временем тепловая генерация работает с убытками, не имея возможности модернизироваться. Атомной генерации тоже не за что строить хранилища отработанного топлива и продолжать сроки эксплуатации энергоблоков. Средства появились бы, если бы, наконец, в украинской энергетике заработали рыночные механизмы.
Однако рыночные механизмы на Украине пока работают только в отношении отдельно взятых представителей государства и бизнеса, которые готовы для получения сиюминутной прибыли и удовлетворения майданных интересов превратить страну в полигон для ядерных испытаний с непрогнозируемым результатом.
Вот только Киев продолжает уверять, что у него, понимаешь, всё под контролем.
Из сообщения "Энергоатома" о состоянии внедрения "нового" ядерного топлива на украинских АЭС (на 18 марта 2016) (перевод):
На сегодня ГП «НАЭК«Энергоатом» выполнен значительный объём работ по решению вопроса диверсификации источников ядерного топлива для обеспечения потребностей энергоблоков украинских АЭС.
Работы по внедрению топлива компании «Westinghouse» на энергоблоках АЭС Украины проводятся в соответствии со следующими основными этапами:
Выполнение проекта «Квалификация ядерного топлива для Украины» (ПКЯТУ). Исполнительное соглашение между правительствами Украины и США относительно ПКЯТУ подписано 5 июня 2000 года. Техническое задание согласовано 20 июня 2000.
Проектом предусматривались разработка и поставка на АЭС Украины альтернативного ядерного топлива производства компании «Westinghouse» совместного с топливом российского производства (АО «ТВЭЛ») в составе смешанного топливной загрузки активной зоны реактора на пилотном энергоблоке № 3 ЮУАЭС.
В рамках первого этапа проекта получены следующие результаты:
В ННЦ «ХФТИ» создан Центр по проектированию активных зон реакторов (ЦПАЗ), который укомплектован квалифицированным персоналом, прошедшим соответствующее обучение в США. В ЦПАЗ передано оборудование и расчётные программы, получена лицензия на выполнение работ.
Выполнены работы по обоснованию совместимости ТВС производства АО «ТВЭЛ» (Россия) и компании «Westinghouse» в условиях эксплуатации «смешанной активной зоны" энергоблока № 3 ОП ЮУАЭС.
Проведено лицензирование 6 пилотных топливных сборок и получено разрешение ГКЯРУ на их опытную эксплуатацию.
В период с 2005 по 2010 годы проведена опытная эксплуатация 6 ТВС-W в течение 4 топливных кампаний на энергоблоке № 3 ОП ЮУАЭС. По результатам эксплуатации и проведенного осмотра 6 опытных ТВС-W замечаний, препятствующих дальнейшему внедрению ядерного топлива производства компании «Westinghouse», не выявлено.
Введено в опытно-промышленную эксплуатацию систему мониторинга активной зоны реактора в условиях "смешанной активной зоны" (BEACON).
В рамках реализации второго этапа проекта в августе 2009 года на Украину осуществлена поставка ядерного топлива (42 ТВС-W) производства «Westinghouse» и в марте 2010 года, после получения разрешения Госатомрегулирования Украины, осуществлена его плановая загрузка в активную зону энергоблока № 3 ОП ЮУАЭС . В активную зону энергоблока № 2 ОП ЮУАЭС ядерное топливо производства компании «Westinghouse» было загружено в августе 2011 года.(...)
24 февраля 2016 проведено 8-е заседание оперативного штаба по внедрению модернизированного ядерного топлива производства компании «Westinghouse» (ТВС-WR) на энергоблоках АЭС Украины.
2 марта 2016 заключено Соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации, являющейся собственностью компании между Westinghouse Technology Licensing Company LLC, Westinghouse Electric Company LLC, Westinghouse Electric Sweden AB, Государственным предприятием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», обособленным подразделением «Запорожская атомная электростанция» и ЗАО «СНПО «Импульс».
То есть теперь даже если и случится авария в ходе испытаний на украинских АЭС, об этом попытаются умолчать. Отдаёт информационной политикой 30-летней давности. 26 апреля 1986 ничему не научило?
Источник: Алексей Володин, «Военное Обозрение»
«Комитет»