КАК МАЙДАН РАЗОРИЛ УКРАИНУ. ДВА ГОДА НАЗАД В КИЕВЕ ПРОИЗОШЁЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ


24.02.2016 17:33

Ровно два года назад, 22 февраля 2014 года, массовые беспорядки в столице Украины Киеве, продолжавшиеся несколько месяцев, завершились государственным переворотом. Президент Украины Виктор Янукович фактически был отстранен от власти и, опасаясь за свою безопасность, спешно покинул территорию страны, выехав в Россию. Так началась новая страница в новейшей истории Украины — пожалуй, самая трагическая после событий семидесятипятилетней давности, когда территорию УССР терзали гитлеровские оккупанты и их союзники, в том числе и из числа местных предателей.

Конечно, серьезной трагедией был и распад советского государства, в результате которого одна из богатейших и наиболее развитых в экономическом и культурном отношении союзных республик превратилась в считанные годы в нищую страну. Но, по крайней мере, на протяжении 23 постсоветских лет существования Украины, страна хотя бы жила в мире. Это был несомненный плюс — после распада Советского Союза кровопролитные войны и конфликты сотрясали многие бывшие союзные республики. Воевали в Закавказье, в Средней Азии и даже в самой России — на Северном Кавказе. Украина была мирным государством и это оставалось ее сильной чертой, даже несмотря на то, что экономика за два постсоветских десятилетия оказалась сильно «потрепанной», а уровень жизни населения — крайне низким. Главным упущением и режима Януковича, и России, которая упустила контроль над политической ситуацией в ближайшем соседнем государстве, стало отсутствие мер по противодействию западной пропаганде, маскировавшейся под украинский патриотизм и национализм. Именно в течение двух постсоветских десятилетий были выпестованы и окрепли русофобские национал-экстремистские организации. Некоторые боевики этих организаций даже успели получить боевой опыт на Северном Кавказе — разумеется, сражаясь на стороне Джохара Дудаева. Но на открытый бунт прозападные силы на Украине решились лишь спустя двадцать лет после распада Советского Союза. 

 

В отличие от Прибалтики, стран Закавказья или Средней Азии, на Украине национальные границы были весьма прозрачными. Едва ли не большую часть населения страны в действительности составляли «русские украинцы», чье отличие от русских практически не просматривалось. Потребовалось ровно два десятилетия, чтобы подросли новые поколения, с детства находившиеся под влиянием антироссийской пропаганды. Нынешние 20-30-летние украинцы, чье детство и юность пришлось на постсоветские годы, стали главной ломовой силой антироссийских выступлений. Сейчас уже и не каждый, наверное, сможет ответить на вопрос — а зачем, собственно, нужен был этот «Майдан»? Ведь в результате «Майдана» Украина лишилась Крыма, на ее востоке разгорелась кровопролитная война с многотысячными жертвами, колоссальными разрушениями, которая, кстати, идет уже два года и конца ей пока не видно. Уровень жизни населения Украины, и без того невысокий, после Майдана упал еще ниже, многие жители страны оказались просто на грани выживания. Быстрого прыжка в «европейское счастье» у Украины не получилось — Европа тоже не готова принимать нищую и нестабильную страну, в которой творится политический хаос, экономика летит в пропасть, существуют нерешенные территориальные проблемы и споры, а на востоке страны вообще идет война. Сегодня, спустя два года после Майдана, уже можно говорить о том, каковы его реальные, а не идеальные, существующие в воображении украинских националистов, итоги. Постараемся вкратце отметить основные последствия Майдана для украинского государства. Даже беглый взгляд на них достаточен для того, чтобы понять — лучше бы этого Майдана не было, причем лучше — для самой Украины. Ведь именно сама Украина и оказалась главной проигравшей от Майдана стороной. Это ее граждане гибли и гибнут на востоке страны, это она лишилась «жемчужины» — Крымского полуострова, население которого, посмотрев на творящийся хаос, приняло адекватное решение о воссоединении с Россией. Это Украина находится на грани тотального экономического банкротства, а политическая власть не контролирует ситуацию в нескольких метрах от резиденций правительства и парламента, да и внутри правительства тоже — вспомним инцидент со скандалом министра внутренних дел Арсена Авакова и губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. 

Война на Донбассе

Боевые действия на Донбассе — самое главное и страшное последствие украинского Майдана 2013-2014 гг. Фактически они начались в апреле 2014 г., после того, как тогдашний и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил, что против демонстрантов, захвативших областные администрации на востоке страны, будет начата антитеррористическая операция. Так новая украинская власть продемонстрировала крайнее лицемерие — получилось, что прозападным элементам захватывать административные здания, жечь покрышки, строить баррикады и кидать «коктейли Молотова» в милиционеров было можно, а жителям Донбасса, выступавшим против бандеровцев — нельзя. До конца апреля 2014 г. операция киевских войск на Донбассе сводилась к периодическим столкновениям между донбасскими ополченцами и вооруженными отрядами, подконтрольными киевскому правительству, однако затем Киев направил в неспокойные районы Донбасса бронетехнику и вертолеты. Начались артиллерийские обстрелы населенных пунктов, удары с вертолетов и самолетов по жилым кварталам. На территории Донбасса были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики, которые создали собственные вооруженные силы — как из числа местных жителей, так и из числа многочисленных добровольцев, приезжавших на Донбасс со всего постсоветского пространства и даже из стран дальнего зарубежья. Героическими усилиями ополченцев удалось отстоять значительные территории, оставшиеся под контролем Донецкой и Луганской народных республик. Против ополченцев были сосредоточены внушительные силы правительственных войск Украины, включавшие подразделения Вооруженных сил Украины и территориальной обороны, Национальной гвардии, милиции, Государственной пограничной службы, Службы безопасности и Управления государственной охраны. Кроме регулярных вооруженных сил и подразделений силовых структур, к операциям были привлечены добровольные формирования из числа украинских националистов и иностранных наемников, отметившиеся особой жестокостью, проявляемой, в том числе, и по отношению к мирному населению. Если весной 2014 г. на Донбассе было сосредоточено 10-15 тыс. украинских военнослужащих, то уже в августе 2014 г. численность украинской группировки была доведена до 50 тыс. военнослужащих. 24 октября 2014 года, по оценкам экспертов, общая численность украинских войск в регионе составляла 38 250 человек, в том числе 20 тыс. человек приходилось на армейские подразделения. На вооружении группировки находились около 220 танков, до 500 бронированных машин и примерно 300 артиллерийских орудий и минометов. Как сообщил сам президент Украины Петр Порошенко, к 26 июня 2015 г. численность подразделений Вооруженных сил Украины в зоне проведения антитеррористической операции увеличилась до 60 тысяч военнослужащих. Представители Донецкой народной республики по состоянию на конец лета 2015 г. оценивали численность украинских военнослужащих на Донбассе в 90 тысяч человек. Поскольку до начала боевых действий на Донбассе украинская армия не обладала людскими ресурсами, позволяющими вести такую кампанию, в стране была начата мобилизация призывников и резервистов. Отметим, что незадолго до Майдана Виктор Янукович, которого так ненавидели украинцы, принял решение об отмене призывного способа комплектования вооруженных сил и переводе украинской армии на контрактную основу. Те самые украинские студенты, которые буянили в Киеве, выкрикивая «Украина це Европа», вместо европейского уровня жизни получили повестки о мобилизации в действующую армию. Впрочем, особо рьяные фанатики и так поспешили записаться добровольцами в формирования «Правого сектора» (запрещенная в России организация) и ряда других националистических группировок. 

 

За полтора года боевых действий на Донбассе украинские вооруженные силы понесли серьезные потери. Они велики даже по официальным данным, хотя действительные потери никому неизвестны — неоднократно озвучивалась информация о массовых захоронениях неопознанных погибших солдат и бойцов добровольческих батальонов. Петр Порошенко по состоянию на 9 марта 2015 г. (15 февраля 2015 г. было заключено перемирие) оценил потери украинских силовых структур в 1549 человек. Среди них, по словам Порошенко, 1232 человека пришлось на военнослужащих Вооруженных сил Украины, еще 132 человека — на бойцов Национальной гвардии Украины, 99 человек — на сотрудников органов внутренних дел, 63 человека — на военнослужащих Государственной пограничной службы Украины, 16 человек — на сотрудников Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, 7 человек — на сотрудников Службы безопасности Украины. Согласно информации Генштаба украинской армии, на начало марта 2015 года 6226 военных получили ранения, 968 единиц бронетехники было потеряно. Украинская «книга памяти» содержит упоминания о 2520 погибших на 5 августа 2015 года. Настоящим бичом украинских вооруженных сил стало массовое дезертирство. Насильственная мобилизация людей из других регионов страны, отсутствие нормального питания, неудовлетворительные бытовые условия, да и просто стремление уцелеть и не погибнуть в конфликте — все эти факторы обусловили крайне высокий уровень дезертирства в украинской армии. Даже сам главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос в марте 2015 года признал, что военной прокуратурой заведено 17 000 уголовных дел по факту дезертирства из вооруженных сил. Из 60 000 военнослужащих, находящихся на Донбассе, 17 000 дезертиров — это больше, чем каждый четвертый. Но поскольку это только официальные цифры, плюс — по заведенным делам, в действительности дезертиров может быть больше. Практически каждый третий украинский военнослужащий, отправленный на Донбасс, дезертировал. Еще одной проблемой, поразившей украинскую армию на Донбассе, стало повальное пьянство военнослужащих, приводящее к тяжелейшим последствиям — совершению преступлений против мирного населения и сослуживцев, суицидам, отравлениям алкоголем, психическим заболеваниям. 

Но еще больше в результате боевых действий на Донбассе пострадали экономическая инфраструктура этого региона и мирное население. В результате войны более 2,3 млн. человек, проживавших в Донецкой и Луганской областях, были вынуждены стать беженцами. Подавляющее большинство беженцев приняла Россия — несмотря на то, что формально они оставались украинскими гражданами. На территории Ростовской, Воронежской, Брянской, Курской, Орловской областей были оборудованы временные пункты размещения беженцев, принявшие сотни тысяч человек. Кроме того, десятки тысяч беженцев разъехались по России к родственникам, друзьям и знакомым. По данным Организации Объединенных Наций, датированным 27 июля 2015 года, в результате боевых действий на Украине установлена гибель 6 832 человек. Ранения различной степени тяжести получили 17 087 человек. Основная часть беженцев — 765,6 тыс. человек — выехала в Российскую Федерацию, 81,6 тыс. человек — в Беларусь. Кроме того, 4603 человека обратились за предоставлением убежища к властям Германии, 3700 человек выехали в Польшу, 2956 человек — в Италию, 1962 человека — в Швецию, 1762 человека — во Францию. Гораздо меньшее число беженцев, впрочем, прибыло в расположенные по соседству с Украиной Молдову — 200 человек, Румынию и Венгрию — 60 человек, Словакию — 20 человек. Таким образом, относительно беженцев, отбывших в Европу, скорее всего, есть основания предполагать факт трудовой миграции, скрытый под вывеской бегства от боевых действий. Однако уже в декабре 2015 г. были опубликованы новые сведения специальной комиссии ООН, занимавшейся мониторингом потерь. Согласно этим данным, на 9 декабря 2015 г. в результате вооруженного конфликта погибло не менее 9098 человек, еще 20 732 человека получили ранения. Некоторые издания называют и более внушительные цифры, говоря о количестве погибших во время войны на Донбассе — от 20 до 50 тысяч человек. В результате войны экономическая и социальная инфраструктура многих населенных пунктов Донецкого и Луганского регионов оказалась практически полностью разрушенной. Но главное — население Донбасса в большинстве своем теперь никогда не сможет жить в одном государстве с теми, кто уничтожал мирных жителей, бомбил и обстреливал жилые кварталы, расправлялся с пленными и беззащитными людьми.

Воссоединение Крыма с Россией

Именно Майдан 2013-2014 гг., приведший к полной дестабилизации политической ситуации на Украине, свержению легитимного президента Януковича и гражданской войне, стал главной причиной потери Крыма. На протяжении двадцати трех лет Крым, хотя и не без проблем и конфликтов, но все же мирно существовал в составе украинского государства. Однако главной особенностью Крыма, за что его всегда недолюбливали власти «самостийной» Украины, было преобладание русского и русскоязычного населения и четкая «крымская идентичность» его жителей. Крымчане, в особенности севастопольцы, никогда не считали себя украинцами и имели советскую, общерусскую идентичность, но никак не украинскую. Собственно, это и было подтверждено референдумом, на котором подавляющее большинство обладающих правом голоса жителей Крыма высказалось за воссоединение с Российской Федерацией. Безусловно, что от воссоединения с Россией Крым выиграл — по крайней мере, из периферийного региона Украины, которому Киев никогда не уделял должного внимания из-за его потенциальной «ненадежности» и распространения пророссийских настроений, Крым превратился в важный регион Российской Федерации — со статусом федерального округа, способный со временем составить конкуренцию черноморскому побережью Кавказа по привлекательности для туристов. Выиграли и сами крымчане — как в уровне зарплат и пенсий, так и в реальных возможностях социальной мобильности. Теперь они могут учиться в вузах любых российских городов, делать карьеру в вооруженных силах и правоохранительных органах Российской Федерации, где и зарплаты, и возможности значительно выше, чем на Украине. О том, что жители Крыма действительно добровольно поддержали воссоединение с Россией, говорит, во-первых, факт отсутствия каких-либо попыток сопротивления воссоединению со стороны местного населения и, тем более, подразделений украинских вооруженных сил, дислоцировавшихся на территории полуострова. 

После референдума, прошедшего 16 марта 2014 года, командование Черноморского флота ВМФ России предложило украинским военнослужащим три возможных варианта — отбытие из Крыма в Украину с продолжением службы в украинских вооруженных силах, переход на службу в Черноморский флот России, увольнение в запас с возможностью проживания на территории Крыма. Вскоре корабль управления «Донбасс», спасательный буксир «Кременец», противопожарный катер «Борщив», пришвартованные в Стрелецкой бухте Севастополя, спустили государственные флаги Украины и подняли Андреевские флаги российского Военно-морского флота. Затем командиры и начальники 72 воинских частей, учреждений и кораблей Вооруженных сил Украины, размещавшихся в Крыму, приняли решение о добровольном переходе в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. В воинских частях были проведены торжественные церемонии поднятия российского флага и исполнения гимна Российской Федерации. Разумеется, Украина не признает перехода Крыма в состав Российской Федерации, однако, при всем неоднозначном отношении к бывшему украинскому президенту Виктору Януковичу, в свое время, в марте 2014 года, он произнес вполне адекватные и точно характеризующие ситуацию слова — что Украина потеряла Крым в результате деятельности националистов. Действительно, сам факт воссоединения Крыма с Россией, что является восстановлением исторической справедливости, является непосредственным результатом украинского «Майдана». 

Украина как рай для политических гастролеров

Одним из главных аргументов противников Януковича тогда, два года назад, были обвинения украинской власти в пророссийской политике. Собравшиеся на Майдане националисты выступали за «подлинную самостийность» Украины, утверждали, что стоит только свергнуть Януковича и разорвать нормальные отношения с Россией, как Украина превратится в действительно самостоятельное и сильное государство. Произошло ли это? Сегодня Украина представляет собой страну, находящуюся под классическим «внешним управлением». В первой половине ХХ века Соединенные Штаты Америки установили подобные режимы «внешнего управления» в целом ряде государств Центральной Америки и Карибского бассейна. Во второй половине ХХ в. типичным примером страны с «внешним управлением» был тот же Южный Вьетнам, после распада Советского Союза — государства Прибалтики. Современная Украина, превратившись в сателлита США, не способного предпринять ни одного самостоятельного шага без консультаций с заокеанскими хозяевами, открыла двери для международных гастролеров — «эффективных управленцев». Так, губернатором Одесской области стал Михаил Саакашвили. В свое время даже Грузия объявила в розыск своего бывшего президента. Однако, Саакашвили быстро сориентировался и, когда к власти в Киеве пришли прозападные силы, он объявился на Украине. Президент Украины, решив использовать его «богатый управленческий опыт», назначил Саакашвили губернатором Одесской области. Почему именно Одесской? Во-первых, имеющая выход к морю и крупный морской порт, Одесская область обладает стратегическим значением, особенно в условиях потери Крыма. В случае какого-либо конфликта именно в Одессу могут прибывать иностранные корабли. Во-вторых, Одесса — русскоязычный регион. Это значит, что здесь никогда не обращали внимания на этническую принадлежность — украинец так украинец, русский так русский, грузин так грузин. Вряд ли грузин Михаил Саакашвили был бы принят в качестве губернатора в какой-нибудь «западенской» области — Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской. Там местные националисты не захотели бы видеть иностранного гастролера, пусть и антироссийских взглядов. Дальше больше — кроме Михаила Саакашвили, Украина приняла еще целый ряд иностранных политических гастролеров. Так, пост заместителя председателя Одесской областной администрации у Саакашвили получила Мария Гайдар. Дочь Егора Гайдара еще совсем недавно занимала государственные посты в Российской Федерации, в частности с 27 июля 2009 г. по 8 июня 2011 г. была заместителем председателя правительства Кировской области. 

4 августа 2015 г. президент Украины Петр Порошенко предоставил Марии Гайдар гражданство Украины, что предполагает отказ от иностранного гражданства. Мария Гайдар написала заявление об отказе от российского гражданства. Что сказать, видных «управленцев» получила Украина после Майдана. Вряд ли можно считать надежными людей, отказавшихся от гражданства своих родных стран. Мария Гайдар, сама бывшая российской чиновницей, дочь бывшего российского вице-премьера, правнучка советского писателя, отказавшись от российского гражданства, плюнула в лицо стране, давшей ей образование, социальный статус, стране, где именами ее прадеда до сих пор названы улицы, площади, школы и библиотеки. Что касается Михаила Саакашвили, то в своей родной Грузии этот человек находится в розыске — 13 августа 2014 года Саакашвили было предъявлено обвинение в растрате бюджетных средств, а 14 августа он был объявлен во внутригосударственный, 31 августа — в международный розыск. Банковские счета Саакашвили в Грузии после этого подверглись аресту. Однако, Интерпол, находящийся под полным контролем западных государств, отказался объявлять Михаила Саакашвили в международный розыск по требованию властей Грузии, тем самым продемонстрировав свою политическую ангажированность. Разумеется, и власти Украины отказали Грузии в экстрадиции Саакашвили. 29 мая 2015 г. Михаил Саакашвили получил украинское гражданство, а 4 декабря 2015 г. был лишен грузинского гражданства. 

Пост первого заместителя министра внутренних дел Украины занимает еще одна «украинка» Эка Згуладзе. Она родилась в 1978 году, разумеется — не в Киеве, а в Тбилиси. Там же и проживала до недавнего времени, с перерывом на учебу в Соединенных Штатах Америки. В 2005 году 27-летняя Згуладзе заняла пост заместителя министра внутренних дел Грузии, а с 20 сентября по 25 октября 2012 года исполняла обязанности министра полиции и общественного порядка Грузии. 13 декабря 2014 года Згуладзе получила гражданство Украины по Указу президента Петра Порошенко, а спустя четыре дня, 17 декабря, была назначена заместителем министра внутренних дел Украины. Судя по всему, Згуладзе является американской «смотрящей» за украинским МВД, которое возглавляет Арсен Аваков. Последний претендует на слишком самостоятельную роль в украинской политической жизни и является достаточно одиозной фигурой, так что США, что вполне вероятно, ему не доверяют — потому и поставили на непосредственное руководство полицией Эку Згуладзе. Кстати, сам Аваков выступал против ее назначения. Кстати, Эка Зугалдзе знаменита еще тем, что с 2011 г. является супругой Рафаэля Глюксманна — сына известного философа, ныне покойного Андре Глюксманна. В прошлом левак, Андре Глюксманн был знатным русофобом. Он полностью поддерживал внешнюю политику США, в том числе приветствовал вторжение в Ирак и военную операцию в Югославии, а также выступал в поддержку Джохара Дудаева в Первой Чеченской войне. Под стать Андре Глюксманну и его 37-летний сын Рафаэль. В 2004 году он снял фильм про оранжевую революцию на Украине, во время событий 2008 г. в Южной Осетии открыто поддерживал Грузию, позже стал советником Михаила Саакашвили. 

Еще одна бывшая гражданка Грузии Хатия Деканоидзе 4 ноября 2015 года заняла пост начальника Национальной полиции Украины. Уроженка Тбилиси, 39-летняя Хатия Деканоидзе в 1999 году окончила Тбилисский университет по специальности «международные отношения», а уже в 2007 году была назначена ректором Полицейской академии Грузии. Чему тридцатилетняя молодая женщина, не служившая в полиции, могла научить грузинских полицейских, непонятно — похоже, власти Грузии, назначая ее на этот пост, руководствовались соображениями политической лояльности, а не профессиональной пригодности. В июле-октябре 2012 г. Деканоидзе была министром образования Грузии. Потом, в связи со сменой правительства, ушла в отставку, а в 2014 г. материализовалась на Украине — как и другие ее соотечественники Михаил Саакашвили и Эка Згуладзе. В конце 2014 г. Деканоидзе организовала в Киеве Общественную и политическую школу CAPS (Civil and Political School) — «для распространения опыта грузинских реформ и подготовки украинских руководящих кадров». С начала 2015 г. она занимала пост советника министра внутренних дел Украины, а затем возглавила созданную Национальную полицию Украины. Саакашвили, Деканоидзе и Згуладзе не исчерпывается список грузинских политических мигрантов, занявших важные государственные должности на Украине. Так, заместителем министра юстиции Украины является Гия Гецадзе. Прежде он возглавлял юридический факультет Государственного университета в Тбилиси. Заместителем директора Национального антикоррупционного бюро Украины был назначен Гизо Углава — бывший заместитель генерального прокурора Грузии. Заместителем генерального прокурора Украины стал Давид Сакварелидзе — он же с 16 сентября 2015 г. является прокурором Одесской области. В 2009-2012 гг. Сакварелидзе занимал должность первого заместителя Главного прокурора Грузии. Не нашлось на Украине и достойного специалиста в сфере медицинского управления. Поэтому на должность министра здравоохранения Украины 2 декабря 2014 года был назначен Александр Квиташвили. Он родился в 1970 году — тоже в Тбилиси. Что интересно — никакого отношения к медицине по профессии не имеет, поскольку в 1992 году окончил исторический факультет Тбилисского университета. В 1993 г. учился в США. Позже занимал различные административные должности в организациях, занимавшихся вопросами медицины и социального обеспечения на территории Грузии. В 2008-2010 гг. был министром здравоохранения, труда и социальных дел Грузии, а в конце 2014 г. получил приглашение в Украину. Естественно, что все эти люди, родившиеся и выросшие в Грузии и большую часть своей профессиональной жизни делавшие карьеру в грузинских органах власти, вмиг оказались «пламенными патриотами Украины», отказались от грузинского гражданства и получили гражданство Украины. 

Среди «знатных варягов» можно назвать и выходцев из других стран — сорокалетнего Айвараса Абромавичюса — литовского предпринимателя, который, правда, переехал на Украину еще в 2008 году. 2 декабря 2014 г. он был назначен министром экономического развития и торговли Украины — опять же, собственных экономистов на столь ответственный пост у «самостийного государства», видимо, не нашлось. Натали Энн Яресько, пятидесятилетняя гражданка США украинского происхождения, родившаяся в штате Иллинойс в семье выходцев с Украины, занимает пост министра финансов Украины. Как и грузинские политические мигранты, она получила украинское гражданство. Впрочем, в отличие от соратников Саакашвили, Яресько хотя бы является этнической украинкой, да и проживает на территории Украины последние двадцать лет — с тех пор, как стала работать в американском экономическом представительстве на Украине. 

Призыв «варягов» в украинские органы власти свидетельствует о превращении страны в типичную колонию. Украинским управленцам, похоже, киевский режим не доверяет, а среди сторонников Майдана не может найти достойных людей. С другой стороны, никакой вменяемый американский, британский или германский управленец не станет переходить в гражданство Украины, чтобы занять руководящую должность в этой проблемной стране. Вот и приходится осуществлять «внешнее управление» Украиной через политических мигрантов из Грузии и стран Прибалтики. 

Обнищание населения

Рядовые граждане Украины более всего ощутили последствия Майдана даже не столько на кадровых изменениях в руководстве, сколько на собственных желудках и кошельках. Американскую компанию Gallup International, проводившую специальное исследование уровня жизни на Украине, сложно обвинить в пророссийских настроениях и намеренном искажении информации. Но данные, предоставленные этой компанией, говорят сами за себя. Так, прошедший 2015 год, по мнению исследователей компании, стал худшим для Украины за всю ее постсоветскую историю. Уровень жизни населения страны упал еще ниже, чем он был в начале 1990-х годов. Продолжает снижаться и удовлетворенность украинских граждан уровнем жизни — так, сейчас украинцы оценивают свой уровень жизни на 4 балла по десятибалльной шкале. Довольны своей жизнью только 17% украинцев, тогда как в 2014 году таковых было 27%. Если в 2014 году экономическая ситуация на Украине воспринималась как плохая 62% украинцев, то в 2015 году количество скептически настроенных граждан возросло на 15% и составило 79% опрошенных респондентов. Количество украинцев, заявивших о своем процветании, сократилось до 9%, тогда как количество «страдающих» возросло до 36%. Американские исследователи подчеркивают, что среди украинцев гораздо большая доля людей, испытывающих экономические сложности, даже по сравнению с другими постсоветскими республиками, в которых в 2015 году проводились аналогичные социологические исследования. 

Получается, что Майдан отнюдь не привел Украину к политическому и экономическому процветанию, напротив — обрек миллионы украинских граждан на полное обнищание. Падение уровня жизни в Киеве стало самым масштабным — столь значительное падение в 2014-2015 гг. наблюдалось только в Дамаске (Сирия) и Триполи (Ливия) — оба города, отметим, являются столицами разоренных кровопролитными войнами государств. Сам Петр Порошенко объясняет полное экономическое фиаско Украины войной на востоке страны. Но и он признает, что 25% промышленного потенциала Украины остановлено. Страна оказалась на грани полного банкротства, при этом очередные «гениальные» меры украинских националистов, вроде «блокады Крыма» или «медвежьей блокады» российских фур, лишь способствуют дальнейшей дестабилизации экономической ситуации в стране. Еще 30 июня 2015 г. The Economist назвал Украину худшей экономикой мира, проанализировав динамику ВВП. Единственное, что могут предпринять в этой ситуации руководители украинского государства — просить и требовать предоставления очередных кредитов от стран Запада и международных валютных организаций. Чем потом Украина будет расплачиваться за эти кредиты, киевских «эффективных менеджеров» волнует в последнюю очередь. 

Рост преступности как последствие Майдана

Как и в любой воюющей стране, тем более, подверженной политическому хаосу и экономическому обнищанию, на Украине после Майдана наблюдается значительный рост преступности. Обнищание населения способствует увеличению количества краж и прочих корыстных преступлений, а появление в свободном хождении большого количества оружия резко повышает уровень насилия в украинском обществе. К тому же, многие участники боевых действий на Донбассе возвращаются с травмированной психикой, «подсаживаются» на алкоголь или наркотики, что также способствует росту количества преступлений. Сразу же после Майдана и насильственной смены власти в стране, правоохранительные органы Украины оказались деморализованными. Пока украинская милиция приходила в себя и определялась, как же действовать в изменившейся политической ситуации, банды боевиков грабили дома, людей, отбирали имущество, проводили рейдерские захваты бизнеса, обкладывали предпринимателей данью. На Донбассе стали нормой мародерство, кражи и грабежи местного населения, похищения людей, изнасилования женщин и девушек. Бесконтрольное хождение огнестрельного оружия, включая автоматы и даже пулеметы и гранатометы, стало для современной Украины настоящей проблемой. Тем более, что справиться с ней правоохранительные органы страны не могут. Часто полицейские структуры оказываются не способными противостоять вооруженным отрядам экстремистских группировок. Количество одних только краж в Киеве выросло в четыре раза, каждый месяц совершаются десятки преступлений с применением огнестрельного оружия. Массовое обнищание населения толкает на преступный путь даже те группы населения, которые раньше отнюдь не отличались повышенной криминализованностью. Так, в Харьковской области две пенсионерки убили другую пенсионерку, подрабатывавшую почтальоном. Они убили ее прямо в такси, забрав 55 тысяч гривен — несчастная женщина занималась развозом пенсий по селам. В Киеве мужчина, ранее преследовавшийся правоохранительными органами за вымогательство, захватил в заложники собственного десятилетнего сына. Был отмечен целый ряд хулиганских выходок с беспричинной стрельбой из огнестрельного оружия на оживленных улицах украинских городов. И подобных случаев в современной Украине множество. 

Что говорить, если украинская полиция не может навести порядок в центре самого Киева. 20 февраля 2016 г. в Киеве около 50 человек в камуфляже заняли ряд помещений отеля "Козацкий". Боевики представились журналистам членами организации «Радикальные правые силы», а администрация отеля предпочла сообщить, что занятие здания произошло «по согласованию». На Майдане Незалежности группы людей в камуфляжной форме разбили палатки и собираются «созвать вече», на котором выдвинут претензии к властям Украины. В Киеве в дни годовщины победы Майдана были выведены на улицу части Национальной гвардии Украины. Примечательно, что в Национальной гвардии служат многие члены правоэкстремистских организаций — получается, что одни украинские националисты будут охранять от других украинских националистов украинское правительство, представленное иностранными гастролерами. В Одессе произошла драка на митинге в память о погибших во время беспорядков двухлетней давности боевиках радикальных организаций. Их соратникам — членам праворадикальных группировок — не понравилось, что руководитель одесского областного совета выступал на русском языке. Возмущение «правосеков» быстро переросло в потасовку с охранниками. В Киеве экстремисты чуть было не расправились с журналистами, заподозрив в них «пророссийских провокаторов». Украинский писатель Юрий Винничук поспешил обвинить Россию в том, что она, на этот раз, поддерживает «новый майдан», организованный украинскими правыми радикалами. Так что с логикой у представителей современной украинской культуры совсем плохо. 

Двухлетие государственного переворота на Украине предстает для страны траурной датой. Именно в результате переворота Украина оказалась низвергнутой в кровавую пропасть гражданской войны, дошла до состояния полного экономического коллапса, оказалась под «внешним управлением» с привлечением иностранцев в качестве управленцев. Произошла фактическая «сомализация» Украины, преодоление которой может занять годы, если не десятилетия — да и то при условии каких-то кардинальных военно-политических изменений, благодаря которым будет свергнут режим «внешнего управления», уничтожены бандитские группировки, полностью изменится направленность государственной информационной и национальной политики.

Источник: Илья Полонский, «Военное Обозрение»

 «Комитет»


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/152688/
© 2006-2008, komitet.net.ua