О подоплёке блокады российского транзита на Украине
Внезапно но развернувшаяся на Украине силами боевиков национал-экстремистских группировок блокада транзитных российских большегрузных автоперевозок ставит вопрос о причинах и мотивах действий участников. Блокада уже вызвала ответные меры: территория РФ также закрыта для транзита украинских большегрузов. Сотни украинских и российских фур уже разворачиваются обратно, автоперевозчики обеих стран несут потери.
Видимо, желание киевского режима подыграть Польше в её сугубо коммерческом споре с Россией по условиям взаимных транзитных автоперевозок на текущий год, соединённое с патологической русофобией привело киевский режим к столь абсурдной транзитной блокаде. Сыграло свою роль и стремление официального Киева как-то ответить на упразднение российской стороной льготного порядка украинского транзита через российскую территорию из-за выхода Украины из зоны свободной торговли с РФ с 1 января 2016 года.
Как известно, российско-украинские торговые отношения резко обострились; с 1 января в рамках соглашения об ассоциации Украины с ЕС между сторонами начала официально действовать зона свободной торговли (далее — ЗСТ). Учитывая пребывание Украины в ЗСТ с СНГ, аналогичный свободный торговый режим Украины с ЕС создавал для российской экономики существенные риски — от реэкспорта в Россию товаров из ЕС до вытеснения европейскими производителями украинских товаров на российский рынок, где они сбывались бы по демпинговым ценам. В любом случае эти риски влекли угрозу банкротства российских производителей.
Поскольку трёхсторонние переговоры в формате РФ-ЕС-Украина на предмет учёта Киевом и Брюсселем интересов России в будущей ЗСТ Украины с ЕС не дали результатов, правительство РФ вынуждено было отменить режим ЗСТ с Украиной, а, следовательно — и все торговые льготы, полагающиеся по соглашению о ЗСТ СНГ. Сделано это было на совершенно законной основе в полном соответствии со ст.8 Договора о зоне свободной торговле СНГ, которая предусматривает применение специальных защитных мер во взаимной торговле, и в соответствии с п.4 ст.18 «Соглашения о таможенных союзах, свободной торговле, приграничной торговле».
Фактический выход Киева из ЗСТ с Россией имел неизбежные последствия и для условий транзита товаров из Украины через территорию РФ. В отношении Украины перестала действовать ст.7 Договора о ЗСТ СНГ «Свобода транзита», в результате чего, российская сторона Указом президента В. Путина на законных основаниях отменила льготный режим транзита грузов из Украины в Казахстан через территорию РФ и ввела специальный порядок транзита с территории Белоруссии. В Указе прямо отмечается, что он подписан в связи с приостановлением с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли с Украиной. При этом транзит товаров из Украины не запрещался, просто вводились новые требования.
Киевский режим вместо того, чтобы попытаться исправить ситуацию законным путём на основе Договора о ЗСТ СНГ и договориться с участием ЕС и РФ об учёте российских интересов, либо просто выполнить новые требования транзита по российской территории решил усугубить ситуацию ответными неправовыми действиями. Официальный Киев ввёл с 10 января 2016 г. эмбарго на поставку российских продовольственных товаров, преподнося его, как ответ на отмену Россией льготного торгового режима с Украиной, что фактически являлось произволом Киева.
Однако ответить России ограничением её транзита по территории Украины киевский режим долгое время не решался. Понятно почему — для этого не было вообще никаких законных оснований.
Россия, отменяя в отношении Украины льготы в торговле и транзите, действовала в соответствии с Договором о ЗСТ СНГ и нормами ВТО (а они учтены в этом договоре). Любой международный суд по экономическим спорам стал бы на её сторону. Но обострившиеся в феврале российско-польские противоречия по транзитным грузоперевозкам дали киевскому режиму дополнительную мотивацию для максимального затруднения транзита грузов из РФ.
Российский Минтранс и министерство инфраструктуры и строительства Польши не смогли договориться о продлении разрешений для транспортных компаний на 2016 г. по взаимному транзиту грузов из Польши по территории РФ и из РФ по территории Польши. Количество разрешений на въезд большегрузов страны согласовывают ежегодно. С 1 февраля, когда истекает срок действующих разрешений, российские фуры не могут въехать на территорию Польши, а польские — в Россию. Пока сторонам удалось договориться лишь о том, что все российские машины, находящиеся сейчас в Польше, смогут вернуться в Россию до 15 февраля по разрешениям 2015 г.
В этой ситуации российские перевозчики сменили маршрут транзита и использовали для транзита в ЕС территорию Украины. Российская сторона выходила, таким образом, из сложной ситуации, нейтрализовывала шантаж Польши и могла вести с ней переговоры по квотам в неспешном режиме. Украина при условии разумного поведения киевского режима, получала, что называется, «на ровном месте» дополнительные доходы с внезапно возросшего транзита по своей территории.
Но в этом сугубо коммерческом российско-польском споре киевский режим решил подыграть Польше и, видимо, ответить, таким образом, на законную отмену РФ льгот на грузовой транзит из Украины.
В очередной раз сработала психология мелких пакостников и официальный Киев решился на правовой произвол, фактически запретив российский большегрузный транзит через Украину.
Для России ничего критичного нет, хотя и чревато определёнными трудностями. В прошлом году, по словам Е. Москвичёва, главы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) российские перевозчики совершили 160 тыс. поездок через территорию Польши. Если каждая подорожает хотя бы на €600, то расходы российских транспортных компаний в 2016 году вырастут минимум на €96 млн (7,9 млрд руб. по курсу ЦБ на 31 января). Расчёт Киева понятен — создать, таким образом, для России ещё одну проблему и серьёзные неудобства, вынудив её договариваться с Польшей.
В Киеве действовали, как и в ситуации с «блокадами» Крыма осенью 2015 года по отработанному алгоритму. Сначала «внезапно» появившиеся боевики из неонацистских группировок, под видом «активистов» (официальный Киев именно так их и называет) 12-16 февраля начинают «общественную акцию» и перекрывают автомагистрали на пути следования российских фур в Закарпатье, а затем и в иных областях Украины. В ответ российская сторона вынуждена принимать аналогичные меры, а правительство Яценюка, используя это, как повод, уже официально, как бы «в ответ» на российские шаги и, учитывая «пожелания общественности» принимает решение о прекращении российского большегрузного транзита через Украину.
Совершенно очевидно, что боевики и правительство Яценюка действовали согласовано. Предположения о том, что среди мотивов Киева был расчёт «выпустить пар» недовольства национал-радикалов властью, заняв их блокадой, крайне ошибочны. Они основываются на предположении о слабой управляемости группировок боевиков, что в нынешней ситуации на Украине явно не так. Все боевики, так или иначе, приручены и включены в систему отношений с режимом, и ситуация с транзитной блокадой это убедительно доказывает.
В результате Киев теряет не только дополнительные доходы от транзита российских грузов, которые вместо Польши смогли бы пойти через Украину, но и запланированные доходы от транзита.
Кроме того, киевский режим сорвал доставку в ЕС оплаченных грузов, которые уже принадлежат европейским компаниям. ЕС, скорее всего, ещё скажет своё веское слово.
Таким образом, получается, что киевский режим этой бестолковой и абсолютно непродуманной по своим последствиям акцией навредил собственному идолу «евроинтеграции», наиболее официально почитаемому на Украине.
Теоретически можно допустить, что польские власти специально попросили украинское правительство надавить блокадой на Россию и помочь решить в пользу Польши вопрос с квотами. Но, воспользуемся «бритвой Оккама» и не будем плодить сущностей без необходимости.
В Варшаве слишком высоко себя ценят, чтобы снисходить до просьб киевским вассалам и обязываться перед непредсказуемым режимом. Нет смысла строить сложные объяснения и конспирологические версии там, где целью, смыслом и мотивом всех действий является одно — нагадить России любой ценой. А удар по репутации Украины, по доходам уже достаточно бедного украинского бизнеса и слабеющей экономики в Киеве и ценой-то не считаются.
Источник: Виктор Пироженко, «Столетие»
«Комитет»