Согласно проекту бюджета на 2017-й финансовый год, США предполагают потратить 4,3 млрд. долл. на «сдерживание» России. Вашингтон намерен поддержать деньгами государства НАТО, а также своих европейских союзников в целях «противостояния российской агрессии». Некоторые особо рьяные «ястребы» при этом недовольны: например, сенатор Маккейн считает, что «оборонные расходы» США должны не снижаться, а расти. Тем временем блок НАТО начинает готовить плацдарм у границ России, сообщают СМИ.
В проект бюджета США на 2017 финансовый год включена финансовая поддержка государств НАТО и европейских союзников Вашингтона в целях «противостояния российской агрессии», передаёт ТАСС.
«В бюджет включены более $4,3 млрд. для оказания политической, экономической, дипломатической и военной поддержки в целях повышения устойчивости и снижения уязвимости государств-партнёров по НАТО и союзных стран в Европе, Евразии и в Центральной Азии», — сказано в документе, опубликованном на сайте административно-бюджетного управления Белого дома. Утверждается, что это сделано «в ответ на усиливающиеся попытки Российской Федерации по оказанию давления на внешнюю и внутреннюю политику соседних стран».
Белый дом настаивает, что денежные средства предназначаются на «укрепление демократии, государственного управления, усиление оборонных способностей» союзников. Также помощь будет способствовать «укреплению верховенства закона», проведению антикоррупционных реформ, «продвижению европейской интеграции, диверсификации торговли и повышению энергетической безопасности». Администрация США отмечает, что расходы в том числе будут направлены на «сдерживание» действий Российской Федерации на Украине, в Грузии и Молдавии.
Также корреспондент ТАСС сообщает, что по линии Госдепартамента на статью «Противодействие российской агрессии» в 2017 финансовом году намечается ассигновать 952 млн. долл. Данные привёл на телефонном брифинге для журналистов представитель Госдепа. Корреспондент ТАСС попросил его пояснить, какие программы кроются за статьёй с этой формулировкой. Ведущий брифинга пояснил, что ассигнования ориентированы прежде всего на Украину, Грузию и Молдавию. Также они предназначены и для стран Центральной Азии. Американский дипломат подтвердил, что финансирование призвано в том числе и укрепить военный потенциал перечисленных государств.
В целом по статье «Противодействие российской агрессии» исполнительная ветвь власти США хотела бы израсходовать 4,3 млрд. долл., указывает корреспондент. Львиную долю этих средств должен получить Пентагон (3,4 млрд. долл.). Военное ведомство США рассчитывает укрепить своих союзников по НАТО и расширить американское военное присутствие в Европе.
Впрочем, даже таких статей со столь крупными расходами некоторым американским воинам маловато.
В частности, своё недовольство недостаточными «оборонными» тратами выразил сенатор Маккейн.
Председатель комитета Сената США по вооружённым силам Джон Маккейн раскритиковал оборонную часть бюджета, внесённого Бараком Обамой, передаёт РИА «Новости».
«Комитет подробно рассмотрит запрос президента по оборонному бюджету, но уже ясно, что этот запрос не адекватен угрозам национальной безопасности, с которыми мы столкнулись, и растущим требованиям, которые они накладывают», — отметил сенатор. Ведь, придерживаясь установленных по соглашению партий лимитов на расходы, Б. Х. Обама предлагает потратить на оборону США на 17 миллиардов долларов меньше, чем того требуют оценки его собственной администрации.
Мистер Маккейн полагает, что Обама справедливо запрашивает дополнительное финансирование на поддержку европейских союзников, на присутствие войск США в Афганистане и военные операции против «ИГ». Однако сокращение расходов на «другие важные нужды» воинственный сенатор не считает уместным: «Но вместо того, чтобы потребовать роста оборонных расходов, которые отражают наши военные нужды, президент требует попытаться заплатить за возросшие потребности, сократив другие важные нужды».
Что думают о предполагаемых расходах США по бюджетной статье «Противодействие российской агрессии» российские эксперты?
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев сказал газете «Взгляд», что подобного рода документы всегда направлены на расширение военного бюджета.
«А чтобы его увеличить, нужно как-то оправдать это увеличение. Поэтому в ход и идёт соответствующая риторика в отношении России», — сказал он корреспонденту.
Эксперт напомнил, что, принимая аналогичные документы ранее, США как только ни пытались объяснить ассигнования: говорили и о противодействии Москве, и даже об отставании США от СССР или РФ в военном отношении.
«Любое государство свои вооружённые силы должно развивать, оглядываясь на передовые вооруженные силы других государств, — сказал газете «Взгляд» замдиректора Института США и Канады РАН, руководитель Фонда поддержки военной реформы, генерал-майор в отставке Павел Золотарёв. — А то, что они выбрали для сравнения наши вооружённые силы, — положительный момент, это в определенной степени оценка уровня и направления развития наших вооружённых сил».
А вот гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин сомневается, что словосочетания «противостояние российской агрессии» или «сдерживание России» могут появиться в государственном документе США. В комментарии «Ридусу» этот эксперт сообщил, что у проекта бюджета с подобными формулировками нет шансов пройти слушания в Конгрессе.
Эксперт напомнил, что соответствующие статьи расхода всегда включались в федеральный бюджет США, но назывались по-другому, например, расходами на «поддержку демократии в России».
Тем временем блок НАТО приступил к подготовке плацдарма у границ России. По крайней мере, об этом пишут российские СМИ, указывая на заявление генсека НАТО об усилении военного присутствия альянса на востоке Европы.
Новость под заголовком «НАТО начинает готовить плацдарм у российских границ» появилась на сайте газеты «Взгляд» поздним вечером 10 февраля.
В материале сообщается, что министры обороны 28 государств — членов НАТО на встрече в среду в Брюсселе одобрили предложение об усилении военного присутствия альянса на востоке Европы. Об этом сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
«Мы только что согласовали серию принципов, касающихся модернизации обороны НАТО и её сил сдерживания», — заявил руководитель альянса на пресс-конференции. Кроме того, «в рамках принятых решений министры обороны НАТО согласились на расширение передового присутствия в восточной части нашего альянса».
Господин Столтенберг подчеркнул, что расширение присутствия будет обеспечивать многонациональная группировка сил НАТО, а задействованные военнослужащие будут находиться в «восточной части альянса» на ротационной основе.
«США также определились по плану увеличения присутствия своих сил в Европе путём постоянной ротации бронетанковых и механизированных подразделений», — добавил генсек.
Точное количество военнослужащих новых войск Североатлантического альянса в Восточной Европе штабные структуры определят весной. Окончательное решение будет принято на саммите НАТО в июле.
Кроме того, сообщается, что министры государств НАТО одобрили расширение военного присутствия в Средиземноморье и Чёрном море.
Альянс принял обязательство не размещать свои войска вдоль российских границ на постоянной основе. «Но налицо лукавство: термин «постоянное военное присутствие» заменяется «непрерывным военным присутствием», — сказал газете «Взгляд» эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Ермаков. — Говорится о том, что на ротационной основе будут действовать ограниченные контингенты натовских стран. Причём речь идёт не только о северо-восточных границах альянса (Прибалтика — Польша), но и о средиземноморском регионе, где будет усиливаться военно-морская составляющая».
«В угрожаемый период альянс может серьёзно увеличить и усилить свой контингент у наших границ, используя уже подготовленную и развитую военную инфраструктуру», — считает Ермаков. «Также необходимо обратить внимание на программы, которые независимо от НАТО реализует Европейское командование вооружённых сил США», — добавил эксперт. Уже «к 2017 году Пентагон планирует, также на ротационной основе, развёртывать силы до уровня бригады».
«Если сейчас в регионе находится порядка 150 американских военнослужащих, то речь будет идти о подразделении численностью порядка 5 тыс. человек, оснащённых тяжёлым вооружением, включая танки «Абрамс», бронированные машины, крупнокалиберную артиллерию и т.д.», — резюмировал эксперт.
* * *
Изобразив «угрозу», натовцы активно занялись «противостоянием» ей. Как и любая задача в капиталистическом мире, вопрос «противостояния российской агрессии», поставленный мировым гегемоном, решается при помощи денег. В 2017-м финансовом году США намерены потратить 4,3 млрд. долларов на «сдерживание» действий Российской Федерации на Украине, в Грузии и Молдавии.
Кроме того, все министры обороны 28 государств — членов НАТО поддержали идею об усилении военного присутствия альянса на востоке Европы. Расширение присутствия, подчеркнул генсек Столтенберг, обеспечит многонациональная группировка сил НАТО, а задействованные военнослужащие будут находиться в «восточной части альянса» на ротационной основе.
Враг обозначен. Уже не слышно ни из Белого дома, ни из Брюсселя заявлений о том, что холодной войны нет, а есть лишь «обострение» отношений с Москвой. В США и Европе открыто принимаются решения по наращиванию «группировки» и «противостоянию».
Слово «противостояние» лишний раз подтверждает агрессивные намерения. Нет, не российские.
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»
«Комитет»