Как грузинские обстрелы создают трещину в отношениях между Москвой и Цхинвалом
Обстрелы грузинской стороной столицы Республики Южной Осетии (РЮОс) Цхинвала и осетинских сел говорят о том, что игра пошла на дестабилизацию прежде всего самой Российской Федерации. Такова цена промедления в признании независимости отколовшихся от Грузии республик. Москва явно теряет инициативу в решении «грузинской проблемы».
СТРАТЕГИЯ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ
Обратите внимание: обстрелы территории РЮОс начались после того, как Германия и США выступили со своими планами нормализации отношений Тбилиси с осетинами и абхазами, причем американский план предполагает полное вытеснение русского влияния и наших войск из Закавказья.
При этом и немцы, и американцы предлагают Абхазии и РЮОс западные инвестиции для восстановления экономики. В обоих случаях Абхазия и Юго-Осетия получают автономный, практически суверенный статус – но уже под эгидой Запада, а не РФ.
Подспудно делается намек: Северной Осетии лучше выйти из состава РФ и образовать прозападное единое государство с Южной Осетией. Расчет делается на то, что Москва, на весь мир пригрозив признать Абхазию и РЮОс в случае признания Западом суверенитета Косова, так и не сдержала своего слова. И, как уверены на Западе, никогда на это не решится.
Игра получается хитрой, гроссмейстерской. Итак, нерешительность Москвы приведет в раздражение абхазов и осетин, а также все родственные им народы на Северном Кавказе в составе РФ. Все сильнее станут настроения: «Дела с Москвой иметь нельзя!»
В случае успеха плана Запад сможет перетянуть на свою сторону Абхазию и Большую Осетию, после чего привести в тех республиках к власти пронатовские силы – вполне реальное дело. В результате в Закавказье исчезают последние остатки русского влияния. Ну а как максимум – начинается процесс антирусских выступлений на Северном Кавказе.
Соответственно, и Грузия играет в ту же игру «непрямых действий». Ее войска явно не собираются вторгаться в РЮОс, ибо оборонительная война консолидирует народ Южной Осетии и укрепит его связи с Россией. Нет – все сводится к обстрелам Цхинвала и сел издали. Эти обстрелы должны расколоть осетинский социум и посеять раздражение Москвой.
Каждый обстрел на руку тем силам, что говорят: «глядите, осетины и абхазы, Москва реально не в силах защитить вас и обуздать грузинскую агрессию. Она и не признает ваши республики, и не наносит решительных ударов авиацией и артиллерией по огневым позициям грузинских частей. Да и экономически РФ не может помочь республикам так же щедро, как страны НАТО. Так не лучше ли пойти на сделку с Западом?»
ПЕРВЫЕ ЗВОНКИ
Надо сказать, первые трещины в альянсе Москва–Абхазия–РЮОс уже пошли. Непризнанные республики устали от почти двадцатилетней экономической разрухи. Им нужны большие инвестиции. Они устали и от непонятной политики Москвы: то она вводит экономические санкции против непризнанных республик, то – чуть ли не признает их. А что будет завтра? Нормальную жизнь, между тем, нужно налаживать.
Вот и обращаются взоры на Запад. Посмотрим на некоторые недавние заявления первых лиц Юго-Осетии – для примера.
«Мы сейчас предлагаем создать единую экономическую зону, чтобы сблизить в ней и Россию, и Грузию. Единая оффшорная зона в рамках Алагирского района Северной Осетии, Южной Осетии и Горийского района Грузии. Нужно создать экономику. Отложить политические вопросы. Сначала – меры доверия. Восстановление разрушенного хозяйства. И только потом – политические вопросы». Это говорил президент РЮОс Эдуард Кокойты.
А вот что говорит заместитель председателя парламента РЮОс Юрия Дзиццойты: «Разворачиваясь в сторону НАТО, Грузия имеет в виду не только военный аспект, но и политический. Она политически уходит от России, и с помощью НАТО она пытается решить территориальные проблемы. В уставе этой организации есть пункт, где указывается, что членом НАТО может стать государство, у которой нет внутренних территориальных проблем.
Но Запад давным-давно дал понять, что Грузия будет принята в НАТО независимо от того, решит она конфликты с Южной Осетией и Абхазии или нет. Это план Запада – принять Грузию в границах бывшей ГССР.
Чтобы что-то противопоставить этому, нужно предложить аналогичный план с другой стороны. Россия, в данном случае она является главным игроком на противоположной стороне, должна предложить такой же четкий план. И заявить, что политически Грузия не может претендовать на Южную Осетию и Абхазию, и обосновать это. Южная Осетия не может быть частью Грузии по многим причинам и Россия должна с этим согласиться.
Если Россия собирается признавать Южную Осетию и Абхазию, она должна сделать это сейчас, пока Грузию не приняли в НАТО.
Грузия от вхождения в НАТО выигрывает и в политическом, и экономическом, и военном аспектах, я уже не говорю в плане решения конфликта, который ей дает большую фору.
Россия не может воспрепятствовать. Она разыгрывает то осетинскую, то абхазскую карту. Россия не препятствовать должна, а определиться и признать Южную Осетию и Абхазию. Мир так и так разделен на три или даже четыре враждующие стороны, и Россия должна определиться, где союзник, а где враг. Грузия не союзник, она враг. Это однозначно. Надо определиться, хватит ли России мужества сделать шаг.
Заслав свои самолеты в Южную Осетию, Россия сказала «А», если вслед за этим скажет «Б», то Россия чего-то стоит, и ее будут уважать на международной арене. Если нет, то грош цена всем заявлениям, гуманитарной помощи, полетам над нашей территорией. Должен быть четкий план, и Россия, как Грузия и как США, должна шаг за шагом реализовывать этот план…»
Все, таким образом, высказано недвусмысленно: Москва, решись же, наконец, на что-то! Иначе Грузия войдет в НАТО и пожнет большие экономические выгоды.
Материалы по экономике той же Юго-Осетии преисполнены усталости и тревоги. Строительный комплекс едва-едва восстанавливается с 1990 года. В Цхинвале начато первое крупное строительство за много лет. И – по западной технологии, с автономными системами ЖКХ. А что может предложить РФ?
Спасибо на том, что из Северной Осетии тянут на юг однониточный газопровод «Дзуарикау–Цхинвал». Но и то – строительство началось благодаря лоббизму Северной Осетии, а не стратегическим действиям Москвы. То же самое происходит и на других направлениях. Не Москва, мол, а Нальчик (Кабардино-Балкария) предложил принять эвакуируемых из зоны нынешних обстрелов осетинских женщин и детей. Да что там: почти впрямую говорится о том, что грузинские войска практически в открытую оборудовали огневые позиции и доты против Цхинвала с июня, но Россия оказалась бессильной этому помешать.
Еще немного – и начнется опасное брожение национальных страстей в Северной Осетии.
Нам необходимо понять: дальнейшая неопределенность и пассивность опасны. Еще немного – и игра в Закавказье пойдет по чужим правилам, с большими неприятностями для Российской Федерации. Последствия могут быть не легче, чем итоги проигрыша первой Чеченской кампании 1994–1996 гг.
Необходимо немедленно признать обе освободившиеся от власти Грузии республики. И без проволочек выдвинуть русский план нового устройства Закавказья. Времени на это осталось крайне мало…
Максим Калашников, RPMonitor