Известное выражение «короля делает свита» справедливо для любого правителя любого государства. Увы, но бездарный властелин может выглядеть мудрецом, если в его окружении сумели удержаться люди, понимающие, как управлять страной. И наоборот: ни один великий гений не может прослыть таковым, если он не окружён теми, кто понимает его устремления и помогает добиться поставленных перед собой целей.
Украина и её нынешний президент – не исключение из правил. И особенно ясно это становится после ознакомления с двумя интервью – Петра Порошенко телеканалу DW и главы президентской администрации Бориса Ложкина украинскому еженедельнику «Зеркало недели».
* * *
Автору доводилось наблюдать и одного интервьюируемого, и другого на различных мероприятиях в Киеве, так что назвать кого-то из них глупцом у него язык не повернётся. Они оба достаточно умные люди, неплохо разбирающиеся в бизнесе, в администрировании, во взаимоотношениях политических сил. Но…
Но их Украина – это вовсе не Украина сорока миллионов жителей страны. И миллиардер Порошенко, и мультимиллионер Ложкин много лет прожили в своём собственном искусственном мирке, имеющем общий с остальным миром лишь воздух, которым они дышат, да звёздное небо над головой. И сквозь стену этого мирка, как сквозь кривую призму, действительность выглядит совсем не так, как кажется нам с вами или простым жителям Украины.
Читая и слушая эти интервью, невозможно отделаться от мысли, что президент и глава его администрации просто играют заранее выученные роли. Второй - талантливо, искромётно, а первый – уныло, бездарно.
Чего только стоят бесконечно повторяемые порошенковские мантры «мы станем европейской нацией», «я действую очень по-европейски», «мы — цивилизованное европейское государство», «это очень по-европейски». Мантры, предназначенные для того, чтобы убедить вовсе не европейцев, а самого себя, поскольку дебаты с ведущим о несоблюдении Киевом минских соглашений, о невыполненном обещании продать свой телеканал, об обещании разоружить и уничтожить «Правый сектор», о нарушениях прав человека украинскими карателями он полностью провалил.
Интервью Бориса Ложкина Юлии Мостовой – жене Анатолия Гриценко, выпускника американской школы военных переводчиков, структурного подразделения ЦРУ, и экс-министра обороны Украины, кратко можно охарактеризовать песенкой из кинофильма «Двенадцать стульев»:
Нет, я не плачу и не рыдаю,
На все вопросы я открыто отвечаю,
Что наша жизнь – игра. И кто ж тому виной,
Что я увлёкся этою игрой?
* * *
Роднит нынешнего главу администрации президента Украины с сыном турецкоподданного не только оптимизм, но и авантюрный склад характера. Учась в десятом классе школы, он «учит жизни» не только областное партийное начальство, но и идеологов КПСС, отстаивая точку зрения проституток. По окончании школы, провалив экзамен на журфак МГУ, по ходатайству мужа своей классной руководительницы становится ответственным секретарём газеты «Вечерний Харьков». Одновременно с этим, в 18 лет, начинает выпускать первую коммерческую газету с телепрограммой.
Не всё гладко с дипломами Ложкина. Согласно данным газеты «Экспресс», в предоставленной им копии диплома о высшем образовании присутствуют грамматические ошибки в бланке, а якобы американское учебное заведение, выдавшее его, не имеет ни украинской лицензии, ни регистрации в США.
Позже медиаимперия Бориса Ложкина включила в себя ряд оставшихся после СССР печатных брендов («Известия», «Комсомольска правда», «Аргументы и факты», «За рулём», «Совершенно секретно» и т.д.), известнейшие зарубежные издания (Forbes, Vogue), украинские версии российских радиостанций («Авторадио», «Ретро FM», «Наше радио», Europa Plus, «Радио Алла»), а также наиболее ангажированные «оранжевыми» политическими силами интернет-сайты (korrespondent.net, bigmir.net и др.).
И вдруг… 5 ноября 2013 года всё это продаётся олигарху Сергею Курченко за колоссальную сумму в 350 миллионов долларов.
Причём продажа вызвала массу вопросов.
Во-первых, антикоррупционные органы Австрии возбудили дело по этой сделке, имеющей признаки отмывания денег.
Во-вторых, Курченко приобретал ложкинский «Украинский медиахолдинг» вовсе не за свои кровные, а на кредит в 160 миллионов долларов, полученный от государственного на 100% Укрэксимбанка, которым на тот момент руководил… Борис Ложкин. Причём этот кредит составил 60% от всех кредитов, выданных банком в 2013 году. Вскоре после сделки стоимость акций УМХ упала в семь раз, а Сергей Курченко, в том числе и в связи с «мутным» приобретением УМХ, был объявлен в международный розыск как коррупционер. СБУ предъявляла обвинения и Ложкину, но когда речь пошла о его допросе, именно в этот момент «по счастливой случайности» он становится главой администрации президента.
В-третьих, одна из крупнейших на Украине бизнес-сделок не принесла казне ни копейки налогов, поскольку деньги от продажи «растворились» в цепочке голландских, кипрских и виргинских офшорных компаний с «совершенно случайно» одинаковыми или созвучными аббревиатурами.
Со слов самого Ложкина, на днях австрийское расследование было прекращено. Но немало будет вопросов по назначениям Ложкиным на государственные посты собственных друзей и компаньонов, друзей и компаньонов своих родственников, родственников друзей и компаньонов. Таких, например, как компаньон его матери Михаил Бейлин, компаньон самого Ложкина Игорь Мазепа, бывшие менеджеры Ложкина Валентин Резниченко и Игорь Райнин, возглавившие Днепропетровскую и Харьковскую обладминистрации соответственно. Не говоря о множестве других выходцев из УМХ и членов всевозможных комиссий, проверявших законность сделки с Курченко.
* * *
Учитывая, что и сам Порошенко – вовсе не ангел в вопросах коррупции, назначение им на должность руководителя своей администрации подобного себе «рыбака» вовсе не случайно.
Предназначение Ложкина в данном амплуа – фонтанировать пиар-идеями и жёстко контролировать СМИ. Вот как это определил «преданный делу революции» украинский политолог Вадим Карасёв: «Для того, чтобы начать своё энергичное и результативное президентство, Порошенко нужен контроль над медиа. И если ставить задачу по влиянию на медиаресурсы и контролю за ними, то, учитывая успешный опыт Ложкина, лучшей кандидатуры на должность главы АП не придумаешь».
Учитывая поголовное уничтожение неугодных СМИ и тотальную цензуру, с этой своей задачей Ложкин действительно справился.
Ну а что касается фонтанирования, то и с этим у современной реинкарнации Остапа Ибрагимовича всё в порядке. Чего только стоит его идея приглашения на высокие государственные должности иностранных преступников, жуликов и коррупционеров. Её авторство не скрывает в интервью и сам Ложкин, и один из приглашённых им «великих специалистов» Айварас Абромавичус. Не только Абромавичус и грузинские варяги приглашались Ложкиным, но и недавно разоблачённая в коррупционных действиях гражданка США Наталья Яресько, которой сегодня прочат место премьера.
Среди «гениальных идей» бывшего медиамагната и экс-партнёра Порошенко по сайту «Корреспондент.нет» - «оптимизация» Академии наук (НАНУ) с ликвидацией всех отраслевых академий, увеличение пенсионного возраста для всех без исключения до 65 лет, лишение прокуратуры надзорной функции, «реформа» медицины, в результате которой бригады скорой помощи лишатся в своём составе врачей, слияние Пенсионного фонда с фондом Соцстраха, ликвидация экологических надзорных органов.
Ещё один талант Бориса Ложкина – умение находить общий язык с политиками разных парламентских фракций. Хоть он в своём интервью и заверяет, что при этом чемоданы с наличкой в парламент больше никто не носит, есть у него более серьёзный аргумент – телефонные звонки из Вашингтона. Но куда более ценен Украине он тем, что, как считают многие, работает «жилеткой» для Петра Порошенко. И хотя глава президентской администрации это отрицает, не может не остаться незамеченным его огромнейшее влияние на президента.
Прихвастнув собственными достижениями, Ложкин не удержался и рассказал, что в работе «фонтана идей» ему тоже помогают варяги. Из США, России, Латвии, Словакии, Польши. Хотя он и объясняет своё пристрастие к приглашению иностранцев действием на протяжении всей украинской независимости отрицательного отбора при выдвижении людей на госслужбу (с наличием которого я полностью согласен), но такой подход лишает страну любого отбора, абсолютно всех социальных лифтов для талантливых людей.
Впрочем, для «человека мира», живущего за искажающей действительность стеной-призмой, заботы населения страны, на котором он сейчас обкатывает свои умозрительные идеи, не важны. Ему важна оценка «красоты игры».
* * *
Два интервью, две сыгранные роли. Одна – сыгранная блестяще, другая – проваленная. Но как бы они ни были сыграны, в тени остаётся тот человек, который их написал для двух актёров, которые практически одновременно вышли к микрофону.
Обращает на себя внимание, что ни Ложкин, ни Порошенко не коснулись международной политики. За исключением прозвучавшего у обоих единственного тезиса: Россия напала на Украину. О чём это говорит? О том, что сценарист, так и оставшийся за кулисами, не позволяет им влезать в эту тему? В администрациях предыдущих президентов именно Управление внешней политики считалось наиболее сильным и задавало тон не только МИД, но и любым внешнеполитическим шагам страны. И полное игнорирование Борисом Ложкиным такого влиятельнейшего подразделения своей структуры говорит лишь о том, что оно превратилось из двигателя внешней политики в исполнителя некоей внешней воли. Чьей? Таинственного сценариста, оставшегося в тени?
Ответ на эти вопросы даёт программа-корректор текстов Т9. Тот самый, что автоматически превращает написанную в айфоне фразу «власть на Банковой» во «власть на Танковой».
Источник: Александр Москаль, «Одна Родина»
«Комитет»