Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью местному телеканалу Ukraine Today заявил, что процесс мирного урегулирования на востоке страны находится под угрозой срыва из-за эскалации напряженности в регионе. На первый взгляд странно, что Климкин так озаботился миром на Донбассе, ведь «нормандская четвёрка» буквально за уши тянет украинских руководителей выполнять минские договорённости. Наверное, всё дело в том, что Украина ушла из первых задач международной повестки, уступив место проблеме беженцев в Европе и войне в Сирии. Теперь глава украинского МИДа намекает партнерам, что Украина готова вернуть к себе внимание мирового сообщества даже через эскалацию конфликта на Донбассе. Ведь, что бы там ни говорили, ключ к миру на Востоке Украины сегодня находится в высших кабинетах Киева.
Нельзя сказать, что Украина теперь обделена вниманием международных структур. На неделе Киев посетила верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, в четверг здесь приступила к работе возглавляемая Роном ван Руденом миссия Международного Валютного Фонда (МВФ).
Федерику Могерини в первую очередь интересовало соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое уже через полтора месяца должно вступить в силу в полном объеме. В Европе появится новая зона свободной торговли. Могерини как раз и инспектировала подготовку к этому важному для сторон событию.
Миссия, возглавляемая ван Руденом, тоже приехала на Украину с благими намерениями. Она должна подготовить для исполнительной дирекции МВФ рекомендации по предоставлению Киеву очередного транша финансовой помощи. Но главное — материалы миссии ван Рудена помогут Совету директоров Международного валютного фонда ввести в оборот новые правила, которые позволят кредитовать Украину в случае дефолта из-за невыплаты трех миллиардов долларов российского долга.
Уделил внимание Украине и министр финансов США Джейкоб Лью. В Киеве он встретился с премьер-министром Арсением Яценюком. Накануне визита в интервью Би-би-си Лью выразил надежду, что Россия пересмотрит свою позицию по реструктуризации украинского долга.
Словом, международная поддержка у Украины есть. Не обделена она и вниманием. Так отчего тогда занервничал глава украинского МИДа? Наблюдатели отмечают некую усталость западных политиков от нерешенных проблем Украины. В частности, отчёт о визите в украинскую столицу высокопоставленного европейского дипломата в местном информационно-аналитическом издании назвали «Чемодан без ручки для Могерини». Этот образ автор использовал, чтобы лишний раз подчеркнуть: Украина сегодня не готова к равному партнерству в открывающейся в новом году свободной экономической зоне.
Для такого вывода есть основания. В нынешнем году, например, уже действует льготный торговый режим для Украины, который Евросоюз ввёл в одностороннем порядке. Однако большой пользы Киеву он не принёс. Объёмы экспорта сокращаются от месяца к месяцу. Поставки украинских товаров по разным позициям упали на 20-40 процентов. В целом, если в прошлом году украинский экспорт в ЕС составил порядка 17 млрд. долларов США, то нынче он едва превысит 12 миллиардов. Схожая картина с импортом, сократившимся в текущем году более чем на четверть.
Тому есть объективные причины. Вот как пишет об этом украинский экономист Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера: «Нужно понимать, что украинская экономика по итогам 2015 года упадет на 11 процентов, а в прошлом году её объемы сократились на около семи процентов, годом ранее — падение составило 0,5 процента. Кумулятивное падение за последние три года фиксируется на уровне, практически, двадцати процентов».
Иными словами, торговать-то Украине сегодня с Евросоюзом особо нечем. Экономика после Майдана серьёзно просела. Надежды восполнить торговый оборот за счёт сельскохозяйственной продукции тоже не оправдались. Европейский рынок перенасыщен продовольствием местного производства, для которого из-за контрсанкций закрылась Россия. Даже льготный режим торговли не позволил украинским аграриям потеснить европейских фермеров на прилавках Евросоюза.
В новом году эта проблема ещё больше обострится. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев уже предупредил о возможном российском эмбарго на украинскую сельскохозяйственную продукцию после введения между ЕС и Украиной режима свободной торговли. Значит, и тот объём продовольствия, который сегодня реализуется на российском рынке, в 2016 году, скорее всего, останется на Украине.
Но это только фрагмент общей картины. Вот как её в целом обрисовал в эфире украинского телеканала Business TV профессор Олег Соскин: «Я уже сто раз всем людям объясняю, что мы в состоянии дефолта. Страна в банкротстве: сентябрьские евробонды не выплатили, ноябрьские 600 млн. не выплатили, не реструктурировали 550 млн. долга Киева — отказались кредиторы. Денег золотовалютного запаса теперь нет. Их теперь называют не «золотовалютные запасы», а «международные», то есть они находятся «между народами» в Вашингтоне».
Профессора Соскина не упрекнёшь в пророссийских симпатиях. Многие годы он проработал в двух администрациях украинских президентов (Кравчука и Кучмы). Был экономическим консультантом, советником. Теперь переквалифицировался в критики Петра Порошенко, потому что реально видит: промышленный потенциал разрушается, растут стоимость коммунальных услуг и безработица, сокращаются поступления в государственный бюджет, теряется контроль над стратегическими отраслями экономики и финансами. То есть, беды, которыми эксперты пугали Украину при её вступлении в ассоциацию с Евросоюзом, пришли уже сегодня.
Окончательно расстроило украинцев вот это заявление Федерики Могерини: «Европейским политикам необходимо время, чтобы подготовить своего избирателя к безвизовому режиму с Украиной». В Киеве даже не предполагали, что граждане Евросоюза не во всём поддерживают политиков из Брюсселя. Меж тем, Институт мировой политики провёл исследование, которое дало любопытные результаты: 84,7% европейцев считают, что движению Украины к ЕС мешает коррупция, 72,5% — винят в этом олигархов, 56,9% — видят препятствие в недостаточном экономическом развитии страны, а 46% опрошенных вообще ассоциируют Украину с войной.
Продолжение войны может снести украинскую власть
На следующий день после отъезда Могерини министр Павел Климкин поспешил на телеканал Ukraine Today. Здесь он дал волю эмоциям. По словам министра, «у нас не было никакого устойчивого перемирия, это был очень хрупкий процесс». В последние дни эта проблема стала еще более актуальной. Павел Климкин убеждал телезрителей, что ополченцы не отводят оружие от линии соприкосновения, а прячут его. По мнению главы украинского МИДа, проблему эту не решить, пока у киевской власти «нет полного доступа к Донбассу».
Из этих слов предельно понятно, кто инициирует новую напряженность на Востоке Украины. На следующий день после выступления Климкина на Ukraine Today (13 ноября) представитель министерства обороны Донецкой народной республики Эдуард Басурин сообщил: разведка ДНР зафиксировала переброску к линии соприкосновения более 20 украинских танков и реактивную артиллерию.
В населённом пункте Дзержинск десять танков заняли позиции в пяти километрах от линии соприкосновения, в Новогородское прибыли двенадцать танков украинской армии. Находятся они в шести километрах от полосы разграничения. В Николаевку пришли пять реактивных установок залпового огня «Град».
Меж тем, такое вооружение военные ещё до 1 сентября должны были отвести глубоко в тыл. По соглашению, заключенному в конце сентября, от линии соприкосновения до 10 ноября должны убрать вооружение уже калибром менее 100 миллиметров. Вместо этого на огневые позиции вернулись танки и «Грады».
Новое обострение обстановки началось не вчера. В интервью корреспонденту Deutsche Welle замглавы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг отметил, что в последние две недели наблюдатели СММ вновь фиксируют гибель людей и продолжение конфликта. «Мы регистрируем нарушения перемирия. Большинство их происходит недалеко от Донецкого аэропорта. В последние дни ситуация чуть разрядилась, но тот факт, что люди гибнут, свидетельствует о чрезвычайной хрупкости перемирия».
Сдаётся, украинские власти готовы вновь развязать войну для «полного доступа к Донбассу». Это вернёт внимание мирового сообщества к Украине. На второй план уйдут неудобные вопросы про разрушенную экономику и обедневший народ. На защиту новой власти встанут европейские политики, деньгами поможет Америка и подконтрольные ей международные финансовые институты. Перед угрозой большой беды сплотится население страны.
Так было. Похоже, Павел Климкин и его руководители надеются, что всё это повторится снова. У профессора Олега Соскина на сей счёт другое мнение: «Прошла уже кровавая революция, кровавый третий Майдан, и люди уже все меряют через кровь, через жизнь, через смерть, через войну. А они (руководители Украины — Г.Г.) так себя ведут как при Кучме, при «пчеловоде», при Януковиче. То есть, их ничему эта жизнь не научила. И они не понимают, что с них спрос будет другой. Поскольку убиты тысячи людей, десятки тысяч ранены, стали калеками».
Олег Соскин открыто сказал это всем украинским зрителям телеканала Business TV. Такое признание дорогого стоит. К людям приходит понимание, что продолжение войны на Востоке Украины нынешняя киевская власть может и не пережить…
Источник: Геннадий ГРАНОВСКИЙ, «Военное Обозрение»