В Киеве уже полтора года идут непрерывные реформы, напоминающие серию дешевых водевилей. Один из таких водевилей называется «Возвращение беглых капиталов», то есть средств, выводимых из Украины разными категориями клептоманов. Последних можно свести к двум основным группам: 1) чиновники, получающие взятки, а также свою долю при распиле казенных денег и казенных активов; 2) предприниматели, получающие доходы в результате незаконных операций. Две эти группы не могут существовать друг без друга. Это одна ОПГ со своим внутренним разделением труда.
Нынешние украинские власти, объявляя себя борцами с коррупцией, стремятся сосредоточить внимание публики на правлении Януковича. По уверениям Яценюка, за три года, предшествовавших его приходу к руководству правительством, из страны было незаконно выведено 70 млрд. долларов. Если исходить из того, что темп бегства капиталов за границу оставался стабильным (в среднем 23 млрд. долл. в год), то можно подсчитать, что с начала нового века за пределы Украины перекочевало около 300 млрд. долл.
Официальная статистика Украины, конечно, не может отразить в полной мере масштабы накопленных за пределами страны капиталов. Согласно официальным данным НБУ, общий объем зарубежных активов Украины на середину текущего года - 184,5 млрд. долл.
В июле 2015 года украинский министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о создании при МВД Управления по обеспечению возврата активов, полученных преступным путем. Задачи перед новым органом поставлены сложные: разобраться в громких делах, связанных с бывшим министром экологии Николаем Злочевским, бизнесменами Сергеем Курченко и Дмитрием Фирташем, а также с компаниями «Госинвестпроект» и «Газпром». По словам Авакова, новое Управление должно было заниматься скорейшим выявлением и замораживанием активов лиц, в отношении которых проводится следствие МВД Украины, как внутри страны, так и за рубежом. На Управление возлагали функцию взаимодействия с ФБР США, а также со специально созданными контактными центрами более ста стран мира, отвечающими за содействие в поиске и возврате активов.
Создание нового Управления МВД сразу столкнулось с критикой и в Киеве, и, главное, в Вашингтоне. Наиболее жесткие критики охарактеризовали инициативу Авакова таким образом, что козла (МВД Украины) поставили стеречь капусту (возвращать украденные активы). В Верховной раде называют Министерство внутренних дел одним из трех ведомств, где коррупция и кражи достигли рекордных уровней. Большая тройка коллективных клептоманов – Администрация Президента, МВД и СБУ.
Поэтому, когда осенью 2015 года в Верховной раде начали обсуждать пакет законов, необходимых для того, чтобы заключить соглашение между Киевом и Брюсселем о безвизовом (или упрощенном визовом) режиме передвижения граждан, то обязательным элементом этого пакета должен был стать законопроект, предусматривающий создание полноценного органа по выявлению и возвращению криминальных активов вместо созданного в июле Управления МВД. После нескольких неудачных попыток голосования такой законопроект (№3040) был 10 ноября принят. Официальное название нового органа - Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.
Самое существенное: инициативы создания сначала нового Управления МВД, а затем упомянутого Национального агентства исходила не от МВД, не от правительства Украины и даже не от Верховной рады. Дело в том, что Киев давно рвётся подписать с Европейским союзом соглашение о безвизовом режиме перемещения граждан или, по крайней мере, об упрощении визового режима. А Брюссель в качестве условия переговоров по такому режиму потребовал создать специальный орган по розыску зарубежных криминальных активов граждан Украины.
Связь одного с другим объясняется просто. На Западе не строят иллюзий в отношении того, что полномасштабный дефолт Украины не за горами. Дефолт повлечёт возникновение процедуры удовлетворения требований иностранных кредиторов по обязательствам Украины. Внутренних активов для таких покрытий никак не хватит, и Запад в плановом порядке налаживает работу по выявлению, учёту и возвращению наворованного и укрытого за рубежом имущества определённой категории украинских граждан. Конечным бенефициаром этого проекта должен стать не народ Украины, а иностранный ростовщический капитал.
До последнего времени деятельность украинских властей по возвращению активов из-за рубежа была похожа на пародию. Глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин недавно сообщил: «За последние полгода мы вернули в бюджет только 8000 гривен (365 долларов), и это после года расследований в отношении бывшего президента Януковича и его приближенных» (!!!).
Однако время водевилей заканчивается. Кстати, Международный валютный фонд также увязывает свои оценки платежеспособности Украины с прогрессом в деле возвращения криминальных активов. Можно не сомневаться, что центр тяжести работы по розыску криминальных активов будет постепенно смещаться от чиновников-коррупционеров к украинским олигархам - именно им принадлежит основная часть активов как внутри Украины, так и за ее пределами.
На днях в Интернете появилась новость о том, что сжимается кольцо вокруг Игоря Коломойского и тот судорожно начинает думать не о приумножении, а спасении своего капитала. Некие блогеры, ссылаясь на инсайдерскую информацию, утверждают, что Коломойский якобы планирует перевести, пока еще не поздно, 6 (шесть) миллиардов долларов в соседнюю страну. Подтвердить достоверность этой информации пока не удалось, но она вполне отражает ход мыслей многих украинских олигархов. Запад всерьёз готовится наложить руку на украинские криминальные активы.
Источник: Валентин Катасонов, «Фонд Стратегической Культуры»