Украинский рынок газа перерождается в тяжких муках. Тарифы для населения и промышленности взвинчены до небывалых высот, страна испытывает серьезный дефицит газа, потребитель готовится платить за услуги ЖКХ «по-новому», при этом «схемы» увода денег из бюджета оригинальностью и новизной не отличаются. Официальный Киев делает вид, что ничего не происходит, пытаясь успокоить граждан путем упражнений в риторике. Их апогеем стало выступление Арсения Яценюка в первой ноябрьской телепрограмме «10 минут с премьер-министром», где народу традиционно обещали заботу о его нуждах, детям мороженое, а женщинам цветы.
«Пятерка» с нюансами
За ораторские навыки А. Яценюку можно смело ставить «пятерку». От главы правительства веяло уверенностью, в рассуждениях присутствовала логическая последовательность и четкая аргументация с опорой на цифры. Тема разговора – газ, тарифы, субсидии.
Итак, признано, что план трехмесячной давности по заполнению отечественных ПХГ до минимально необходимого уровня сорван. Вместо 19 млрд. кубометров накоплено всего 17 млрд. кубометров газа. И дополнительных объемов, по словам главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, закачано в хранилища не будет. Из ПХГ начался активный отбор, а импортируемый газ будет идти исключительно на текущее потребление. Остается надеяться на повторение аномально теплой зимы, благодаря которой украинцы относительно легко пережили прошлый отопительный сезон.
Отдельная тема – субсидии. Их средний размер – 190 грн., насчитываются они исходя из заниженных «социальных норм» и покрывают меньше 15% от стоимости коммунальных услуг.
Урезанные льготы
Самыми интересными стали новости о «социальном» газе. На первый взгляд, все просто. Раньше тем, кто отапливал жилье газом, разрешали оплачивать 200 кубометров в месяц по льготному тарифу (3,6 грн. вместо 7,188 грн. за кубометр). Сейчас правительство изменило порядок и предоставляет 1200 кубометров «льготного» газа на весь отопительный сезон, для того чтобы потребители могли переносить неиспользованные излишки на следующий месяц. Казалось бы, все логично и правильно, но, к сожалению, есть ряд «но».
Во-первых, потребители и раньше могли «маневрировать» показателями, указывая в платежке нужный объем. Ежемесячно показатели счетчика никто не контролировал, и даже попытка МВФ навязать Киеву подобную практику закончилась ничем. Учитывая, что на Украине 7 млн. потребителей, это обернулось бы для коммунальщиков дополнительными затратами 10 млн. человеко-часов в год, а значит, и сотен миллионов гривен, считает глава Фонда экологических целевых инвестиций Алексей Хабатюк.
Во-вторых, под красивые разговоры об эффективности людям банально урезали социальную помощь. Согласно мартовскому постановлению правительства № 74, отопительный сезон в стране длится 7 месяцев (с 1 октября по 31 апреля включительно), суммарно за год «льготного» газа выходило 1400 кубометров (7*200=1400). Итого А. Яценюк «состриг» с каждой украинской семьи по 200 кубометров (1400–1200=200).
В-третьих, 1200 кубометров «социального» газа будут предоставляться только с 1 октября по 31 марта 2016 года включительно, о чем четко сказано в постановлении правительства от 30 октября № 872. Т.е. последний месяц отопительного сезона (апрель) выпадает и потребителям придется либо мерзнуть, либо платить за отопление на полную катушку.
Завышенные цены
Хотя дотянуть до апреля такую «социальную норму» будет очень сложно. Неизвестно откуда А. Яценюк взял, что средняя площадь жилья с индивидуальным отоплением (дома) 76 квадратных метров, средняя норма потребления газа – 1218 кубометров за сезон, а рыночная цена – 7188 грн. за тыс. кубометров. Данные явно искажены в «нужную» сторону. Например, в Киеве в структуре предлагаемых на продажу частных домов 39% имеют площадь 250-500 квадратных метров, 34% - 100-250 кв. м, 14% - свыше 500 кв. м и только 13% - до 100 кв. м, выйти на среднюю в 76 квадратов никак не получается. На практике, если отапливать дом площадью 150 квадратов, то 1200 кубометров газа хватит в лучшем случае до средины декабря и «переносить» на следующие месяцы будет просто нечего.
Отдельный разговор – «рыночная» цена энергоресурсов на внутреннем рынке. Следим за руками. В год население и коммунальщики используют 20 млрд. кубов газа, примерно столько же Украина производит сама. По информации А. Яценюка, себестоимость добычи украинского газа, который идет на нужды населения, колеблется от $70 до $100 (1575 – 2250 грн.), в то же время премьер утверждает, что его льготная стоимость – 3600 грн., а рыночная – 7188 грн. за тыс. кубометров. По данным НАК «Нафтогаза», в структуре цены газа для конечных потребителей само голубое топливо занимает 60-70%.
Отбрасываем транспортировку, тариф на поставку, целевую надбавку и налоги (30-40% суммы в платежке) и получаем «социальную» цену газа 2167 грн. за тыс. кубометров, а «рыночную» - 5042 грн. Исходя из себестоимости добычи, выходит, что настоящая цена газа – 1575-2250 грн. – больше похожа на ту, которую правительство дарит с барского плеча как «льготную» (2167 грн.).
Экономия по-киевски
Кстати об экономии энергоресурсов страны. До сих пор невыясненной остается судьба 1 млрд. кубометров газа, который сэкономили коммунальщики благодаря прошлой аномально теплой зиме. По поводу этой нестыковки в газовом балансе А. Яценюк получал письма из НКРЭ, но никакой официальной реакции не последовало. Кроме того, бывший министр ЖКХ Украины Алексей Кучеренко считает, что благодаря завышенным нормам потребления газа в домах без счетчика население ежегодно оплачивает 0,5-1 млрд. кубов, которых фактически не получает.
Схожая история с «обвалом» цены газа для промышленности. С ноября «Нафтогаз» действительно немного снизил цену для промышленных потребителей. Если раньше единая цена газа (без учета транспортировки, поставки, налогов, надбавки) составляла 6600 грн. за тыс. кубометров, то сейчас она варьируется от 5738,64 грн. до 6469,63 грн. Если учитывать, что российский газ в 4-м квартале 2015 года обходится Украине в $227,5 (5232,5 грн.) за тыс. кубов, можно констатировать, что «демпинговая» цена «Нафтогаза» для промышленных потребителей завышена как минимум на 500 грн.
Возможно, менеджмент украинского энергетического монополиста в своих подсчетах опирался на стоимость поставок «реверсного» газа из Европы? Здесь проблема в том, что «Нафтогаз» закупает топливо через газовых трейдеров (E.ON, GDF, RWE, Statoil).
Потому цена сделок – это тайна за семью печатями, которую представители «Нафтогаза» стерегут, как легендарный Цербер, ссылаясь на конфиденциальность контракта. По информации из источников в Государственной фискальной службе Украины, с февраля 2015 года «реверсный» газ из Европы стал дороже российского. Тогда с ценами для промышленности все становится на свои места, но возникает множество новых вопросов. Например, почему «Нафтогаз» непосредственно сам не приобретает газ на европейских биржевых площадках, а нуждается в посредниках? Почему не экономятся государственные средства и Киев покупает газ из более дорогого источника, а не у «Газпрома»?
По-видимому, дело не только в политике. Два самых крупных партнера «Нафтогаза» в Европе (Noble CFL и TrailStone), чей газ обходится Украине дороже всего, оказались обычными фирмами-прокладками. Допустим, трейдер N или T покупает у RWE тысячу кубометров газа по $369 и перепродает этот объем «Нафтогазу» на $33 дороже. Подробности этой нехитрой схемы, как и подсчет «недополученной» суммы украинского бюджета, ждет своих исследователей в компетентных органах. Но если учитывать, что у менеджмента этих двух фирм «внезапно» обнаружились украинские корни, многое становится на свои места. Впрочем, все расходы берет на себя государство, потому в «Нафтогазе» по поводу завышенной цены покупки «реверсного» газа в ЕС, как и цен для отечественной промышленности, особо не переживают. И пока ЕС дает кредиты на закупку газа, финансовая мельница будет крутиться, а украинский госдолг расти.
Иметь дело с «Газпромом» Киев не хочет. Прямые контракты и прозрачная цена (даже с учетом требований конфиденциальности контракта) не представляют никакого интереса для изворотливого ума обитателей правительственного квартала в Киеве.
Источник: Николай Коринь, «Одна Родина»