С 1 ноября ФМС отменила льготный режим пребывания граждан Украины в РФ и вернулась к прежнему порядку – 90\180. Ужесточение пребывания беженцев связывают с прекращением активной фазы боевых действий на территории ДНР-ЛНР, хотя в последнее время обстрелы населенных пунктов ВСУ снова возобновились.
Предыдущее решение о продлении срока пребывания граждан Украины без пересечения российско-украинской границы было принято по инициативе президента Путина в связи с тем, что в России спасались от мобилизации десятки тысяч украинских мужчин, не желающих идти воевать на Донбасс. Теперь гражданин Украины может находиться без оформления какого-либо статуса, по одной миграционной карте, на протяжении 90 дней, после этого он должен покинуть территорию России на 6 месяцев и вернуться еще на 90 дней после этого срока.
Данное решение сразу же вызвало бурную реакцию в российском обществе, массу дискуссий и публикаций в СМИ. В процессе обсуждения приняли участие российские политики, публицисты и украинские политические беженцы. Лейтмотивом поднявшейся волны стал тезис, озвученный Владиславом Шурыгиным, военным публицистом, заместителем главного редактора газеты «Завтра», членом редколлегии АПН.ру: «ФМС Ромодановского начинает депортацию политических беженцев из России на Украину». Примерно такую же точку зрения высказали ряд знаковых политических беженцев из Украины.
Для начала надо сказать, что в этой проблеме есть два главных субъекта – российская власть в лице ФМС с одной стороны и сами беженцы - с другой. Еще два субъекта процесса – это украинская власть, использующая ситуацию в своих целях, и непосредственно россияне, так или иначе принимающие участие в судьбе беженцев.
* * *
Будучи сам беженцем из Украины, позволю высказать собственное мнение относительно этого процесса.
Начну с того, что большинство российских политиков и экспертов не понимают сути произошедшего, не владеют ситуацией на Украине и знанием российского миграционного законодательства.
Я не претендую на глубокие юридические знания, но первое, что необходимо отметить: в законодательстве отсутствует статус политического беженца и политического убежища для граждан тех стран, которые имеют безвизовый режим с Россией.
Например, гражданин США Сноуден может быть признан политическим беженцем и получить политическое убежище. Антифашист из Латвии или Эстонии, подвергшийся политическим преследованиям за свои убеждения, также может претендовать на такой статус, а вот журналист из Украины или участник протестных акций против гражданской войны, развязанной киевским режимом, не может считаться политическим беженцем, а может считаться беженцем. Соответственно, он должен пройти обычную процедуру легализации, предусмотренную для всех остальных мигрантов.
* * *
Теперь то, что касается информированности российских политиков, чиновников и их позиции по сложившейся проблеме. На Первом канале российского ТВ прошла передача «Время покажет», посвященная украинским беженцам и мигрантам. В ней приняли участие люди с различным мировоззрением, как откровенные либералы, так и патриоты России, кроме того, туда пригласили украинских беженцев, чтобы услышать их мнение.
Точки зрения участников разделились. Либералы выступали за упрощение процедуры легализации украинским беженцам, за более лояльное отношение к ним со стороны ФМС, а российские ура-патриоты требовали гнать всех жителей Западной Украины, оставив в России только беженцев с Донбасса. Примерно такую позицию высказал политолог Сергей Михеев. Дескать, в Галичине и Западной Украине все бандеровцы, надо, мол, гнать их пинками опять на Украину. Они тут зарабатывают деньги, а потом спонсируют «Правый сектор» и голосуют за бандеровцев.
Я русский в энном поколении. Родился и не одно десятилетие прожил в Галичине. После того как СБУ завело на меня уголовное дело по факту распространения сведений, порочащих действия украинской армии в Донбассе, я выехал в Россию. На следующий день убили Олеся Бузину. Я жив и на свободе только потому, что успел бежать.
И таких, как я, русских и украинцев, противников нацистов и хунты, на Западной Украине много. Только в Галичине проживает около 200 тыс. русских. Конечно, часть из них ассимилировалась, стала сторонниками хунты и даже поддерживает убийства русских и украинцев карателями на Донбассе, но множество тех, кто не утратил свою русскость и не может больше жить среди украинских националистов. За свою позицию они постоянно преследуются и подвергаются репрессиям. Так вот, в этом отношении жителям Донбасса (ДНР и ЛНР), выехавшим на территорию областей Украины и считающихся временно перемещенными лицами, легче. Они могут вернуться домой, не опасаясь того, что им проломят голову «правосеки» или СБУ бросит их в свои застенки. А беженцам, выехавшим из Украины, в особенности из Западной, возвращаться домой опасно для жизни. Это следует понимать и не гнать их в лапы нацистов.
Представители пятой колонны либералов, выступающие в роли наших защитников, проблему украинских беженцев пытаются раздуть и тем самым дестабилизировать обстановку в РФ. При этом на их провокацию поддаются используемые втемную патриоты России и сами украинские беженцы. Вполне вероятно, что часть этих обиженных вскоре примкнет к когорте либерастов и будет критиковать государственную власть РФ. Понятно, что не все в России радужно и справедливо, но расшатывать устои, значит играть на руку внешнему врагу, а Россию сейчас обложили со всех сторон.
* * *
Теперь о страшилках, бытующих в среде украинских беженцев, типа «Как страшно жить, нас всех депортируют и отдадут прямо в украинские тюрьмы».
Это не больше, чем истерика. Во-первых, большинство тех, кто действительно не имеет возможности вернуться назад на Украину, уже определились со своим статусом и получили либо временное убежище, либо РВП (регистрацию временного проживания), либо оформили патент на работу. Те, кто выехал в Россию год и более года назад, уже даже имеют вид на жительство или российское гражданство. Те, кто по каким-либо причинам не успел определиться со своим статусом, имеют для этого время до первого декабря. ФМС продлила срок пребывания по миграционной карте до этой даты.
Да, есть проблемные регионы и сложности для тех, кто желает осесть в Москве, Питере, Московской, Ленинградской областях и в Крыму, не имея на то законных оснований. В Крыму нулевая квота для некоренных жителей и беженцев с территории Украины. Если нет регистрации и прописки, то необходимо выезжать в другой регион России. Есть длинные очереди в отделениях ФМС и сложности с заполнением документов. Российское законодательство достаточно запутанно, документы написаны тяжелым бюрократическим языком, так что без юридических знаний даже человеку с высшим образованием разобраться с ними сложно.
Очень тяжело с получением РВП в обеих столицах и их областях. Необходимо иметь родственников по прямой линии – родители-дети или муж-жена. В других случаях РВП в этих регионах можно получить только будучи высококвалифицированным специалистом, за которого попросит соответствующая организация.
Очень актуальная проблема с регистрацией. Многие не имеют родственников и близких друзей, согласных прописать их на своей жилплощади. Я уезжал в Россию, имея только виртуальных друзей по «Фейсбуку», но именно они помогли мне в первый момент и поселили у себя дома, обеспечив регистрацию.
В первую очередь на проживание в Москве и области претендуют политические беженцы без статуса политического убежища, которое в РФ для них просто не предусмотрено. Это понятно: в Москве и СПб легче участвовать во всевозможных политических мероприятиях, конференциях, выступать в ток-шоу по телевидению.
Да и уровень зарплат в Москве и Подмосковье выше, чем на периферии. Правда, найти высокооплачиваемую работу, не будучи гражданином РФ, сложно и платить за жилье в Москве дорого, но устраиваются кто как может. Кстати, некоторые мои коллеги уже имеют российское гражданство или РВП в столице, так что им грех жаловаться.
Что касается других возможностей, то писать статьи или заниматься еще каким-то видом правозащитной или гуманитарной деятельности можно и удаленно, находясь в любой из российских областей. Здесь намного проще получить временное убежище, РВП и есть целый ряд регионов, участвующих в программе переселения соотечественников. Это самый быстрый путь к получению российского гражданства. Всю процедуру можно пройти за 7-9 месяцев. Больше скромности и меньше снобизма.
Кстати, очень многие беженцы из Украины, не заморачиваясь, поехали жить и работать в отдаленные уголки России или в центральные области, участвующие в программе переселения.
Да, имеет место человеческий фактор.
Например, хамское отношение и некомпетентные действия чиновников.
Беженцы получают жилье, на которое стояли в очереди россияне, и те чувствуют себя обделенными.
Некоторых беженцев не устраивает работа или климат, они ищут лучшие условия. Существуют проблемы с трудоустройством, особенно для квалифицированных специалистов, где-нибудь в деревнях. Кто-то долго не может найти себе работу по вкусу и живет в пунктах временного проживания, получая еду и предметы первой необходимости от государства и гуманитарных фондов.
Есть серьезные проблемы у детей беженцев, достигших времени получения паспортов. Вернуться на Украину они не могут, а получить российское гражданство и паспорт также не могут, если их родители не имеют соответствующего статуса.
Но рано или поздно все решается, было бы желание и содействие государственных органов.
Основным аргументом тех, кто не желает оформлять временное убежище, является то, что в этом случае им надо сдавать украинский паспорт в ФМС.
- Как же мы теперь без паспорта, как мы поедем на Украину?
Меня эта проблема не волнует, так как на Украине меня ждет суд и уголовная статья, по которой мне грозит до 5 лет заключения. А если вы свободно можете въехать на территорию Украины, то какой же вы политический беженец? В том же случае, если вам необходимо кратковременно въехать на территорию Донецкой или Луганской областей, неподконтрольную Киеву, вы можете написать заявление в ФМС и вам выдадут паспорт.
* * *
Теперь еще один момент, касающийся экономических мигрантов и заробитчан. Некие украинские эксперты подняли истерику, что отмена льготного пребывания в РФ – это коварный план Путина по дестабилизации ситуации на Украине. Дескать, сейчас 4 млн. украинских гастарбайтеров, со своими семьями, вынуждены будут вернуться на Украину, где пополнят армию безработных и примут участие в антиправительственных акциях.
Большинство из моих знакомых выезжает на заработки в Россию сезонно. Они работают 2-3 месяца, зарабатывают 2-3 тыс. долларов и отправляются домой отдыхать и заниматься своими делами. Полгода они живут на Украине, заработанного им хватает на жизнь, потом опять возвращаются на 90 дней в Россию. А те, кто планирует связать свою дальнейшею жизнь с Россией, за 90 дней могут подать документы в ФМС и оформить там соответствующий статус.
Кстати, это можно сделать и в российском посольстве Киева или консульстве Харькова, находясь на Украине.
А второй момент состоит том, что Украина объявила антироссийские санкции, перекрыла авиасообщение с РФ, блокировала Крым, объявила Россию своим главным врагом и назвала ее агрессором, но как только дошло до ответных санкций, украинские политики и политологи начинают стонать: «А нас за шо»?
Да, для украинцев теперь усложнится пребывание в России, но пора перестать верить антироссийской пропаганде, скакать и поливать грязью Россию и ее президента. А самое главное прилагать усилия для изменения политической ситуации в собственной стране.
Источник: Алексей Назаров, «Одна Родина»