Идею мгновенного чудесного обогащения вполне можно назвать национальной идеей Украины. На заре независимости всей страной дружно искали золото гетмана Полуботка, которое подручный Мазепы спрятал «от москалей» в подвалах лондонских банков и завещал независимой Украине. Тысячи граждан новоявленной страны с увлечением пересчитывали накопившиеся проценты, а кто-то и вовсе сказал, что каждому достанется по 38 кг чистого золота. Но раз золотые монеты так и не выросли в поле чудес, простите, хранилищах банков Ллойда и Ост-Индской компании, пришлось искать сокровища в других местах. Например, в Европе, которая якобы рассыплется золотым дождем, стоит лишь развесить флаги ЕС на фасадах министерств, немного попрыгать на площади и назвать себя европейской нацией. Или озолотиться за счёт «агрессора» России, которая изначально виновата в том, что украинцам хочется кушать, пусть и не хочется с ней дружить.
Не отсужу, так согреюсь
Но если у Европы и США деньги нужно униженно выпрашивать, преданно виляя хвостиком и скребясь в закрытые двери ЕС, с «агрессором и колонизатором» разговор другой. Требования «репараций и контрибуций» зазвучали с Печерских холмов, едва лишь обсохли чернила на Декларации независимости Украины. То политиков не устроило подписанное ими же соглашение о разделе собственности бывшего СССР, то украинцев начали кормить обещаниями истребовать от Москвы советские вклады, то В.Ющенко пригрозил взыскать с «колонизаторов» компенсации за «голодомор». Еще одним камнем преткновения стала цена на природный газ, которая, каковой бы ни являлась, непременно считалась Украиной «несправедливой». Потому ее можно не платить, газ тихо воровать из трубы, попутно пугая «Газпром» то прекращением транзита, то арбитражем.
Настоящая же судебная истерия началась после февральского государственного переворота. Первая волна сутяжничества поднялась вокруг Крыма. Объявив полуостров оккупированной территорией, Киев накатал жалобу в Международную организацию гражданской авиации (ICAO), обвинив Россию в «нарушениях» авиационного пространства Украины. Как заявил тогда министр юстиции страны П.Петренко, «процедура рассмотрения следующая: ICAO констатирует факт незаконности пересечения нашего авиационного пространства, а потом обязывает Россию компенсировать убытки». Сумма убытков была оценена в 16,5 млн. долл. Другой иск хунта подала в Международный морской арбитраж за якобы препятствование Украине пользоваться портами полуострова. Горе-юристов нисколько не беспокоит факт, что обе международные организации не являются арбитражами и не имеют полномочий взыскивать материальный ущерб в пользу какой-либо страны.
Досталось и Европейскому суду по правам человека, который украинский Минюст буквально забросал исками на «злочынну владу» Януковича, за «оккупацию» Крыма и помощь Новороссии. Киев планирует сорвать «с куста» ни много ни мало 100 млрд. долл. Правда, ЕСПЧ не оценил сутяжнического рвения Киева, методично отбивая все иски.
Это, правда, нисколько не останавливает угробивших промышленность и торговлю страны банкротов. По мере нарастания разрухи на Украине растут и аппетиты киевских юридических рэкетиров. Украинская сторона намеревалась потребовать от России денежной компенсации в размере 350 млрд. долл. за ведение военных действий на территории Донбасса. Правда, сумма была взята с потолка, не определено, в какой суд подать, но «на каком-то этапе Россия будет платить. Нам надо посчитать, нам надо быть готовым, и надо лоббировать везде, где мы можем». Вот уж, действительно, дурень думкой богатеет.
Ну хоть вышечку…
Пока сотни российских миллиардов парят вдали, как журавль в небе, Киев решил получить синицу в руке. Выступая перед студентами Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа, П.Порошенко заявил: «Мы должны восстановить украинскую нефтегазовую отрасль. Я тут возлагаю надежду не только на возможности отрасли, но и на ученых... И мы сейчас несколько слов перебросились и отметили, насколько важно сейчас поставить жестко вопрос в судах и вернуть наши шельфовые месторождения, включая Одесское и Безымянное».
Речь идет о месторождениях, принадлежащих «Черноморнефтегазу», имущество которого было национализировано после воссоединения Крыма с Россией. Предприятию принадлежит одно нефтяное и семь газовых месторождений, находящихся на территории Крыма, а также на шельфовой зоне Черного и Азовского морей. Открытые, разработанные и освоенные еще при СССР, месторождения не получили практически никакой помощи от Украины. Единственным исключением является 12 млрд. грн., выделенных «Черноморнефтегазу» в 2011 году «преступным режимом» Януковича, что позволило предприятию нарастить объемы добычи газа до 2 млрд. куб. м, использовавшихся для энергообеспечения Крыма. В 2012 г. был построен и газопровод, соединивший Голицынское и Одесское месторождения.
Ситуация с «Черноморнефтегазом» - практически единственный случай, где у Украины есть хотя бы некоторые юридические перспективы. После возвращения Крыма в Россию изменились границы исключительных экономических зон в Черном море (см. карту №1). Согласно нормам международного морского права, исключительная экономическая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от береговых линий. Два принадлежащих «Черноморнефтегазу» месторождения, Одесское и неосвоенное Безымянное, располагаются в исключительной экономической зоне Украины (см. карту № 2).
Здесь бы по-дружески договориться с Россией о передаче оставшихся на территории Украины месторождений Киеву. Но не тут-то было. Одержимые антироссийской истерией, украинские власти снова гонятся за мифическими «миллиардами Полуботка», на сей раз зарытыми на дне морском. Еще в мае украинский премьер А.Яценюк анонсировал судебную тяжбу за все без исключения имущество «Черноморнефтегаза»: «Россия аннексировала Крым. Россия захватила украинскую собственность стоимостью в десятки или даже сотни миллиардов долларов, включая государственную компанию «Черноморнефтегаз». Она украла свыше 2 миллиардов кубометров украинского газа. Она украла нефтедобывающие поля, компании, оффшорные вышки и те, которые на суше. Мы по этому поводу встретимся с Россией в суде».
Уже в течение полутора лет украинская сторона не может посчитать стоимость «Черноморнефтегаза», хотя цена активов входящего в состав «Нафтогаза» предприятия прекрасно известна. Происходит настоящий аукцион жадности. Если в первое время звучала сумма 20 млн. грн., включающая в себя и оказанную В.Януковичем помощь «Черноморнефтегазу», то позднее министр энергетики Украины Ю.Продан огласил сумму в 40 млрд. долл. в виде потерянного дохода от добычи газа в Крыму. Но куда увлекательнее грезить о 300 млрд. долл., которые можно выручить после реализации запасов нефти и газа, содержащихся в открытых и еще неразведанных (!) месторождениях Черноморского шельфа.
И вместо переговоров по линии МИД о передаче Украине Одесского и Безымянного месторождений Министерство юстиции проводит «консультации с Россией относительно потерь в результате временной оккупации Крыма. И только после них она получит возможность обратиться в международный арбитраж и международный суд ООН».
Как правильно потерять…
Недаром говорят, что история учит тому, что ничему не учит. Даже если эта история произошла с самими ее фигурантами. Напомним, что Украина уже обращалась в Международный суд ООН в рамках спора с Румынией по поводу раздела Черноморского шельфа. В результате Украина потеряла 79,34% спорных территорий, доставшихся Румынии. По оценкам румынских специалистов, Бухаресту достались месторождения газа емкостью около 70 млрд. кубометров и около 12 млн. т нефти. Теперь Киев, очевидно, готовится повторить «подвиг» и с теми жалкими остатками шельфа, которые ему пока принадлежат.
Впрочем, далеко не факт, что такой судебный процесс вообще состоится. В соответствии со Статутом Международного суда ООН компетенция суда распространяется исключительно на споры между государствами. МС может рассматривать дело лишь в том случае, если соответствующие государства определенным образом дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства в суде. То есть для рассмотрения иска Украины против РФ по вопросу «оккупации» Крыма требуется согласие официальной Москвы. Так что желаемых миллиардов Украине не видать, как своих ушей.
Если же Россия все же согласится сыграть в предложенную Киевом игру, то Киев имеет все шансы собственноручно закрепить Крым за Россией де-юре, решением авторитетного международного суда. По мнению сопредседателя Фонда энергетических исследований Д.Марунича, «если условно представить, что Крым признан не территорией Украины, то при разделении акватории по международному праву Одесское и Безымянное месторождения окажутся в экономической зоне Украины в отличие от всех остальных. Другое дело, что в суде юристам, представляющим сторону Киева, придется косвенно подтвердить нынешний статус Крыма, чтобы доказать справедливость претензий. Если власти на это пойдут, то Украина может вернуть месторождения себе».
Действительно, чтобы доказать принадлежность Украине двух месторождений, необходимо будет в юридическом порядке определить границы исключительных экономических зон, что означает правовое закрепление за Россией новых границ после вхождения в ее состав Крыма. А это уже аргумент для будущих возможных судебных разбирательств о принадлежности Крыма. Если исключительная экономическая зона РФ простирается на запад от Крыма, то Крым принадлежит РФ. А на рассмотрение глобального спора об «оккупации» Москва не пойдет.
Любопытно, хватит ли ума у Киева дать в руки России такой весомый юридический аргумент и закрепить на международном уровне потерю шельфа? «Талантливый кадр» в лице В.Василенко, уже подаривший Румынии Черноморский шельф, а сейчас пытающийся лишить Россию права вето в ООН и ввести на Украину миротворцев через голову Совбеза, у Киева есть. Дело за малым: начать охоту за газовыми миллиардами.
Судебный банкет за счет украинцев
Впрочем, вся эта воинственная судебная риторика, скорее, предназначена для внутреннего потребления в качестве обещания стремительно нищающим украинским избирателям грядущего чудесного обогащения. До их сведения не доводят, что сутяжническая горячка правительства, не принося никаких побед, наносит прямой ущерб государственному бюджету Украины. Например, «Нафтогаз Украины», главный «мотор» украинского дефолта, в конце года должен выплатить норвежской юридической компании Wikborg, Rein & Co, представляющей интересы Украины в суде с «Газпромом», 2,5 млн. евро. Сам же спор далек от завершения. Первые слушания планируются в феврале 2016 г., а результаты ожидаются в лучшем случае в конце 2016 г. Притом что международные судебные инстанции никогда не выносят решений исключительно в пользу одной из сторон. А недавно Европейский суд по правам человека обязал Украину выплатить В.Януковичу все судебные издержки по делу о санкциях, которые были наложены на него Евросоюзом и к которым Украина попыталась присоединиться. Суд счел поданный Украиной иск политически мотивированным. Выиграли суды и другие видные регионалы.
Это лишь «первые ласточки». Проигранные правительством судебные процессы могут впоследствии обернуться многомиллионными встречными исками, выплаты по которым лягут на плечи украинских налогоплательщиков.
Источник: Ольга Шелкова, «Одна Родина»