ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА


02.11.2015 15:40

За многочисленными и разнообразными новостями с фронтов информационной войны, которая идёт, не прекращаясь, пожалуй, с 1945 года, трудно разглядеть основные цели нападающих. А без этого невозможно построить грамотную эшелонированную оборону, не говоря уже о том, чтобы проводить масштабные наступательные действия. А без наступления невозможно выиграть войну!

 

Более того, отсутствие нормально построенной обороны позволяет противнику проводить различные наступательные действия, осуществлять обходы и окружения, организовывать систематическую диверсионную работу и так далее. Собственно, обновлённая концепция информационной безопасности страны производит впечатление затыкания дыр в обороне и реагирования на возникающие угрозы сугубо по факту их обнаружения, что не может не вести к капитуляции, пусть и не в ближайшем будущем. Это напоминает горбачёвскую «перестройку», которая придала социализму такое «ускорение» к светлому будущему, которое он не в силах был перенести, итогом чего стало полное разоружение перед Западом, распад страны и всей социалистической системы и многое другое, о чём не хочется даже вспоминать.

 

 

Возвращаясь к истоку: за что ведутся войны, каковы их основные цели? Как ни странно, в этом вопросе существует большая путаница. Так, Википедия утверждает, что «цель войны - собственное выживание или уничтожение противника», что применимо, пожалуй, только к библейским войнам и является полным абсурдом в сегодняшних реалиях. Утверждения типа «прямая цель войны состоит в навязывании противнику своей воли» немного ближе к действительности, но не позволяют отличить войну от, например, процесса воспитания ребёнка, в ходе которого родители и другие лица навязывают ему свою волю. Поскольку любая война ведётся государством для его, государства, пользы либо для обеспечения и защиты его интересов, а любое государство основывается прежде всего на ресурсах, которыми оно владеет либо распоряжается (людские, территориальные, материальные и другие), можно предположить, что война всегда ведётся за ресурсы. Поэтому будем, не вдаваясь в детали, считать, что война - это специфическая форма реализации суверенитета в виде борьбы за ресурсы, сопровождающаяся использованием различных форм и методов принуждения (силового, экономического, политического, идеологического и т.д. и т.п.). Принуждение является отличительным признаком войны, вытекающим из наличия борьбы, то есть состояния, при котором одна сторона не хочет по своей доброй воле уступать другой стороне ресурсы, на которые та претендует. Это и отличает войну от свободного и равноправного обмена ресурсами, представляющегося относительно «справедливым» для всех без исключения сторон. Следовательно, война является способом организации «несправедливого» перераспределения ресурсов между сторонами конфликта, причём ресурсы эти могут быть, помимо прочего, и нематериальными, например, действия в чью-то пользу.

Каковы же цели информационной войны? Очевидно, что эта война ведётся за людской ресурс, с перспективой подчинения воле нападающей стороны поведения широких народных масс противостоящей ей стороны. И задача стратегического планирования информационной войны - обеспечить, чтобы определённые «цели» (отдельные ключевые люди, либо малые или большие группы людей) совершили определённые действия в определённое время, причём это время и сами действия невозможно целиком спланировать заранее, либо нельзя доводить планы до исполнителей раньше времени. Для воздействия на сознание, в том числе массовое, уже давно и успешно применяются разнообразные методы гипноза, нейролингвистического программирования (НЛП) и многие другие, и с их помощью западное общество практически полностью контролируется и направляется, в том числе с помощью СМИ. Но за пределами западного общества, в том числе пока и в России, эти проверенные средства иногда дают сбои. К слову, пресловутый ИГИЛ - это, помимо прочего, тоже отработка методов и средств ведения массированной информационной войны, о ходе которой мы знаем очень мало, несмотря на то, что успехи террористов в ней очевидны и, например, обеспечивают им постоянный массовый приток боевиков и сочувствующих. Украина - это тоже полигон отработки «оружия массового поражения информационной войны» на людях, большая часть которых была воспитана на русской и советской культуре.

Чтобы обеспечить хорошую восприимчивость целевой аудитории информационного воздействия к применяемым по отношении к ней средствам воздействия и требуемую реакцию на них, стратегической целью информационной война является сам способ мышления, то, каким образом люди (объекты атаки) воспринимают и обрабатывают поступающую к ним информацию. Используя ставшую уже традиционной аналогию человеческого сознания и компьютера, можно провести параллели между информационными и вирусными атаками: в обоих случаях атакуются либо «программное обеспечение» (в которое внедряется «вирус»), либо интерфейсы взаимодействия со внешней средой (как в случае, например, DDOS-атак, а также односторонней подачи информации СМИ, контроль СМИ и цензуру).

Про ментальные вирусы, или мемы, уже написаны книги, показывающие их повсеместное использование и распространение, вот только «антивирусные программы» для людей пока отсутствуют, как и «прививки» от мемов, и пока остаётся рассчитывать только на естественную «ментальную иммунную систему» себя и окружающих. Впрочем, надежды эти довольно призрачны, поскольку самостоятельное мышление, здравый смысл, использование интуиции, внутренняя цельность и самодостаточность встречаются всё реже и являются скорее атрибутами маргинала, чем «нормального» члена современного общества. В части мусульманского мира таким «антивирусным обеспечением» является вера, но сейчас ислам дискредитируется публичной деятельностью того же ИГИЛ - можно сказать, что вся деятельность ИГИЛ в информационном пространстве является мощнейшей информационной бомбой, заложенной под ислам, и когда она рванёт, градус ненависти и страха западного общества по отношению к мусульманам будет зашкаливать, достаточно будет спровоцировать небольшой конфликт, чтобы Европа погрузилась в жуткий хаос. Довольно успешно ментальной агрессии и Запада, и ИГИЛ пока противостоит Иран, соединивший государственную идеологию с исламом, но и у него есть слабые места, как и у России. Но Иран, в отличие от нас, прямо признаёт, что «США и Израиль объявили Ирану «мягкую войну»» (http://www.regnum.ru/news/international/1993057.html):

12 октября верховный лидер Ирана Али Хаменеи провел встречу с руководством и сотрудниками государственной телерадиокомпании «Голос Исламской Республики Иран» (IRIB)… Центральной темой разговора стала «мягкая война» против Ирана, ее цели и механизмы противодействия. В своем выступлении Хаменеи подчеркнул роль национальных СМИ в сохранении строя исламской республики. «Национальные СМИ волей-неволей становятся участниками сражений «мягкой войны». Они играют в ней ключевую роль»…
По мнению Хаменеи, в «мягкой войне» противник стремится «изменить историческую память народа, отношение к вере, вопросу семьи, отношениям между мужчиной и женщиной, независимости, исламской демократии и культуры». «На эти ценности идет непрерывная атака с целью их трансформации. «Мягкая война» - хорошо спланированный, многоуровневый процесс, целенаправленно реализуемый против Ирана. Конечная цель всех манипуляций - удушить и уничтожить исламскую систему изнутри, изменив ее сущность. При этом сохранить внешние атрибуты системы. Наибольшую активность в этой войне против Ирана проявляют США, Израиль и крупнейшие мировые СМИ», - отметил верховный лидер, добавив, что объектом воздействия «мягкой войны» является молодежь. Именно на нее направлен «основной удар врага»…

Не будем обольщаться - в идущей вовсю информационной войне Россия находится в глухой обороне, поскольку наши медийные ресурсы на порядки меньше ресурсов западных, прежде всего американских, СМИ, контролирующих большую часть мирового информационного пространства. В самих же США есть только 6 (шесть) владельцев всех СМИ (средств массовой информации) государства по имени США (http://cont.ws/post/139055):

 

«Надо понимать, что всего 6 (шесть) хозяев этих огромных информационных конгломератов США могут вместе собраться за чашечкой кофе либо за стаканом виски и решить ВСЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ.
И не надо тут "ля-ля" про "демократию" и "плюрализм мнений".
Весь потешный "плюрализм" СМИ в США замыкается всего на 6 (ШЕСТЬ, Карл!) человек - "Who Owns The Media? The 6 Monolithic Corporations That Control Almost Everything We Watch, Hear And Read".
В свое время - лет 30 назад - владельцев СМИ США были почти пять десятков человек.
Век сменился, и сейчас - мо-но-по-ли-за-ци-я».

В такой ситуации задачи атакующей стороны сводятся к тому, чтобы разрабатывать всё новые «ментальные вирусы» (так как к старым может образовываться «иммунитет») и внедрять их в умы атакуемой стороны как можно глубже - так, чтобы их было практически невозможно выявить и распознать. По аналогии с компьютером, чем глубже в операционной системе запрятан вирус, тем сложнее с ним бороться, а если он внедрён на уровне «железа» (как это было сделано с жёсткими дисками, содержавшими «дыры» на уровне контроллеров, или с сетевым оборудованием), то избавиться от него почти невозможно. Чтобы успешно внедрять ментальные вирусы, требуется обходить или преодолевать «ментальную иммунную защиту», для чего эту защиту подвергают непрерывным информационным атакам (что хорошо видно на примере Украины). Также для этого используют «переформатирование» сознания при помощи так называемого «клипового мышления», что приводит к невозможности воспринимать целостную картину происходящего. Клиповое сознание ориентировано на жёсткую обусловленность и априори неспособно противостоять ни ментальным вирусам, ни информационным атакам. В статье «Клиповое мышление и технологии "цветных революций"» (http://cont.ws/post/90963) было показано, как

 

«при клиповом мышлении вся поступающая человеку информация сразу фильтруется по наличию ключевых символов, причём в этом процессе информация искусственно отделяется от контекста, а зачастую даже и от содержания... Выделенная ключевыми символами информация воспринимается сразу, без обработки, буквально и как несомненно истинная, при этом она не только имеет приоритет перед всей остальной, но и "подавляет" всю остальную информацию, отправляя её сразу "в корзину", а что самое важное - сразу становится не только несомненной истиной, но и руководством к действию!»

Если мы хотим противостоять ментальным вирусам, то надо уделять особое внимание тем областям, где эти вирусы особенно легко внедрить и где они приводят к наиболее тяжёлым последствиям. И ключевыми здесь представляются образование и, как бы странно это ни прозвучало, экономика.

С образованием всё ясно: чем раньше начать формировать, а точнее - деформировать мышление, тем проще это делать, тем глубже воздействие и необратимее результаты. В своё время министр образования Фурсенко так прямо и выдал: "Недостаток коммунистического образования в том, что они воспитывали созидателей, а мы должны воспитывать грамотного потребителя…" На примитивизацию мышления направлена и система ЕГЭ, и написанные на деньги Сороса разнообразные «новые» учебники, и постоянное увеличение количества предметов при уменьшении количества часов на каждый, и многие другие «новации» в системе образования. А с воспитанными таким образом исполнителями-потребителями какое общество можно строить? Только потребительское, да и то, надо ещё будет найти где-то тех, кто будет вести за собой потребительское стадо. Впрочем, таких «эффективных менеджеров» готовят в других местах, давая им немного больше знаний и «секретных техник» манипуляции людьми. И не будем забывать, что в области потребления Америка далеко «впереди планеты всей», и для России любые попытки конкурировать с ней в «потребительстве» заведомо обречены на провал.

А ведь когда-то мы опережали ту же Америку по качеству образования и формированию мышления. Вот небольшая цитата из статьи «Разница в мировоззрении» (http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html):

«Люди, получившие советское образование, обладают схожим мышлением: легко справляются с жизненными трудностями, как правило видят суть вещей. Не потому ли, что в советском образовании главным было развить у человека широчайший кругозор, начиная с точных наук и заканчивая литературой? Не потому ли, что очень много времени уделялось развитию мышления, и так много значения придавалось именно техническому мышлению? ... Вот что по поводу технического мышления говорит Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова:

По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

 

Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

И, сейчас трудно себе представить, а тогда было в порядке вещей, и никто не задумывался об этом - во всех 15-ти республиках все дети обучались по одним и тем же учебникам! По единой школьной программе! Все дети находились, как сейчас говорят, в едином информационном пространстве»….

В общем, все знают, что с образованием у нас полнейшая беда, но … его успешно продолжают разваливать и уничтожать, и на этом фронте информационной войны мы сдаём позицию за позицией, практически не сопротивляясь. В результате деградация образования (а, следовательно, и потеря качества мыслительных процессов) новых кадров и естественное убывание старых опытных кадров, накладываясь, приводят к лавинообразному росту уровня некомпетентности. Так, помимо прочего, скоро просто некому будет создавать сложные наукоёмкие продукты и системы - впрочем, кому это у нас надо!..

Вот как, например, из последних публикаций на тему - «Вассерман поясняет ситуацию с образованием в РФ» (http://politrussia.com/society/vasserman-poyasnyaet-situatsiyu-310/):

«Раньше задачей образования считалось - научить человека видеть мир в целом, а потом уже на основе этой целостной картины углубленно изучать те его части, которые связаны с выбранным им направлением деятельности. К сожалению, за последние несколько десятилетий система образования повернулась прямо в противоположную сторону. Сегодня, к примеру, человек, окончивший очень среднюю американскую школу и западно-европейский институт, не только не имеет целостной картины мира, но даже не представляет себе, что такая картина возможна. А мир воспринимает как россыпь фактов, никак друг с другом не связанных…

Потому что целостная картина мира очень полезна тем, у кого она есть, и очень вредна тем, кто хочет манипулировать. Бизнес и политика во всем мире давят на образование со страшной силой, добиваясь, чтобы оно не только не создавало, а, наоборот, разрушало целостную картину мира и превращало людей в стадо, бессильное перед пастухом».

Но если с образованием всё понятно и даже очевидно, то почему второй стратегический приоритет - экономика? Причин тут множество, и начнём с очевидных. Если воспитание и образование - это работа на далёкую перспективу, то экономика - это то, что обеспечивает победу «здесь и сейчас». Даже когда воюют армии, за их спинами идёт борьба экономик воюющих государств, и сила армий определяется во многом экономической мощью государств. Вторую мировую войну выиграла экономика СССР, и это даже несмотря на страшный урон, который был ей нанесён в начале войны. А если активного вооружённого противостояния нет, то тем более соревнование экономик выходит на первый план. Так, например, успехи ИГИЛ в Ираке и Сирии были обусловлены большими «успехами» в экономической сфере, начиная от захвата огромных денежных средств и большого количества оружия и кончая организацией добычи, переработки и продажи нефти из захваченных скважин. Санкции против нас - это экономическое оружие информационной войны, их целью является нанесение ущерба экономике с последующим подчинением её инициатору санкций (и речь тут об экономике не только России, но и всего Евросоюза, которую санкции тоже заметно ослабляют).

Но есть и более тонкие причины важности «экономического театра военных действий» информационной войны. Экономика является важнейшей сферой дегуманизации отношений на всех уровнях - от межличностных до межгосударственных, что кратко и ёмко выражается в широко известной фразе «Nothing personal, it's just business», приписываемой бухгалтеру американской еврейской мафии. «Ничего личного, это просто бизнес» - а в бизнесе всё измеряется в деньгах. Самый простой способ «оцифровать» человечество, перевести все отношения «в цифру» и всё просчитать - это перевести всё в деньги, на базовый язык экономики. Таким способом производится «ментальное обесчеловечивание» населения Земли и его тотальная «атомизация», низведение людей до безымянных «винтиков» и «шестерёнок» глобального экономического механизма. При таком подходе люди становятся «населением», а «эффективные менеджеры» транснациональных корпораций оперируют только цифрами: сколько трудовых ресурсов и где им потребуется, и сколько ни готовы им платить. А что касается тех, кто им «не нужен» - «nothing personal»…

Поскольку современная экономика направлена целиком и полностью на извлечение прибыли и её увеличение любой ценой, мышление в её категориях и терминах, в рамках чисто экономических моделей, является антисоциальным, недаром сейчас активно проталкивается идея «отмирания» государств и уменьшения их роли с одновременным усилением роли и значения крупнейших корпораций, уже сейчас завладевших как минимум 2/3 мировой экономики. Таким образом, место государств хотят занять чисто корпоративные структуры, а государственные структуры, если они и останутся, будут работать на эти корпорации (по такой схеме построено, похоже, навязываемое сейчас Америкой Европе Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство — ТТИП).

Чтобы противостоять на этом фронте, нам нужна новая экономическая наука: не теории, описывающие то, что происходит, не либеральные догматы «монетаризма» и «невидимой руки рынка». а научно и социально обоснованная концепция того, как двигаться вперёд, как обеспечить то самое «устойчивое развитие», о котором говорилось месяц назад в стенах ООН. Теоретические разработки на эту тему есть, и даже в тех же США. Вот что, например, пишет известный блогер chipstone (http://chipstone.livejournal.com/1281861.html) о книге «Цена неравенства» Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике:

«Для меня особый интерес к работе Стиглица состоял в том, что в далеком прошлом, когда я в позднем СССР постигал основы западных экономических теорий, именно к работам Кейнса, утверждавшего, что роль государства должна заключаться не только в денежном регулировании свободного рынка, но и в активном финансировании приоритетных проектов, я испытывал почти романтическую привязанность. И теперь отчетливо понимая, куда завело западную экономику господство монетаризма, мне было любопытно посмотреть, как это видится с позиций адепта альтернативной теории...
С откровенной безжалостностью Стиглиц препарирует современное положение в экономике и политике США, на множестве примеров показывая, как господство свободного рынка завело страну в откровенный тупик...
Работа посвящена вопросам экономического и социального неравенства в современных США и угрозах, которые это неравенство несет в себе для существования самой страны. В этой связи книгу стоило бы почитать всем нашим доморощенным либералам, которые до сих пор свято уверены, что по сравнению с унылой российской действительностью за океаном царит настоящий рай. Огромное количество примеров, статистических данных и логических выкладок буквально срывают любые покровы с иллюзорного благополучия США».

Недавно Путин на форуме "Валдай" сказал об информационной войне:

«Глобальное информационное пространство сегодня сотрясают войны. Агрессивно навязывается единственно правильная точка зрения и трактовка событий, подтасовываются и замалчиваются определенные факты. Мы уже все привыкли к навешиванию ярлыков и созданию образа врага. Власти стран, которые, казалось бы, всегда апеллировали к ценностям свободы слова, к свободному распространению информации, как часто мы об этом слышали в прежние времена, теперь пытаются препятствовать распространению объективной информации. И любую иную точку зрения, отличную от их собственной, объявляют враждебной пропагандой, с которой нужно бороться, причем явно не демократическими средствами».

Сегодня под ударом наша способность самостоятельно выбирать точку зрения и оценивать происходящие события, формировать и иметь своё мнение и своё видение ситуации. Под ударом наш образ мыслей, наши чувства, наш социум и наше будущее. И если мы не сможем отстоять их сейчас, то у последующих поколений будет всё меньше шансов это сделать. Война не может длиться вечно, и тот, кто её не выиграет - в конце концов проиграет.


Источник: «Правосудия.net»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/147975/
© 2006-2008, komitet.net.ua