ПОЛЬСКИЙ ЛЬВОВ И «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» УКРАИНЫ


02.11.2015 14:05

«Без Львова, города, всегда верного Польше, нет польского народа». Эти слова польского сенатора от партии «Право и справедливость» (ПиС) профессора Яна Жарына, прозвучавшие в интервью порталу Prawy.pl, здорово взбудоражили украинский политикум.

 

Ведь этим интервью с недвусмысленным заглавием «Перейдём в историческое наступление!» в контексте Львова проф. Жарын затронул звенящую струну украинской пропаганды – героизацию палачей из ОУН- УПА: «Если [украинцы] хотят быть европейским народом ... то не смогут этого сделать, де-факто поддерживая преступные организации ОУН- УПА...» И добавил, что памятники бандеровцам на Украине означают готовность Киева использовать бандеровские методы в будущем. «Пока Европа остаётся Европой, надеюсь, мириться с такими преступными практиками никто не станет», – резюмировал профессор.

 

Как историк, проф. Я. Жарын пообещал приложить все усилия для создания структуры, которая займётся продвижением тезисов польской «исторической политики» за рубежом и активизацией контактов с зарубежными поляками.

 

Учитывая его слова о Львове, приоритетом тут станет работа с польской ирредентой на Украине. При этом Украина, всегда являвшая образцовые примеры неуклюжей политики, попадает в собственную ловушку.

 

«Историческая политика». Именно на неё сделали ставку «батьки української нацii» в 1991 г., глядевшие на мир мутным взором исторических (или истерических?) обид (большей частью надуманных).

 

Подстегивая в украинцах исторические ресентименты, они превратили их в народ, который уверен, что его все обижали и за это ему все должны. Теперь это оружие повернут против самой Украины, вряд ли Киев найдёт внятное объяснение, почему ему можно, а другим нельзя.

 

Здесь к словам польского сенатора о Львове стоит присмотреться ближе. Столицу «украинского Пьемонта» он назвал «бастионом польских гуманистов и польских точных наук, с математической школой во главе, и великой львовской школой философии».

Действительно, чем знаменит польский Львов на мировом, а не местечковом уровне? Прежде всего впечатляющим научным наследием. Львовская математическая школа дала миру таких видных ученых, как Вацлав Серпинский (автор 50 научных книг), Карл Борсук, Станислав Улам (авторы теоремы Борсука-Улама)… Многие из представителей школы были евреями, бежали из Львова в 1941 г., спасаясь от гитлеровцев и их союзников из ОУН-УПА.

 

Львовская философская школа дала миру такие славные имена, как Казимеж Твардовский (основатель школы), Казимеж Айдукевич, Тадеуш Чежовский и ещё с десяток других. Передачу Западной Украины в состав УССР в 1939 г. философы не приняли, школа перебралась в Варшаву. С тех пор она так и называлась: Львовско-Варшавская школа философии.

 

В советское время во Львове появились внушительные промышленные ресурсы: Львовхимсельхозмаш, автозаводы ЛАЗ и ГалАЗ, Львовский завод искусственных алмазов и алмазного инструмента. Научное наследие советского Львова вообще заслуживает отдельного разговора.

 

В городе, например, действовал Институт геологии и геохимии горючих ископаемых под руководством академика Григория Назаровича Доленко, высочайшего специалиста по тектонике, автора таких научных работ, как «Закономерности и размещение промышленных месторождений нефти и газа», «Геология и геохимия нефти и газа».

 

Работал Украинский научно-исследовательский геологоразведочный институт под руководством академика Василия Васильевича Глушко, автора около 300 научных работ, внёсшего заметный вклад в развитие нефтегазовой отрасли многих стран Восточной Европы и Африки. Действовали исследовательские центры космической программы СССР (львовяне участвовали в разработке космического корабля «Буран»).

Где это все теперь?

 

Что дал миру украинский Львов? Не советский, а именно украинский (в составе ЗУНР и после 1991 г.)?

 

Ничего умного: в составе ЗУНР – культ украинских сечевых стрельцов (предтечу ОУН-УПА). После 1991 г. - пропаганду диких взглядов Степана Бандеры, Романа Шухевича, Дмитра Донцова и героизацию карателей дивизии СС «Галичина».

 

Интеллектуальная жизнь в украинском Львове затухала, свободный ум творить в затхлой атмосфере националистической пропаганды не может. Свои умственные достижения после 1991 г. город измеряет количеством изданных опусов идеологов украинского национализма. И не более того. Убого и серо.

 

Но вернёмся к теме польского Львова. В цивилизационном плане польский Львов оставил далеко позади украинский Львов. Умная часть человечества помнит львовских математиков и философов, говоривших с миром на языке вечности, а не украинских национал-неврастеников, общающихся с окружающими на языке ненависти. Украина сама даёт повод задуматься, от какого Львова, польского или украинского, вреда будет меньше?

 

МИД Польши поспешил откреститься от слов проф. Жарына, подчеркнув, что слова о польском Львове – личное мнение профессора, а не официальная позиция Варшавы. Все верно: пока мнение того или иного политика не оформлено в официальное заявление, оно остаётся его личным мнением.

 

Но не будем забывать возмущённые слова польского президента Анджея Дуды по поводу решения Верховной рады сделать из палачей ОУН-УПА героев: «Прославление тех, кто убил сотни тысяч поляков, не улучшит наши отношения».

 

Ярослав Качиньский, лидер ПиС, представителем которой является Анджей Дуда, был ещё откровенней: «Если Освенцим и Майданек – это геноцид, почему не считается геноцидом Волынская резня?»

 

В информационном поле польско-украинское «историческое противостояние» уже разгорается и на уровне общественности.

 

В апреле прошлого года была учреждена организация «Реституция кресов» («кресами» поляки называют украинские, литовские и белорусские территории, входившие в состав Речи Посполитой), которая собрала более 600 пакетов документов для обращения в суд по поводу возврата собственности на территории Украины польским владельцам или их потомкам. Ещё больше тысячи обращений проверяется.

 

«Реституция кресов» проводит широкую рекламную кампанию в приграничных с Украиной воеводствах, количество обращений может увеличиться. Помнится, на заре украинской независимости были в моде требования к России вернуть «награбленные» на Украине ценности и имущество.

 

Что это за ценности и имущество, никто толком не знал, но все их хотели вернуть. Бумеранг возвращается: теперь вернуть имущество требуют от Украины. И это не мифическое золото гетмана Полуботка, а вполне конкретные дома и подворья, которыми владели польские шляхтичи.

 

Украина смачно наплевала в колодец, из которого ей самой приходится теперь пить.

Источник: Владислав Гулевич, «Одна Родина»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/147964/
© 2006-2008, komitet.net.ua