По инициативе Ангелы Меркель 25 октября в Брюсселе состоялся чрезвычайный саммит ЕС по миграционной ситуации на Балканах с участием представителей Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Македонии, Сербии, Словении, Румынии и Хорватии - стран, в наибольшей мере страдающих от притока беженцев. Саммит прошёл сразу после визита Меркель в Турцию. Там ничего конкретного ей добиться не удалось (Анкара будет продолжать выталкивать беженцев в Европу), а действовать госпожа федеральный канцлер вынуждена быстро: последний опрос службы Emnid показал, что деятельность ее правительства одобряют всего 37 % немцев.
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер перед открытием саммита призвал страны, расположенные на «балканском маршруте», прекратить хаотическую переправку мигрантов в соседние государства ЕС, то есть взять тяжесть кризиса на себя - обеспечить упорядоченную процедуру регистрации и оказание помощи беженцам. Иначе Шенген окажется под угрозой, предупредил Юнкер.
Саммит обсудил меры по запрету беженцам пересекать границы государств внутри ЕС без предварительного согласия принимающей стороны и укрепления границ Евросоюза на Балканах. Обсуждалась также возможность запуска механизма высылки на родину тех беженцев, которым отказано в праве на убежище. Участники встречи признали, что ситуация с беженцами сложилась настолько критическая, что угрожает самому существованию Евросоюза.
Особо тревожным выглядит положение Словении, по дорогам которой катится сплошной поток иммигрантов. Выступая на саммите, премьер-министр этой страны Миро Церар заявил, что Евросоюзу грозит развал, если страны-члены ЕС в ближайшие несколько недель не решат проблему с беженцами. «Я ожидаю, что этот саммит принесёт конкретный срочный план действий, который нам нужно в ближайшие дни и недели реализовать. Если мы не предпримем срочные и конкретные действия на месте в ближайшие дни и недели, я считаю, что Евросоюз и вся Европа начнёт разваливаться».
Понимая, что рассчитывать на единство действий в масштабах всего Евросоюза особенно не приходится, Миро Церар готов действовать самостоятельно. «Если не будет конкретного и немедленного плана, то боюсь, - говорит он, - что многие страны окажутся в ситуации, когда придется справляться в одиночку. Я буду делать все возможное для сохранения безопасности в Словении, потому что мы находимся сейчас в зоне риска».
Беспокойство премьера Словении не напрасно. Его страна насчитывает всего два миллиона населения, а только за неделю, предшествовавшую саммиту 25 октября, сюда прибыли 58 тысяч беженцев. Сколько их ещё появится до конца года?!
Премьер-министр Хорватии Зоран Миланович также потребовал конкретных действий, а не «совместных итоговых заявлений, ведущих в никуда». А накануне, ознакомившись с очередными предложениями Брюсселя по беженцам, Зоран Миланович заявил, что тот, кто подготовил подобные предложения, не представляет, что на самом деле происходит, и «как будто только что очнулся от долгого сна». Он считает, что единственным решением миграционного кризиса может стать контроль над потоком беженцев на границе Турции и Греции – в той зоне, откуда мигранты проникают на территорию ЕС.
Как всегда, решительно выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Не вдаваясь в тему создания центров и помощи беженцам, венгерский лидер твёрдо заявил, что Евросоюз должен «немедленно покончить с политикой открытых дверей и приглашения мигрантов».
Под огнем пусть и завуалированной, но достаточно жесткой критики Ангеле Меркель, которая со своей прежней политикой «широко открытых дверей» во многом способствовала общеевропейской катастрофе, пришлось нелегко, но она снова умудрилась высказаться так, чтобы ничего не сказать: «Мы все связаны обязательствами, которые накладывают на нас Женевские конвенции. У нас есть свои стандарты человеческого достоинства. Поэтому вопрос о том, как решать задачи, возникающие на так называемом Балканском пути, стоит достаточно остро… Защита границ ЕС, как известно, очень важная задача» (?).
Несмотря на то, что необходимость принятия мер, ставящих заслон на пути льющегося из Турции в Европу потока беженцев с каждым днём всё очевиднее, не все хотят замечать новую действительность. Один из них - председатель Европарламента Мартин Шульц, который предпочитает морализировать, говоря, что люди, которые пытаются препятствовать проникновению беженцев с применением силы, - «это позор Европы».
А в Германии власти, кажется, больше внимания уделяют не опасности просачивания в общей массе беженцев боевиков «Исламского государства», а слежке за активистами движения PEGIDA («Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света»). Правда, количество отделений PEGIDA в стране всё равно растёт.
Участники саммита в Брюсселе в конечном итоге согласовали некий план из 17 пунктов. Самым существенным в этом плане, насколько можно понять, является создание дополнительно 100 тыс. мест для размещения беженцев, но не в Германии или Австрии, а на пути их следования через балканские страны. Половину этого количества должна принять Греция, остальных — страны Западных Балкан (прежде всего Сербия и Македония). Словении, которая в эти дни принимает на себя основной удар, обещано дополнительно четыреста пограничников. Европейское пограничное агентство Frontex займется также укреплением границ между Грецией, Македонией, Албанией и Сербией.
«Евросоюз обязан принимать беженцев и обеспечивать им будущее», - поучает верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш. В Евросоюзе, однако, такой обязанности за собой теперь уже не признают, а, кроме того, явно предпочитают задержать беженцев-мусульман надолго, если не навсегда, на «балканском маршруте».
Источник: Владимир Нестеров, «Фонд Стратегической Культуры»