На Украине сегодня гуляет шутка: «Наша страна уже давно бы стала европейской державой, если бы не одно дно». Это дно чувствуют не только замершие в ожидании коммунальных платежек пенсионеры и бюджетники, его ощущают даже офисные работники – главные вдохновители майданов и бомбардировок Донбасса.
На дно опускается не только традиционно обесбюджетченная Киевом провинция, но и сам Киев, и … Львов. На дне находится внешняя и внутренняя политика, на дне – никого не победившая армия и бьющийся в припадках ВПК. На дно найкращих (самых лучших) европейских черноземов опустилось украинское сельское хозяйство, которое не радует даже хороший урожай зерновых, на дне трепыхается и стремительно уползающий в тень мелкий и средний бизнес. Наступает горький конец сладкой Украины.
Украинское дно – скользкое и замуленное гниющими надеждами и реальными трупами. Здесь нет живности, кроме донных трупоедов, над которыми плавает шоколадная рыба, испускающая глубокодонные пузыри новых обещаний…
До недавнего заявления американской бухгалтерши на Украине пани Яресько, исполняющей роль министра финансов при колониальной администрации, я был уверен, что ниже дна ничего нет. Там тьма, тартарары.
Однако иностранные специалисты уверяют – есть! «Украина наконец-то прошла дно кризиса», – сообщила Наталья Яресько на брифинге, который транслировал телеканал «112 Украина».
Оказалось, что ниже дна Украина зажила особой новой жизнью. Яресько среди признаков новой жизни назвала стабильный курс гривны, возвращение вкладов в банковскую систему, уменьшение темпов падения экономики и промышленного производства, а также «уменьшение темпов инфляции и увеличение резервов Национального банка от критически низкого уровня, от менее 5 млрд. долларов, до сегодняшнего — около 13 млрд. долларов».
Украинские СМИ поспешили раздуть фанфарами торжественный этап новой поддонной жизни, придворные аналитики и свидомые блогеры стали радостно блеять на тему «мы же говорили, что сломим хребет Путину», и лишь большая часть населения продолжает ждать наступающего мрака. Может, потому, что уже давно не верит никому, а может, потому, что внимательно слушала Яресько, которая на брифинге, характеризуя успешное преодоление дна, добавила слово ЯКОБЫ. Если быть точными: «Украина якобы наконец-то прошла дно кризиса», — сказала министр. Похоже, что даже на украинском дне продолжают летать «утки Стеця».
Но что так обрадовало колониальную чиновницу? Курс доллара по 22 грн. (в обменниках 23), сахар по 16 грн. за кило, сало по 70 грн. за кило? Не совсем ясно.
Кстати, даже в самом сытом (пока еще) Киеве не видно очередей патриотических граждан, возвращающих свои вклады в украинские банки. Банки все больше рассыпаются, а очереди как раз состоят из недовольных и обманутых кредиторов. Возрождающуюся промышленность на Украине явно может увидеть лишь хорошо употребляющий амфетамины человек. А то, что «яреськин банк» наполняется иностранными подачками, знают все. Как знают и то, что эти кредиты придется отдавать…
Да и поток кредитов мелеет. Вот, например, издание Deutsche Welleприводило заявление своего канцлер-фюрера, что если Украина ждет немецких инвестиций, то должна выполнить ряд условий. А конкретно: если правовые условия ведения бизнеса на Украине станут более благоприятными. То есть надо щемить олигархов и давить коррупцию, чего на Украине не может быть по определению.
Характерно, что Меркель передала «свой привет» Яценюку накануне его визита в Берлин, намеченный на 23 октября.
Что же касается жизни ниже уровня дна, преодоленного министром Яресько, то его можно проиллюстрировать еще некоторыми примерами из столичной жизни. Так сказать, живыми образчиками покращення (улучшения).
Аналитическая группа отдела продаж ЖК киевского Park Stone (аренда недвижимости) подтверждает, что особенностью сезона осени 2015 года стало то, что в Киеве на 15% чаще стали сдавать комнаты в квартирах с хозяевами. В основном на это идут пенсионеры.
«Одной из причин может быть тот факт, что столичные пенсионеры пытаются таким образом заработать дополнительные средства для оплаты коммунальных услуг», - сказал руководитель отдела продаж ЖК Park Stone Дмитрий Шостя. С учетом того, что средняя стоимость аренды комнаты в квартире с хозяевами составляет 1500 гривен в месяц, то «такой вид заработка позволяет почти полностью оплатить коммунальные услуги и даже заработать дополнительно до 500-800 гривен к пенсии», отметил бизнесмен.
Следовательно, даже киевские пенсионеры (а там объективно уровень доходов более высокий, чем по Украине) не в состоянии оплатить коммунальные блага от Яценюка и Кличко.
Арендная плата жилья выросла в целом на полторы, а то и на две тысячи грн. Характерно, что киевляне, привыкшие сдавать свои квартиры в валюте, курс которой стабилизировала Яресько, теперь перешли на гривну, так как и долларов на руках стало меньше.
Примечательно, что днопреодолевающий оптимизм американской министерши относительно стабилизации курса гривны не разделяют многие украинские специалисты (Кухар, Блинов). Они прогнозируют, что национальная валюта и дальше будет дешеветь и называют гривну валютой, которая больше всего девальвировала за последние полтора года в мире. Причем дна девальвации она еще не преодолела.
Между тем и данные Яресько по усилению банковской системы не соответствуют сводкам. Доходы банков Украины за январь-август 2015 составили 141,2 млрд. грн., а расходы за этот же период составили 189,1 млрд. грн. Только за август чистый убыток платежеспособных украинских банков составил 14,8 млрд. грн. Либо банки пропустили отметку прохождения дна, либо просто Яресько оставили в неведении.
* * *
В любом городе Украины сегодня можно ощутить дыхание новой жизни. Как в середине 90-х возле остановок общественного транспорта возникли стихийные рынки, где с земли торгуют овощами, фруктами, зеленью, домашней птицей. Выросли не только масштабы торговли, которую сами торговцы называют «шансом», вырос ассортимент. Теперь, как и в те годы, на стихийные прилавки выставляют старую посуду, б/ушную электротехнику, одежду, игрушки. Эти люди остались на дне, куда их затащили порошенки, яценюки и яреськи, которые «ушли ниже», чтобы там, как высказался один остряк, «пережрать сложный период в жизни». У этих господ и дно оказывается с двойным дном.
Источник: Дмитрий Самойленко, «Одна Родина»