Пока Вашингтон, пытаясь навести блеск на потускневший имидж, заявляет о необходимости «надавить» на Асада и о том, что «давить» должны Москва и Тегеран, крупная пресса США говорит об «информационной победе» Кремля, о шансе Путина реализовать «идеальный сценарий» и о том, что Белый дом был застигнут врасплох действиями русских в Сирии. Ведущие американские СМИ льют на «стратегию» деятеля из Овального кабинета всё больше ядовитой критики.
Вашингтон «рассчитывает, что Россия и Иран окажут воздействие на Асада», заявил Барак Обама в интервью программе «60 минут» на канале CBS, пишет «Лента.ру».
По словам мистера Обамы, российская стратегия в Сирии неправильна. «Пока Асад находится у власти, будет трудно переключить силы умеренной сирийской оппозиции на борьбу с «ИГ», — считает президент США.
«Мы знали, что Россия планирует оказать военную помощь Сирии, поскольку она боялась, что режим Асада рухнет», — заявил глава Белого дома.
Знали?
У аналитиков мнение иное. Противоположное.
Грег Миллер и Карен Де Янг (Greg Miller and Karen DeYoung) в одной из крупнейших американских газет — «Вашингтон Пост», указывают: Соединённые Штаты были застигнуты врасплох действиями России.
А вот и аргументы.
Первыми признаками того, что Москва собирается провести военную операцию в Сирии, были просьбы Кремля о разрешении довольно большому числу её тяжёлых самолетов пересекать границы других государств. Об этом говорили ещё с середины августа 2015 года, причём говорили не где-то, а в администрации Обамы. Газета приводит одно такое высказывание: «К нам приходили сообщения о том, что Российская Федерация просит разрешить пересекать границы большему числу её самолётов», — сказал чиновник администрации президента. И подробности были известны: чиновник сообщил, что Москва просила разрешения как для грузовых самолётов, так и для «боевых и бомбардировщиков». «Было ясно, — заметил чиновник, — что происходит что-то масштабное».
Подозрения усилились, когда Россия перебросила в Сирию реактивные истребители и команды военных советников.
И всё же США проморгали военную операцию русских: Белый дом, считают журналисты, по-видимому, «был застигнут врасплох серией авиаударов» Москвы. К тому же, считают авторы репортажа, атаки Москвы были направлены против сирийских повстанцев. Последних, между прочим, вот уже два года как обучает и вооружает ЦРУ.
Авиаудары русских «подорвали» и без того слабую американскую стратегию. И 9 октября Пентагон официально признал, что он сворачивает миссию по созданию сил для борьбы с «ИГ».
Похоже, добавим от себя, журналисты таким образом подводят итог действиям Кремля и реакции Белого дома. С действиями всё ясно, какова же реакция?
Вот она. Свёртывание сирийских программ Пентагоном затронуло сразу несколько направлений: 1) будут прекращены тайные попытки разведки помочь сирийским повстанцам свергнуть Башара Асада; 2) сворачивается открытая операция с применением самолётов и помощью ряду повстанческим группировок, воюющих против «ИГ».
Сегодня американские чиновники и эксперты признают: администрация Обамы слишком медленно среагировала на явные признаки грядущих проблем. «Я думаю, существует разрыв между этапом сбора разведывательных данных и этапом разработки стратегии и её реализации» — заявил изданию экс-аналитик Агентства военной разведки Джеффри Уайт (ныне он наблюдает за развитием сирийской ситуации в институте Вашингтона).
Даже к началу сентября, когда Путин перебрасывал технику и военнослужащих в Сирию, у Соединённых Штатов не имелось ясной интерпретации действий Москвы, пишет далее газета.
Что касается ЦРУ, то это разведведомство отказалось прокомментировать участие в сирийском конфликте.
Не исключено, что сворачивание Пентагоном своих программ приведёт к увеличению американской помощи группировкам, поддерживаемым в Сирии ЦРУ. По словам неназванных чиновников, разработчики соответствующей программы рассматривают некие «варианты действий», например, отправку в Сирию ракетных систем. Такие системы позволили бы повстанцам наносить удары по российским базам. О неких «более совершенных» системах сказал изданию упомянутый Уайт, однако добавил, что такая стратегия противоречила бы тому, чего «готов добиться в Сирии» Барак Обама.
В редакционной колонке той же «Вашингтон Пост» прямо констатируется «отступление Обамы» в Сирии.
Администрация президента США, объявившая публично об отказе о поддержке программ Пентагона по набору и обучению «сирийских сил», сигнализирует тем самым о «дальнейшем отступлении». Впрочем, это неудивительно: многие критики Белого дома предвидели подобный исход с самого начала подготовки программы.
Обама предсказывал 20 месяцев назад, что путинское «вторжение» на Украину потерпит крах, однако сегодня Путин контролирует Крым и фрагмент восточной Украины, и он сумел отстоять соглашение с Западом о политическом урегулировании. Теперь Белый дом предполагает, что наступление Москвы в Сирии тоже ничем хорошим для Москвы не кончится. Рискованная точка зрения, считает издание.
Соединённым Штатам вовсе не обязательно «воевать с Россией» для того, чтобы принять в Сирии меры против устремлений Путина, отвечающие «жизненно важным интересам США».
Помощь «умеренным силам, борющимся с правительством Асада», должны быть ускорена. Повстанцы очень нуждаются в противотанковом оружии. На севере Сирии в партнёрстве с Турцией должна быть создана «безопасная зона». Вместо «чтения лекций» Путину мистер Обама должен показать Кремлю «красные линии». Если не провести некую черту для русских, их «агрессия» будет обостряться, пишет издание.
Другое крупное издание, «The Huffington Post», прямо пишет об «информационной победе России». Об этом рассказал публицист Скотт Риттер.
7 октября четыре корабля Каспийской флотилии ВМФ России произвели пуск 26 крылатых ракет «Калибр» дальнего радиуса действия по 11 целям в Сирии. Все 26 ракет достигли целей.
Однако, согласно «неназванным источникам» из Пентагона, четыре из двадцати шести ракет упали вовсе не в Сирии, а в Иране, где две из них взорвались «в сельской местности», нанеся ущерб зданиям. Говорилось и о вероятных жертвах «среди гражданского населения». У США нет решительно никаких доказательств, а российские и иранские власти решительно отрицают эти обвинения.
И вот факт: Россия в настоящее время является страной, способной запускать ракеты на дальность почти 1000 миль. Информационные действия русских показывают, что в войне пропаганды побеждает Кремль, а не американский Пентагон, которому были бы очень выгодны промахи русских. Однако «претензии» Пентагона к русским ракетным «промахам» являются необоснованными.
Непродуманный характер откровенно антироссийской пропагандистской кампании Пентагона только подчёркивает трудное положение, в которое попали Соединённые Штаты на глобальном уровне после русских атак. Русские предложили Вашингтону координировать военные операции в Ираке и Сирии в новой совместной российско-ирано-иракской-сирийской штаб-квартире в Багдаде, но американцы категорически отказались это делать. В результате американское посольство в Ираке получает «грубое предупреждение от русского офицера о закрытии сирийского воздушного пространства», поскольку вот-вот начнутся российские операции. ВВС США вынуждены приостановить операции, чтобы русские и американские самолёты не вышли «на контакт» друг с дружкой.
Кроме того, американские самолёты работают с разрешения иракского правительства над Ираком, но не имеют соответствующего разрешения от правительства Сирии. То есть по сути Соединённые Штаты здесь действуют за пределами международного права. Русские же присутствуют в Сирии по приглашению официального правительства, напоминает автор. Поэтому они, по сути, контролируют теперь всё воздушное пространство Сирии. Соединённые Штаты не имеют правовых оснований протестовать против действий России.
Американскому престижу нанесён непоправимый урон. Это самая настоящая «потеря лица». Русский ракетный удар — лишь часть «крупного согласованного наступления» с участием сирийской армии, Ирана и России, считает автор.
Ульрих Шпек в «The American Interest» пишет, что Запад был «застигнут врасплох» действиями России.
Многие западные лидеры и комментаторы не решаются осудить действия России в Сирии. Они полагают, что Россия в конечном счёте хочет принести хоть какую-то стабильность в регионе и положить конец войне.
По мнению журналиста, Россия ведёт в Сирии асимметричную войну с Западом. Запад сильнее, но Россия «может выиграть, если будет играть умнее». Краткосрочная цель Путина, по автору, состоит в предотвращении перехода региона к либеральной демократии. В долгосрочной перспективе цель состоит в превращении региона в «блок», готовый действовать под командованием Москвы. Это создание нового многополярного мира, в котором Россия — один из полюсов. И этот полюс может означать нечто большее, чем просто региональную власть. Короче говоря, потеря давнего союзника Сирии для Москвы означала бы потерю последнего российского плацдарма на Ближнем Востоке и значительное поражение.
Военная интервенция от имени режима Асада представляет Путину целый ряд возможностей, считает автор.
1. Демонстрация силы перед «нерешительными и безответственными Соединённые Штатами».
2. Выход России из международной изоляции.
3. Новый рычаг для ослабления «политической сплочённости и решимости ЕС». И эта стратегия Путина, «кажется, работает», с волнением сообщает журналист. Канцлер Германии Ангела Меркель, которая открыто критиковала действия Путина на Украине, теперь «надеется» на то, что Россия даст Сирии мир. А глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, выступая в Германии, сказал, что «следует прилагать практические усилия» к улучшению отношений с Россией. ЕС должен рассматривать Россию как «приличного» партнёра. Евросоюз не может допускать, чтобы правила отношений с Россией «диктовал Вашингтон».
4. Сохранение Асада у власти. И заодно — провал проекта «либеральной демократии» в Сирии. Путин ведь «позиционирует Россию на переднем крае борьбы против либеральной демократии», считает автор.
Если действия Путина в Сирии приведут к успеху, это может укрепить узы между Россией и её партнёрами и союзниками из числа «самодержцев».
Ставки высоки, и это рискованный шаг для Путина. Но, в отличие от Украины, в Сирии Москва является «частью более широкой коалиции», которая включает и армию Асада, и Иран, и Ирак, и «Хезболлу». И если России и её союзникам удастся покончить с «оппозицией» в Сирии, мир увидит появление широкой «неформальной» коалиции, в которой США и европейские державы будут вынуждены бороться с «ИГ» «вместе с Россией, Ираном и режимом Асада». «Для Путина это был бы почти идеальный сценарий», — резюмирует аналитик.
* * *
Пока мистер Обама пытается «читать лекции» Путину, русские действуют в Сирии в полном соответствии с международным правом. Этого нельзя сказать о действиях США, которые через ЦРУ и Пентагон поддерживают в Сирии незаконные вооружённые формирования. И если Россия помогает Асаду в борьбе с экстремистами, то Вашингтон имеет целью отнюдь не борьбу с «ИГ», а свержение законного президента Асада. Мистер Обама не знает, как выпутаться из очевидно провальной ситуации. Поэтому-то крупная американская пресса США и твердит об «информационной победе» Кремля и о шансе Путина реализовать «идеальный сценарий». Не ждал, не ждал Обама такого хода от «изолированного» Путина…
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»