Идеальный шторм
Знаете, как происходит коллапс единой энергосистемы страны? Самый опасный период – это декабрь-январь, когда потребление электричества максимальное. Нехватка энергоресурсов приводит к снижению мощности в сети, а если дефицит нарастает, то уменьшается располагаемая мощность ТЭС, что влечет за собой дальнейшее снижение частоты в энергосистеме. Возникает т.н. лавина частоты. Итог такого неконтролируемого процесса состоит в расстройстве работы всей энергосистемы, функционирующей по принципу сообщающихся сосудов, и погружении государства во тьму. Весь этот процесс, по словам директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентина Землянского, занимает десять секунд.
Конечно, подобный вариант развития событий в Украине маловероятен. Во-первых, в случае чего подстрахуют соседи. НЭК «Укрэнерго» уже имеет договоры об аварийной взаимопомощи с Россией и Польшей и предусмотрительно хочет до начала отопительного сезона подписать аналогичные бумаги с Молдовой, Беларусью, Словакией, Венгрией и Румынией. Во-вторых, в случае лавинообразного падения частоты на помощь придут знакомые всем веерные отключения, когда от энергосети на время будут отсоединять домохозяйства и промышленных потребителей. В-третьих, в самом крайнем случае если с энергоносителями будет совсем плохо или случится непредвиденная авария, энергосистема страны может рассыпаться на куски и где-то свет все-таки будет. Например, правительственный квартал в Киеве и Верховная рада находятся в районе с наиболее устойчивым энергоснабжением.
Уголь всему голова
Излучая необычайный оптимизм, Киев готовится и к худшему варианту развития событий. С помощью зарубежных специалистов правительство подготовило антикризисный план, который, по словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, «содержит графики ограничения мощности энергии и графики аварийных отключений… Более того, в нем содержатся описания мероприятий на случай, если отключения электроэнергии не помогут». Это меры на случай коллапса энергосистемы. Причины такой предусмотрительности понятны: готовиться к плохому сценарию Киев вынуждает острый дефицит энергоресурсов.
Ситуация с газом критичная. Для стабильного прохождения осенне-зимнего периода в отечественных хранилищах не хватает около 3 млрд. кубов газа. Водная энергетика Украины переживает худшие времена за всю свою историю. Неожиданно низкий уровень воды в реках и водохранилищах сократил до 5-7% долю ГЭС в энергетическом балансе страны. В результате маловодья украинская энергосистема «в зимний период 2015-2016 гг. может остаться без мобильного и аварийного резерва мощности на гидроэлектростанциях», предупреждают в гидрометцентре. Меньше всего проблем с АЭС, которые увеличили свою долю в производстве электроэнергии, но они покрывают лишь базовую нагрузку и не способны маневрировать (работать на пиках и полупиках потребления). Остается уголь. Если раньше угольная генерация компенсировала недостаток других энергоресурсов, то сегодня организация стабильной работы ТЭС находится под большим вопросом.
Происходящее в украинской угольной отрасли очень напоминает цирковое представление. В июле в рамках подготовки к отопительному сезону правительство распорядилось выделить из закромов «Ощадбанка» кредит на закупку угля в размере 2 млрд. грн. Спустя полтора месяца выяснилось, что деньги заблокированы и не были использованы по назначению. Задержки с выплатами зарплат вынудили шахтеров перекрыть трассу Ковель-Львов. Позже в прессу просочилась информация, что средства так и не дошли до шахтерских карманов по причине преступной халатности Минэнерго. На счету банка-банкрота «Киевская Русь» безвозвратно застряли 266 млн. грн. государственных денег. Параллельно идет процесс удушения угольной генерации, принадлежащей Ринату Ахметову. Задолженность государства перед предприятиями донецкого олигарха (ДТЭК) за последний год только растет и уже достигла 6 млрд. грн. Пока уголь на рынке дорожал, а коммуналка росла, государство снизило на 4% тариф, по которому «тепловики» продают электроэнергию в сеть. В то же время продукцию «Энергоатома» и «Укргидроэнерго» государство стало покупать на 31% и 100% дороже соотвественно. ДТЭК терпит убытки и набирает кредиты.
Все эти танцы на канате могут плохо кончиться для простых граждан. Какая этой зимой будет температура батарей в квартирах и насколько продолжительными станут перебои с электричеством, в первую очередь зависит от наполненности угольных складов. На 5 октября на украинских ТЭС находилось около 2 млн. тонн, тогда как, согласно приказу Минэнергоугля № 566, к 1 ноября там должно находиться 2,8 млн. тонн. На первый взгляд отставание от графика не критичное, но лукавый, как известно, кроется в деталях. Согласно планам правительства, угля газовых и антрацитовых марок должно быть поровну (по 1,396 млн. тонн), но сегодня существует перекос в сторону первых (1,045 млн. тонн к 963 тыс. тонн). Кроме того, антрацита мало, почти половина его запасов (453 тыс. тонн) находится на Луганской ТЭС, фактически никак не связанной с Украиной. И в случае чего т.н. луганский энергетический остров никак не сможет подстраховать единую энергосистему страны.
Но главная опасность наступившего отопительного сезона, по мнению бывшего министра ЖКХ Алексея Кучеренко, - это платежеспособность населения, «поскольку за энергоносители кто-то должен заплатить». У Киева в самом ближайшем будущем будет возможность воочию наблюдать уровень расчетов за коммуналку по новым тарифам.
Победа арифметики над упрямством
Если совсем безболезненно пройти осенне-зимний период уже точно не удастся, то обойтись малой кровью все еще возможно. Накопить уже лежащие на складах 2 млн. тонн удалось только благодаря поставкам из ДНР и ЛНР. Не нужно забывать, что в целом на весь отопительный сезон 2015-2016 гг. ТЭС и ТЭЦ должны сжечь 14 млн. тонн угля, из которых 4 млн. тонн – антрацит. И перебои с вывозом «черного золота» с территории республик чреваты серьезными последствиями для украинской энергосистемы. Кроме того, из-за блокады образовался дефицит угля для бытовых потребителей. Его цена, например, в Одесской области сегодня достигает 4,5 тыс. грн. за тонну! Говоря словами главы ДНР Александра Захарченко, «нам Киев не нужен, Киеву нужен наш уголь», а потому политический диалог между ними неизбежен.
Несмотря на громкий отказ В. Демчишина «переплачивать» за донецкий уголь, украинские власти подняли его закупочную цену с 1350 грн. до 1700 грн. за тонну, после чего поставки возобновились. Разговоры об импорте угля из ЮАР калорийностью 5500 килокалорий и стоимостью $72-73 (с учетом логистики) тоже поутихли. По крайней мере, обещанные на конец сентября В. Демчишиным судна с африканским топливом до Украины так и не доплыли. Очень вероятно, что в правительстве вспомнили об арифметике и решили купить недостающие объемы у России. Ее кузбасский уголь имеет калорийность 6000 килокалорий и будет стоить $61-66 за тонну. Схожая ситуация и с электричеством. «Может, это и неплохая идея, потому что цена электроэнергии в России очень дешевая, дешевле того, что мы можем у тепловой генерации купить на данный момент», - прокомментировал В. Демчишин вопрос о закупке электроэнергии в «стране-агрессоре».
Хочется надеяться, что война Киева со здравым смыслом закончилась, иначе гражданам Украины останется только пристально изучать карту блэкаутов. Пока свет еще есть.
Источник: Николай Кучеров, «Одна Родина»