Вот уже вторую неделю разные группы западных политиков-политологов подсчитывают военные результаты боевой операции российских ВКС в Сирии. Одни, осторожно проверив, отодвигают в сторону постановочную кинопродукцию противников Асада с якобы разбомбленными медицинскими заведениями: бинты, койки, тумбочки, прочий реквизит… Тем более что США в эти же дни подбросили такие картины погрома гражданских учреждений (уничтожение госпиталя в Кундузе), что павильонные сцены, к счастью для их режиссеров, просто забываются.
Другие, признавая точность российских ударов, «подзадоривают» Обаму: «Путин крутой, а ты слабак!» Однако и в этом науськивании ведут тонкую, сложную информационную работу.
Вот Томас Доннелли (Thomas Donnelly) публикует вThe Weekly Standard (США) статью о политике президента России «Побеждает отважный». Там есть, конечно, и о «слабаке» Бараке Обаме. Остальное — вроде об «отважном Путине», который «…присоединившись к оси шиитских сил во главе с Ираном», и так далее.
Главная провокация – именно здесь: Россия-де влезла в «шиитскую коалицию», противопоставив себя суннитскому большинству всего мира. «Путин, — пишет Доннелли, — сделал ставку на ту сторону, которая в мусульманском мире находится в меньшинстве». Прочие комментаторы уже миллион раз привели справку: шиитов среди мусульман 10-15%. А Россия примкнула «не к той компании».
Этот провокационный ход будет отрабатываться и дальше, по максимуму – до тех пор, пока развитие событий не докажет всем, что на Ближнем Востоке Россия «не за шиитов» и «не за суннитов». Что Москва вообще не оперирует такими категориями в процессе принятия политических решений. Это американцам, чей доллар не выживет без воспроизводства то там, то тут обстановки «(не)управляемого хаоса», требуются модель «шиитско-суннитской войны» и неуклюже скроенное пропагандистское пугало, на котором можно попробовать написать: «Россия воюет в Сирии против суннитов».
Через некоторое время даже те монархи Персидского залива, что запальчиво постановили «Или мы – или Асад», убедятся: Россия, защищая одно из арабских государств (Сирию), подвергнувшееся террористической агрессии, в конечном итоге защищает саму идею арабской государственности как таковую. И в этом Россия для нашего изменчивого мира невероятно последовательна.
Не раз на протяжении десятилетий независимости Египта поддерживала Россия эту суннитскую страну. Поддерживала и поддерживает суннитских палестинцев – в большинстве своём суннитов. А «шиитский фактор» на полную катушку использовали США, чтобы свалить Саддама Хусейна и разрушить все контролировавшиеся суннитами саддамовские структуры (армию, полицию, чиновничество). Это американцы сделали Ирак по составу его правительства второй в мире после Ирана шиитской страной.
Кстати, курды, которым Доннелли и подобные ему аналитики уже выдали «приписные свидетельства», направив их в «российско-иранскую шиитскую коалицию», тоже в подавляющем большинстве – сунниты.
Сквозная идея, поддерживаемая Россией в арабском мире, чем-то напоминает европейский легитимизм XIX века: государства-суверены против искусственно революционизируемых масс, плещущих поверх любых границ.
За плечами у России/СССР – шесть десятилетий помощи не только крупным арабским лидерам, но и почти столь же долгая поддержка уникального явления, каким долго была главная государственно-строительная сила Арабского Востока — БААС, Партия арабского социалистического возрождения. Последующие события заслонили этот феномен, а ведь БААС являлась правящей партией в Египте, Сирии, Ираке. С её участием предпринимались попытки объединения Сирии и Египта, затем Ливии и Египта… Неудачи. При каждой неудаче неизменно присутствовал строгий экзаменатор, Израиль, при поддержке США периодически «вызывавший арабов к доске»: «Ну-с, посмотрим, как вы там объединились?» Очередная война и: «Двойки! Все по домам!»
Военные поражения гасили объединительный дух арабов. Разрушение государственного здания советского социализма повлияло на страны социализма арабского, но при этом Сирия, Ирак, Ливия всё же оставались нормальными государствами, а не аренами войн с участием множества сторон!
Разгром Ирака, затем уничтожение Ливии помогли внушить арабам мысль, что сильное государство у них получиться не может. Всё неудачи, кроме… Халифата, когда армия арабов доходила до Пуатье в сердце Франции! Халифату Аллах помогал. А раз так, теорема арабской государственности решена!
У многих теорем, однако, есть следствия. Следствие «теоремы халифата», которую «Исламское государство» подсовывает мусульманам, таково, что лишними становятся не только правящий в Ираке блок шиитских партий, не только Башар Асад, но и короли и принцы в монархиях Залива, все их величества и высочества…
И никого там США не защитят. Это Анастасио Сомосу, первого, кто удостоился почётного звания «нашего сукина сына», американцы поддерживали до самой его кончины. А в XXI веке чуть не так в ООН проголосовал, как ты уже «не наш», хотя и по-прежнему «сукин сын»…
Источник: Игорь Шумейко, «Фонд Стратегической Культуры»