На фотографиях, сделанных журналистами 2 октября в Париже во время очередной встречи «нормандской четвёрки», нетрудно заметить крайне мрачный лик Петра Порошенко. В тот день лицо украинского президента было совершенно безрадостным. На нём даже можно было заметить периодически возникающую гримасу отчаяния. Обычно с таким видом люди посещают похороны близких людей или узнают о своём смертельном недуге.
Чем же был так опечален лидер постмайданной Украины в Париже?
Со всей определённостью можно заявить, что грусть Петра Алексеевича вызвана результатами прошедших переговоров «нормандской группы». Этим же объясняется и добродушная улыбка удовлетворённого человека, которая периодически появлялась на устах российского президента во время его общения со своими западными коллегами.
Если ведущие интернет-ресурсы Украины на следующий день после переговоров «четвёрки» ограничились лишь скупыми упоминаниями о данном событии, из которых невозможно было понять каковы его результаты, то украинские социальные сети просто взорвались негодующими комментариями относительно «очередного предательства Украины» со стороны его высшего руководства.
Что же произошло 2 сентября в Елисейском дворце? «Зрада» или «перемога»?
В связи с тем, что никаких документов на парижской встрече подписано не было, понять, чем она закончилась можно лишь из заявлений её участников.
Итак, прежде всего, необходимо отметить, что по свидетельству французского президента, стороны пришли к согласию по главному вопросу текущей повестки — переносу действия минских соглашений на 2016 год.
Если до этого момента Киев явно надеялся на то, что, саботируя реализацию политической части минских соглашений, сможет дотянуть до конца года, а затем тихо похоронить «Минск-2», сняв с себя все обязательства и потребовав от Запада иных алгоритмов разрешения конфликта (очевидно рассчитывая на ужесточение санкций в отношении России), то теперь действие минских соглашений, по сути, стало бессрочным.
Правда, в целом заявление президента Франции о продлении сроков реализации минских соглашений получилось несколько двусмысленным.
«В течение всего дня мы оценивали результаты реализации минских соглашений и стремились обсудить их перспективы. По всем пунктам мы должны уложиться в предусмотренные минскими соглашениями рамки», — заметил Олланд. Но при этом тут же добавил, что работать придется «дольше сроков, отпущенных для этих процессов минскими договоренностям, то есть после 31 декабря».
Это обусловлено тем, что необходимые правовые условия для проведения местных выборов на территории ДНР-ЛНР Украина до сих пор не создала (нет соответствующего закона), а поэтому чисто технически их невозможно осуществить до конца текущего года.
Иначе говоря, стороны пришли к соглашению о том, что местные выборы в ДНР и ЛНР, назначенные на осень, проводиться не будут. Их перенесут на следующий год. Причём их результат подтвердят международные организации.
При этом в Париже было отмечено, что выборы состоятся лишь после того, как в Верховной Раде будет принят закон, предоставляющий неподконтрольным Киеву территориям Донбасса особый статус. По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, Украина должна до конца текущего года принять закон об особом статусе нынешних территорий ДНР-ЛНР, который в свою очередь должен быть зафиксирован в Конституции Украины.
При этом весь процесс подготовки закона об особом статусе отдельных донбасских территорий должен быть подготовлен Киевом в тесном сотрудничестве с Донецком и Луганском. Иначе говоря, «нормандская четвёрка» предписала Порошенко вступить в переговорный процесс с руководством самопровозглашённых республик как по поводу подготовки закона об особом статусе, так и по поводу порядка проведения местных выборов. Всё это должно быть чётко согласовано конфликтующими сторонами и принято ими к исполнению.
Это означает, что, во-первых, Порошенко, в той или иной форме, необходимо сесть за стол переговоров с Захарченко и Плотницким для написания закона об особом статусе ДНР-ЛНР, во-вторых, после этого провести данный закон через парламент, в-третьих, отозвать из Верховной Рады многострадальный пакет конституционной реформы, и, наконец, в-четвёртых, зафиксировать конституционным большинством закон об особом статусе отдельных регионов Донбасса в украинской Конституции.
Кроме всего прочего, как сообщил Олланд, «нормандская четвёрка» обязала Киев принять специальный закон, гарантирующий нынешним представителям самопровозглашённых республик Донбасса полную амнистию и абсолютный иммунитет на предстоящих выборах.
И только после всего вышеизложенного (после принятия законов, конституционных изменений и выборов), по словам Олланда, должно последовать восстановление территориальной целостности Украины, включая возвращение ей полного контроля над своей границей. Но при этом Меркель не преминула уточнить, что восстановление территориальной целостности Украины не коснётся Крыма. Крымский полуостров останется за рамками выполнения минских соглашений.
Как видим, у украинского президента есть очень веские причины для грусти. И грусть эта вызвана не только тем, что не так давно Порошенко сурово заявлял о том, что никакого особого статуса у ДНР-ЛНР не будет, что минские соглашения должны быть реализованы исключительно в рамках 2015 года, и что выборы на Донбассе пройдут только после возвращения Украине полного контроля над границей. Основная причина президентской грусти в том, что выполнение Петром Алексеевичем решений «нормандской четвёрки» является для него фактически непосильной задачей.
Во-первых, любое его сотрудничество с лидерами ДНР-ЛНР будет означать для него скоропостижную политическую смерть с нестираемым клеймом предателя.
Во-вторых, абсолютно фантастической является ситуация, когда нынешняя Верховная Рада сперва примет закон об особом статусе ДНР-ЛНР, выписанном при тесном сотрудничестве с самопровозглашёнными республиками, а затем ещё его зафиксирует в Конституции.
В-третьих, крайне тяжело представить прохождение через украинский парламент закона об амнистии и неприкосновенности всех тех, кто создавал и отстаивал с оружием в руках донбасские республики.
Для подавляющей части Верховной Рады всё это — откровенное предательство нынешней Украины и всех тех украинских патриотов, которые сражались и погибали на фронтах гражданской войны.
Соратник Юлии Тимошенко, Андрей Сенченко уже успел на своей странице в Facebook написать следующее: «Антиукраинская направленность «нормандского» формата и предательская сущность «минских договоренностей» понятны были сразу. Ситуация вплотную приблизилась к развязке. Украину пытаются отдать на растерзание Путину. В этой обстановке любой (!) украинский политик, пытающийся плясать под дудку «нормандского квартета», нарушает Конституцию, предает свою страну и ставит себя вне закона».
Не менее сурово прозвучали в Facebook и слова т.н. «комбата» Семёна Семенченко:
«Маски сброшены. Вчерашние договорённости «Нормандской четверки» показали, что то о чем мы говорили последний год — оказалось правдой. Сначала выборы на оккупированной территории, амнистия, суды, народная милиция и прочие прелести. Потом — восстановление контроля над границей. В отдаленной перспективе. Если Путин захочет. И это не касается Крыма. Про Крым уже и речи не идет…
Превращение Украины в сателлита РФ с легализованными террористами, с Путиным-миротворцем и снятыми санкциями, с тотальной коррупцией и потоками телевизионной лжи — это не то за что умирала Небесная сотня. Это не то за что погибали Небесные батальоны. Это путь в никуда.
Будем делать все для того чтобы «минским» и «нормандским» друзьям не удалось реализовать этот сценарий. Но для того, чтобы отстоять Украину потребуются объединенные усилия всех патриотов. Депутатов, гражданских активистов, честных журналистов, дипломатов, всех кому не все равно. Время — объединить усилия. Слава Украине!»
Для всех украинских патриотов особый статус ДНР-ЛНР это — полная и безоговорочная капитуляция Украины, это официальное признание Киевом своего поражения в войне с самопровозглашёнными республиками Донбасса.
Поэтому, вероятнее всего, попытка президента провести через Верховную Раду закон об особом статусе отдельных территорий Донбасса приведёт к острому политическому кризису, развалу коалиции и новым парламентским выборам.
При этом необходимо учитывать, что на волне масштабного противостояния с новой оппозицией, которая неизбежно оформится во время парламентских баталий, шансов у Порошенко победить на выборах и сформировать под себя новую парламентскую коалицию, нет никаких. Сейчас практически любая политическая сила, открыто выступившая против действующего президента, будет автоматически набирать электоральные очки.
К тому же надо учитывать, что в связи с неспособностью украинского президента решать возложенные на него Западом важные задачи, на волне очередного политического кризиса, он может просто лишиться как европейской, так и американской поддержки. А если это вдруг произойдёт, то тогда и до нового майдана недалеко. Ведь не зря же Юлия Тимошенко в последнее время так активно ездит в Вашингтон, предоставляя американским лоббистам солидные финансовые средства для продвижения в Соединённых Штатах своих интересов.
Источник: Андрей Ваджра, «Альтернатива»