Российско-украинско-европейские переговоры по газу, завершившиеся на прошлой неделе, широко освещались в украинских СМИ. Ещё бы! Приближение отопительного сезона при недостаточно заполненных газовых хранилищах ставит под угрозу комфортное существование каждого, без разницы, каким политическим силам он симпатизирует и как он относится к России. Ведь откуда бы газ ни поступал в конфорки газовых плит и котельные ТЭЦ – из Словакии, Польши или России – разницу между собственной украинской добычей и потреблением всё равно покрывает голубое топливо, добытое в Российской Федерации.
* * *
Не будем вдаваться в историю прежних российско-украинских газовых перипетий. На эту тему написана масса статей и исследований. Напомним лишь о том, что новый этап газового противостояния между двумя странами начался после неонацистского государственного переворота, произошедшего в Киеве при поддержке США и Евросоюза в феврале 2014 года. И уже с первых дней существования «новая власть» заявила о своих планах отказа от российского газа.
Вскоре после перехода Крыма под российскую юрисдикцию Россия объявила о денонсации Харьковских соглашений 2010 года, которыми украинской стороне была предоставлена беспрецедентная скидка на стоимость газа, достигавшая трети цены. Этот подарок предоставлялся за продление пребывания Черноморского флота в Севастополе на 25 лет. Поэтому, когда Севастополь вновь стал российским, Украине пришлось каждый раз торговаться за размер скидки без всяких гарантий ее получения.
Разумеется, новая цена не могла не вызвать «обиды» со стороны Киева, немедленно объявившего её «несправедливой». Киев фактически прекратил выплаты за потреблённый газ, нарастив задолженность до 5 млрд. долл. Предусмотренный в этом случае контрактом переход на авансовые платежи также оказался неосуществимым, поскольку украинская сторона наотрез отказывалась не только платить вперёд, но и гасить свои долги. Лишь в декабре 2014, после полугодового перерыва, «Газпром» возобновил поставки газа на Украину, а Киев приступил к оплате, расходуя на расчёты с газовым гигантом получаемые от Запада кредиты.
Очередной виток обострения ситуации украинская сторона обосновала «несанкционированными» поставками газа Россией в Донбасс после начала широкомасштабной блокады региона киевскими властями. При этом недостаток газа для нужд страны возмещался выкачкой резервов из подземных хранилищ и «реверсными поставками» топлива, предназначенного Словакии, которая сама потребляет газ, 100% которого поступает из России и транспортируется через Украину.
Из-за продолжающегося ухудшения состояния украинской экономики день ото дня отказываться от российского газа становится всё легче. В 2015 г. объём его закупок снизился на 27,2%, а Порошенко даже объявил, что в ближайшие годы Украина сможет полностью отказаться от поставок газа из России. Но для того чтобы благополучно пережить зиму, Украина должна закачать в свои хранилища не менее 5-6 млрд. кубометров, наприобретение которых попросту нет денег.
* * *
В июне Киев отказался от предложенной «Газпромом» цены $247,17 за тысячу кубов, настаивая на том, что будет покупать газ у России исключительно по цене, которую назначит сам, либо дороже, но в Европе. При этом, по данным «Нафтогаза», во втором квартале средневзвешенная цена закупки газа в Европе составляла с учётом транспортировки до границы с Украиной – $275.
17 августа министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин сообщил, что теоретически Украина может закачать объем газа, которого не хватает для прохождения отопительного сезона, и без помощи России. «4,8 млрд. куб. м теоретически можем закачать без РФ по цене 255 долл. – столько платим за реверсный газ», – отметил он. Но для этого нужно 1,2 млрд. долл., которых пока нет. «Ищем, впереди ещё как минимум 63 дня. Ежедневно закачиваем 75 млн. куб. м (больше не можем) по 255 долл. Получается почти 18,8 млн. долл. в день», – подчеркнул Демчишин.
Всё это, как и предполагалось, вызвало обеспокоенность Европы рисками остаться в разгар зимы без тепла, ведь, несмотря на техническую возможность обеспечить при помощи реверса закачку газовых хранилищ, Украина не обладает финансовыми возможностями для такого действия. Причём, несмотря на утверждения многих аналитиков, в финансовом плане Украине без разницы, у кого закупать газ: у России или Словакии. Дело в том, что разница между ценами российского и «словацкого» газа окупается ценой российского транзита в Словакию через территорию Украины, а «Газпром» как минимум остаётся при своих интересах.
Но факт отсутствия у Киева денег хоть на российский, хоть на «словацкий» газ создаёт риски того, что из-за нехватки газа в хранилищах Украина может начать отбирать законтрактованное европейцами топливо непосредственно из транзитных газопроводов. А это холод в европейских домах, неработающие европейские предприятия, недовольство населения Европы своими руководителями. При отсутствии денег на покупку газа в условиях холодной зимы возможен и отбор газа из транзитных газопроводов в том случае, если в ПХГ будет достаточный запас голубого топлива. Просто технологически невозможно поднимать более 300 млн. кубов в сутки
* * *
Капризы украинского руководства, как и предполагалось, преследовали единственную цель – вытрясти из кого-нибудь деньги, которых стране не хватает не только на топливо, но и даже на обслуживание долгов. Правительство Яценюка своим решением КМУ №978-р от 22 сентября уже объявило о невозможности выплаты процентов по кредитам, стыдливо назвав свой шаг не дефолтом, как это принято в международной практике, а «временной приостановкой платежей по погашению и обслуживанию государственного долга». Причём сумма платежа, на который Яценюк с Яресько не в состоянии наскрести по сусекам, составляет всего $500 млн. Если до 2 октября выплаты не будут возобновлены, для объявления Украины страной-банкротом уже не потребуется никаких правительственных заявлений: это будет признано де-факто.
Тем не менее украинская сторона своего добилась: за Украину заплатит Европа. 25 сентября на трёхсторонних переговорах по газу было принято решение о том, что уже в ближайшее время ЕС выделит $500 млн. на закупку Украиной 2 млрд. кубометров газа до конца текущего года. При этом газ будет поставляться со скидкой $20 за 1 тыс. кубометров. Всего же ради неповторения событий зимы 2009 года Евросоюз готов выложить $1 млрд.
* * *
Можно смело сказать, что украинский газовый шантаж Европы по типовому сценарию дворовой шпаны «купи кирпич» удался. Пусть даже средства на покупку российского газа и будут аккумулированы на специальном счёте, возврата своих денежек европейцам уже не видать.
Впрочем, ещё не всё потеряно. Не у ЕС, разумеется, а Украины. Опыт «исполнения» своих обещаний «демократической властью» говорит о том, что, вернувшись в Киев, переговорщики могут откреститься от собственных слов и даже подписей. А соглашение, достигнутое в Брюсселе на трёхсторонних переговорах, является предварительным. Оно даже не подписано, а всего лишь парафировано сторонами. Поэтому аппетиты украинских переговорщиков на европейские денежки вполне могут вырасти в любой момент. Даже после подписания документа.
Украинская сторона выдержала паузу. Лишь 30 сентября глава правления «Нафтогаз Украины» сообщил, что Украина выполнила все технические процедуры по подписанию трехстороннего протокола по поставкам российского газа на Украину. При этом с российской стороны было заявлено, что об этом ей не известно и $500 млн. на закупку газа у «Газпрома» для закачки в ПХГ не поступили.
А в Кабмине заявили о новых шагах в поиске денег на газ… и о том, что с 1 октября вступает в силу закон о рынке газа, в связи с чем «Нафтогаз Украины» теряет монополию поставщика и продавца природного газа.
Помните детскую прибаутку? На колу висит мочало, начинаем всё сначала.
Источник: Ольга Шелкова, «Одна Родина»