Трудности «западных ценностей», как полагают некоторые эксперты, кроются вовсе не в их содержании. Настоящей проблемой оказался «триумф», с которым эти ценности подавались после «победы» Запада в холодной войне. Дело в том, что триумфальные настроения живы до сих пор. Представители Запада упорно идеализируют собственное видение мира, полагая, что вся планета мечтает к нему приблизиться. Европейские и американские «триумфаторы» прокладывают путь к «мечте» даже не благими намерениями, а тайными операциями и кровавыми войнами.
Итак, вот ответ аналитика знаменитому журналисту-международнику.
Д. Райан полагает, что основная трудность с «западными ценностями» состоит вовсе не в содержании этих пресловутых ценностей (хотя и сомнительное содержание подвергается справедливой критике).
Реальная проблема, пишет Райан, состоит в том, что после «победы» в холодной войне Западом овладели триумфаторские настроения. Подобный «триумф» опасен, однако настроение «победителей» живо и по сей день.
Мы убеждены, пишет автор, что все вокруг до сих пор мечтают о том же, что и мы. Поэтому мы якобы вправе использовать любые методы, от открытых и самых кровавых до тайных и мягких, чтобы сеять повсюду свои ценности. Аргумент для реализации этого «права» очень прост: цель оправдывает средства.
Продвигая свою «праведную миссию», западное сообщество «закрывает глаза на побочные эффекты». Подобное «искривлённое мышление» раздирает сердца либералов: с одной стороны, политики призывают к гуманному разрешению кризисов, с другой — они же приказывают начинать бомбардировки НАТО.
Это противоречие кроется в неверной идее. Она состоит в том, что якобы можно избавить мир от «плохих» парней и заполнить его «хорошими». Запад не думает, что такая задача в действительности невыполнима (или выполнима, но с обратным результатом).
Почему Запад совершает такие однообразные ошибки? Потому, что он уверен: западные ценности всегда «правильны». Историк Пол Робинсон неспроста пишет, что неудачи западной политики коренятся в идее абсолютизации критериев западной политики: мол, эта политика никогда не может быть ошибочной. Иные подходы не рассматриваются по причине «слишком большого когнитивного диссонанса». И поэтому всё продолжается без конца.
Западный человек, если у него спросить что-нибудь о геополитике, вероятно, скажет вам, что западные ценности востребованы повсеместно. А раз так, попытка распространить их является благородной целью.
Не так давно, в начале арабской весны, напоминает автор, западный мир торжествовал, полагая, что пришло наконец время, когда Ближний Восток и Северная Африка восприняли идеи демократии и соответствующие ценности. Позднее Райан имел спор в «Твиттере» с корреспондентом «Нью-Йорк Таймс» Р. Коэном, который заявил, будто беженцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки приехали в Европу за европейскими ценностями. Журналист уверял оппонента, что именно по этой причине они прибыли в ЕС, а не отправились куда-нибудь в Россию. Райан ответил, что будь Россия на другой стороне Средиземноморья, как Италия и Греция, они бы поплыли туда. По мнению Райана, западные ценности очень мало значат для большинства мигрантов. Иначе откуда такие проблемы с интеграцией и ассимиляцией между коренным населением и иммигрантами? Проблемы повсюду — в Великобритания, Франции, Швеции…
Совершенно ясно, что большинство беженцев не стало бы пытаться попасть в Европу, если бы их дома и города не оказались разрушены. Кстати, они разрушились вследствие «гуманитарных интервенций» НАТО, в результате которых вспыхнули затем войны и различные локальные конфликты.
Что касается России, то эта страна с её особенной «смесью авторитаризма и демократии» заинтересована в своём «ближнем зарубежье». В соседних странах люди говорят по-русски и разделяют культуру России. И даже ощущают себя русскими. И такое положение дел вовсе не обязательно означает, что Путин вот-вот решится на какую-то «историческую миссию» и пойдёт маршем на Прибалтику и воссоздаст Советский Союз. Так может думать Б. Х. Обама, но в реальности это просто означает, что Москва считает соседние страны находящимися «в пределах сферы своего влияния». В итоге понятна реакция Кремля «на события в этих местах».
Вашингтон же, считает автор, «абсолютно убеждён» в том, что лишь он «имеет право на сферу влияния». Мало того, эта «сфера» может распространяться «на любую территорию и в любое время».
Москва же просто не имеет возможности вести себя аналогично «даже на своём собственном заднем дворе».
Если взглянуть шире, то станет ясно: Россия, как и Китай, не имеет никаких интересов в навязывании своей модели управления или культурных ценностей остальной части мира. Об этом говорят и в Кремле, указывая на важность многополярности и международных систем, основанных на взаимном уважении, а не диктате и нарушении чьего-либо суверенитета «самозваным лидером мира».
Западные лидеры и политики не могут признать, что может существовать страна, где будет работоспособной иная модель развития. И заявления западных демагогов с их непрекращающимся превосходством «пронизаны лицемерием, принимать которое становится всё труднее».
Демократия, как представляется аналитику, «испаряется и появляется» именно в тех случаях, когда западные политики соответственно суют нос не в своё дело или, напротив, не лезут. Двойные стандарты позволяют Западу выносить лживые суждения вроде этих: если в той или иной стране выборы выиграл «наш парень», то налицо победа демократии; если же победил «не наш парень», следует немедленно сбросить его с кресла ради «свободы и демократии». Государственные границы в Сирии не имеют никакого значения для Белого дома; однако те же границы в случае с Крымом в Белом доме «в моде». Западные интересы непременно объявляются законными, прозрачными и истинно нравственно; интересы России всегда считаются незаконными, тёмными и морально низкими. Такой линии придерживается Запад, считает Райан.
Эта линия постоянного мирового диктата «ценностей», добавим от себя, ведёт планету уже не к холодной войне, но к третьей мировой.
Известно, что США готовятся разместить в ФРГ новые ядерные бомбы B61-12 (на военной авиабазе в Бюхеле, земля Рейнланд-Пфальц, ожидают прибытия двух десятков таких бомб). В Кремле уже прореагировали на такую новость: заявили, что в случае необходимости будут приняты контрмеры — развёртывание комплексов «Искандер-М» в Калининградской области.
Уничтожение всего живого на Земле, вероятно, стало бы последним достижением западной «демократии» с её «ценностями» и стремлением к «триумфу».
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»