Вчера в новостях прошло несколько сообщений про дефолт Украины. Вместе с тем сегодня с утра в лентах информагентств уже всё тихо, как будто у Киева всё в порядке, а дефолт был ожидаемым и маловажным событиям. Российские СМИ освещают тему довольно вяло, а киевские журналисты и вовсе светятся нескрываемым оптимизмом, который был бы более уместен скорее в швейцарской, нежели в украинской прессе.
Давайте разберёмся, что же конкретно происходит сейчас с финансами Киева, и каких событий нам стоит ожидать в ближайшее время.
В.: Что, вообще, произошло?
О.: Украина заявила, что не будет платить очередные 500 млн долларов по еврооблигациям, и что она просит кредиторов не требовать от неё деньги, а согласиться на реструктуризацию и потерпеть:
http://rian.com.ua/analytics/20150924/374171648.html
В.: Означает ли это дефолт?
О.: Зависит от решения кредиторов. Если кредиторы пойдут навстречу Украине и согласятся на её условия, этот трюк Минфина Украины пройдёт успешно — дефолт будет только «техническим», что, в принципе, не страшно.
Если же кредиторы заартачатся, дефолт станет уже полноценным — будет зафиксирован официальный отказ заёмщика платить долги.
В.: Войдут ли кредиторы в положение Киева?
О.: Очень хороший вопрос. Если у вас есть опыт общения с ростовщиками, вы знаете, что они из вас всю душу вынут даже не за 500 млн, а за куда как более скромные суммы. Люди, которые дают деньги в долг, не занимаются благотворительностью — это плохие ребята, и особой разборчивостью в средствах они, мягко говоря, не отличаются.
На сочувствие ростовщиков Киеву рассчитывать не стоит ни в коем случае. Проблемы украинцев международным кредиторам не менее безразличны, чем проблемы каких-нибудь вымышленных персонажей компьютерной игры. Более того: безразлична ростовщикам и политика. Им нужны только живые деньги, ничто другое их не заинтересует.
В.: Но почему же тогда вообще зашла речь про реструктуризацию?
О.: Потому что Киев обратился за помощью к Вашингтону, в планы которого финансовая катастрофа на Украине пока что не входит. Вашингтон надавил на кредиторов-стервятников, и те скрипя зубами согласились пойти на условия Киева — потерпеть.
В.: Так что же, кредиторы потерпят, дефолта не будет?
О.: Повторю ещё раз, международные кредиторы — очень нехорошие ребята. Со стороны Киева было довольно наивно надеяться, что достаточно будет подёргать дядюшку Сэма за штанину, чтобы тот решил все проблемы украинцев.
Ростовщики разыграли классический трюк: сделали вид, будто идут на условия Киева, а сами втихую слили часть долгов фондам Aurelius и Elliott — циничным акулам финансового мира, которые на карандаше хотели вертеть любые пожелания Вашингтона:
http://versii.com/news/334864/
Остальные ростовщики, которым всё же волей-неволей приходится прислушиваться к мнению США, могут теперь развести руками и сказать американцам, что они сделали всё от них зависящее, чтобы спасти Киев, но плохой Aurelius торпедировал соглашение.
В.: Может ли Киев заплатить фондам Aurelius и Elliot их часть долга, и решить тем самым проблему?
О.: Таки нет. Киеву нужно добиться согласия на реструктуризацию от 75% кредиторов, а у независимых от Вашингтона фондов уже больше 25%. Это значит, что реструктуризации не будет, Киеву придётся выплатить долг в полном объёме.
В.: И что же, наступил дефолт?
О.: Давайте посмотрим на документы. Вот ссылка на сайт Кабмина Украины, где сказано, что Украина не будет платить эти 500 млн долларов:
http://www.kmu.gov.ua/control/ru/cardnpd?docid=248499804
Организация ISDA (аналог FIFA в мире финансов) выпустила вчера заявление, в котором указала, что Украина допустила событие «Potential Repudiation/Moratorium»:
http://dc.isda.org/documents/2015/09/emea-dc-decision-23092015.pdf
Насколько я помню правила евробондов, у Киева есть теперь 10 дней, чтобы всё же успеть пусть с опозданием, но заплатить по ним. Однако опыт показывает, что рейтинговые агентства типа того же Fitch поставят Украине рейтинг «дефолт» раньше, уже через 2-3 дня.
В.: Может ли ещё Киев успеть спастись от дефолта?
О.: Теоретически, да. Сейчас Госдеп США попытается достучаться до сердец стервятников из Aurelius и Elliot, также есть ненулевой шанс, что Киев где-то раздобудет полмиллиарда долларов и оперативно перечислит их на счета кредиторов.
Однако Минфин Украины был, судя по всему, застигнут врасплох: им пообещали реструктуризацию но технично прокинули с ней. Я не уверен, что у госпожи Яресько (министра финансов Украины) был план «Б».
В.: Какими будут последствия дефолта?
О.: Начнём с того, что официальный дефолт даст кредиторам право немедленно потребовать погашения всех облигаций — даже тех, по которым иначе надо было бы платить только в 2018 году.
Конечно, Вашингтон будет обзванивать кредиторов и строгим голосом просить их этого не делать, однако надо учесть, что у Киева денег на всех не хватит, и место в очереди за деньгами будет иметь критическое значение. Поэтому я сомневаюсь, что в данном случае к голосу Вашингтона будут так уж внимательно прислушиваться.
Также немедленно начнутся проблемы у украинских банков, которым и так сейчас очень тяжело. Вся оставшаяся на Украине валюта начнёт стремительно вытекать из страны как воздух их продырявленного метеоритом космического корабля.
После того как ростовщики высосут всё, что смогут, из Украины, они начнут арестовывать всё зарубежное имущество Украины, до которого только смогут дотянуться.
В.: Но ведь Украина имеет не так уж много госсобственности за рубежом, найдут ли ростовщики, чем поживиться?
О.: Повторю ещё раз, ростовщики — плохие ребята. Они не будут так уж щепетильно относиться к соблюдению закона. Опыт Аргентины и прочих потерпевших дефолт стран показывает, что арестовываться будет всё подряд, вплоть до кораблей под украинским флагом.
Это с Россией другие страны боятся ссориться: всё же ядерное государство, сильные юристы, возможность ответных санкций. Потому-то ни фирма Noga, ни другие юрлица, которые считают, будто Россия должна им денег, особо не преуспели в своих тяжбах.
С Украиной же церемониться никто не будет: у Киева нет возможности жёстко отвечать на несправедливые решения иностранного суда.
В.: Что будет с гривной?
О.: Опыт дефолтов других стран показывает, что курс национальной валюты после дефолта определяется по формуле ЗВР/М2 — золотовалютные резервы поделить на количество гривен в стране. Это значит, что гривна опустится на самое днище, и давно ожидаемая гиперинфляция всё же придёт на Украину.
Если учесть, что зависимость Украины от импорта является критической, сложно даже предположить, где именно остановится падение национальной валюты.
Конечно, контролируемый американцами МВФ будет тянуть финансы Украины за уши вверх, а нацбанк Украины попытается придушить валютный рынок и намертво законопатить границы, чтобы деньги не утекали за рубеж. Однако стоит учесть зашкаливающий уровень коррупции на современной Украине — невзирая ни на какие запреты деньги будут как кислотой проедать себе дорожки наружу.
В.: Что может сделать сейчас Киев?
О.: Необходимые для спасения действия довольно очевидны: нужно попытаться отыграть ситуацию назад — найти 500 млн долларов и немедленно перечислить их на счета надувших Киев кредиторов.
Американцы, в свою очередь, надавят на СМИ и на рейтинговые агентства, чтобы те закрыли глаза на оплошность Киева и сделали вид, будто ничего особенного не произошло. Паниковать пока что рано: шансы проскочить ещё сохраняются.
Весь вопрос в том, есть ли сейчас необходимые 500 млн долларов на счетах у НБУ. Если их нет, то спешно получить их от МВФ или кого-нибудь ещё будет крайне тяжело — бюрократические процедуры не позволяют фондам вот так просто брать и перечислять крупные суммы странам-банкротам.
Также у меня уже нет уверенности, что Вашингтон до сих пор сохраняет желание решать проблемы Киева. Судя по настроению американских СМИ и американских политиков, Штаты готовы принять предложения России по Сирии и по Украине. Ну а если Штаты уходят из Украины, вполне в американцам стиле будет оставить после себя финансовый хаос, разгребать который придётся уже отнюдь не американцам.
Источник: «Континенталист»