21-22 сентября генеральный секретарь НАТО Столтенберг посетил Украину с официальным визитом. В первый день он присутствовал при начале учений Украина-НАТО «Украина–2015» с участием более 1100 человек из 34 стран мира. Столтенберг заявил, что учения не имеют отношения к военной тематике: «Это – не военные учения. Это возможность для тех, кто должен реагировать первыми из стран альянса и стран-партнеров, поработать вместе – выполняя поисково-спасательные работы, отрабатывая взаимодействие специалистов химической, биологической и радиологической защиты, а также для представителей полиции, медицинских и пожарных служб». А глава Евроатлантического координационного центра реагирования на катастрофы (EADRCC) Бредшнайдер добавил: «Украина может гордиться своими спасателями. Они высокопрофессиональны, хорошо подготовлены».
За последний год на территории нынешней Украины было несколько крупных ЧС, их ликвидация не стала такой уж демонстрацией «профессионализма». Горящие баки с топливом на нефтебазе под Киевом, несколько пожаров под Чернобылем, недавний пожар под Киевом, который на несколько дней парализовал столицу, – все это уж никак не внушало гордости и оптимизма.
Но в контексте этих учений интересно то, что на Украину прибыли натовские специалисты – эксперты по «грязным бомбам», а в рамках учений будет моделироваться ситуация взрыва такой бомбы в городе и локализация его последствий. Якобы у ополчения есть планы взрыва такой бомбы, что, разумеется, полный бред. В Киеве уже давно не отвечают за свои слова. Опасно иное: похоже на то, что Запад готовится к страшной провокации и хочет, чтобы к ней Киев оказался хотя бы минимально готовым.
* * *
22 сентября стало ключевым днём в ходе визита. Впервые в истории Украины генсек НАТО принял участие в заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, полномочия которого были расширены в декабре прошлого года. Причем он участвовал в закрытой его части, где обычно обсуждаются чувствительные вопросы, касающиеся национальной безопасности. Могли ли «папуасы» не пустить на свое собрание «белого человека»? Вопрос риторический…
Во время совместной пресс-конференции Порошенко и Столтенберг повторили уже традиционные для Украины и Запада пропагандистские тезисы о российской агрессии и о наличии на Украине российских войск, о том, что Украина защищает Европу от России, о том, что выборы на Донбассе никто не признает, и прочие благоглупости.
Однако среди заявлений было несколько интересных моментов. В частности, говоря о евроатлантической интеграции, Порошенко отметил: «На сегодняшний день задачей №1 для Украины во взаимодействии с НАТО является достижение совместимости ВС Украины с силами Альянса. Достижение критериев, необходимых для получения членства в ЕС и НАТО является первоочередной задачей украинской власти, тем более, что критерии обретения членства в ЕС и НАТО являются абсолютно одинаковыми, на 99% совпадают».
Ввиду того что ни в какой обозримой перспективе членство Украине в ЕС не светит, видимо, Порошенко понимает, что и в НАТО Украину не ждут. Но при этом Порошенко устраивает текущий уровень сотрудничества: «Украина сейчас не является членом НАТО. К сожалению, де-юре, мы не союзники, но де-факто – мы значительно больше, чем просто партнеры. И эффективное сотрудничество, которые сейчас происходит между Украиной и НАТО, имеет огромные перспективы ... Украина и НАТО никогда не были так близки, как сейчас».
При этом самые прозападные украинские эксперты утверждают, что НАТО не хочет рисковать и идти к очередному витку конфронтации с Россией. «Неофициально лидеры стран НАТО в личных беседах указывают на то, что сейчас вступление в НАТО Украины или даже четкие сигналы на вступление – это очередной повод России начать наступление в Украине и других странах мира», - заявил экс-глава Службы внешней разведки Украины Н.Маломуж.
Несмотря на подобное положение в отношениях между Украиной и НАТО, Порошенко продолжает заявлять, что «сейчас количество украинцев, которые поддерживают евроатлантическую интеграцию уже превышает 60%». В лучших традициях Ющенко, который тоже любил оперировать подобной социологией, Порошенко никаких отсылок к реальным социологическим исследованиям привести не смог. В реальности число сторонников членства Украины в НАТО хоть и выросло, но колеблется в пределах 37 - 43%.
Впрочем, Порошенко, не скрываясь, говорит о том, какое место Украина собирается занять в «евроатлантической системе безопасности»: «…быстрое и эффективное усиление обороноспособности Украины сегодня – это гарантии безопасности и для нашего государства и для евроатлантического пространства – и сегодня, и завтра. По сути, поддерживая Украину, НАТО укрепляет свои позиции на восточной границе. Инвестируя в Украину… они инвестируют в свой сектор безопасности». В переводе с официоза: украинцы будут и дальше гибнуть на востоке Украины во имя интересов НАТО, даже когда Украина не является членом НАТО.
Подписанное в ходе визита заявление об усилении оборонно-технического сотрудничества свидетельствует о том, что натовские структуры намерены вплотную заняться реформированием оборонно-промышленного комплекса Украины. Чем это закончится для ОПК, можно судить по аналогичным действиям НАТО в странах, которые входили в своё время в Варшавский договор. Государство останется без своей оборонки. Большой вопрос, будут ли украинские предприятия производить продукцию военного назначения для стран НАТО.
Показательны подписанные в рамках визита договоренности о начале практической реализации двух трастовых фондов, созданных НАТО после саммита в Уэльсе в 2014 году: о физической реабилитации военнослужащих и в области реформирования системы логистики и стандартизации в ВС Украины. НАТО и Украина подписали также соглашение о создании нового трастового фонда по стратегическим коммуникациям. И очень похоже на то, что это действительно одно из направлений работы, на котором НАТО сделает главную ставку. Поскольку под замысловатой формулировкой «стратегические коммуникации» скрывается самая что ни на есть комплексная система ведения информационной войны против России.
Показательно, если в случае с двумя вышеуказанными трастовыми фондами работа растянулась на год, то тут сразу же после подписания большого соглашения между Международным секретариатом НАТО и СНБО Украины была подписана дорожная карта сотрудничества в сфере стратегических коммуникаций. «Она содержит эффективные и согласованные действия в противодействии той информационной агрессии, которую Российская Федерация осуществляет не только против Украины, но и против стран НАТО», – заявил Порошенко. Ему вторит и и.о. главы миссии Украины при НАТО Е. Божко: «Стратегические коммуникации и борьба с пропагандой. Это кричащая проблема не только для Украины, но и для Европы и Запада в целом. Есть понимание, что Украине и НАТО нужно систематизировать соответствующее взаимодействие».
Судя по всему, эта программа настолько важна для НАТО, что по натовской традиции для ее реализации решили не полагаться на украинцев, а направить внешних управленцев. «Мы будем и дальше предоставлять практическую помощь, и не только через целевые фонды, которые мы открыли на Украине, но и через наших советников в Минобороны и Генштабе», – отметил Столтенберг.
Еще одна важная сторона визита – вопросы восстановления украинских ВМС. «Мне известно, что Военно-морские силы - один из вопросов, который украинцы хотели бы обсудить с нами. Я думаю, что мы должны собраться, рассмотреть вопрос и посмотреть, можно ли начать практическое сотрудничество также и в сфере морских сил», – заявил Столтенберг.
Подробнее об этих планах рассказал Божко: «Нам нужно переделать, точнее, создать заново концептуальный доктринальный документ относительно того, как действовать и что нам нужно, чтобы обеспечить морскую безопасность. И это будет сделано, как я рассчитываю, с помощью НАТО. Нам нужна береговая охрана и материально-технические средства береговой охраны. Нам нужны новые образцы военно-морской техники. И нам нужны наши украинские морские котики. Я надеюсь, что наши морские котики будут учиться и тренироваться по новой философии».
Зачем Украине понадобился эффективный ВМФ? Не исключено, что она планирует с его помощью осуществлять в Черном море мероприятия, направленные на блокаду Крыма. Однако очевидно: в любом случае такие действия приведут к дополнительной милитаризации Черного моря и к росту напряженности в регионе. И если НАТО будет оказывать помощь Киеву в этом вопросе, то только для того, чтобы руками Киева решать свои задачи.
* * *
Нельзя сказать, что визит Столтенберга оказался особо продуктивным. В который раз было подтверждено, что в НАТО Украину не ждут, как бы она ни реформировалась. Скорее, ее «отреформируют» так, что она не будет ничего из себя представлять – ни в экономическом, ни в военном отношениях. А весь ее оставшийся потенциал используют против Российской Федерации. Глубоко ошибается Порошенко, возомнивший, что Украина стала «восточным форпостом евроатлантической цивилизации». Такого форпоста и такой цивилизации просто не существует. НАТО не создает и не в состоянии изменить цивилизационные устои. А Киев сделал очередной шаг, чтобы отдать территорию и народ Украины на заклание агрессивному военно-политическому блоку.
Источник: Виктор Костенко, «Одна Родина»