Захлебываясь в неуправляемом потоке беженцев, Европа не нашла ничего лучшего, чем обвинить Россию в провоцировании сирийской миграции на континент. На днях, например, новости Deutsche Welle вышли с броским заголовком «Позиция России: Дамаску — оружие, ЕС — беженцы?» Немецкий канал предъявил Москве претензии в том, что она дистанцируется от проблемы беженцев, считая её внутренним делом Евросоюза, а сама провоцирует сирийский конфликт поставками оружия.
Этот посыл (российской ответственности за неконтролируемую миграцию на континент) на неделе прошел красной чертой в ведущих европейских СМИ, и Deutsche Welle здесь не исключение. Удивляться тут нечему. Картинки бедолаг, в отчаянии штурмующих погранпереходы европейских стран, заполнили телеэкраны. На второй план отошли события на Украине и даже в самой Сирии. Европа встревожена беспорядками в своём собственном доме и задаётся законным вопросом — кто ответит за этот неуправляемый поток беженцев, угрожающий благополучию и спокойствию местных обывателей?
Совершенно очевидно, что европейские политики не хотят брать на себя ответственность за случившиеся. Доходит до громких публичных перебранок, блокирования пограничных переходов, остановки железнодорожного сообщения и даже прямого столкновения, как это произошло на венгерской границе, где местные силовики разоружили хорватских полицейских, сопровождавших поезд с беженцами.
Всё это события последних дней. Им предшествовали попытки разобраться в ситуации с беженцами, найти первопричину и устранить её, чтобы решить эту сложную проблему. Прежде всего, надо было определиться в простом вопросе — сколько беженцев и откуда они? Изначально суда с мигрантами шли из Северной Африки к берегам Италии. Позднее маршруты переориентировали на греческие острова. Ближе к осени потоки беженцев захлестнули страны Юго-Восточной Европы. Вот тогда-то и зазвучала тема сирийских беженцев.
Цифры назывались самые разные — шестьсот тысяч, восемьсот, миллион… К середине сентября Международная организация по миграции (МОМ) обнародовала первые результаты — с начала года в Европу прибыло более 430 тысяч мигрантов. Согласно опубликованным данным, которые ТАСС приводит со ссылкой на МОМ, «по состоянию на 10 сентября в Европу по Средиземному морю прибыл 432 тыс. 761 мигрант. Основная их часть (309 тыс. 356) сошла на берег в Греции. Далее следуют Италия (121 тыс. 139), Испания (2166) и Мальта (100). В Греции среди прибывших — больше всего сирийцев (более 175 тыс.) и афганцев (более 50 тыс.). В Италии это — эритрейцы (более 30 тыс.) и нигерийцы (более 15 тыс.)».
Собственно с этих цифр и возникла тема сирийских беженцев, которую недобросовестные политики пытаются связать с поставками Россией вооружений правительственным войскам в Сирии. Наши дипломаты слабо оправдываются, мол, бегут люди от террора исламистов ИГИЛ, а не из-за действий войск Башара Асада. Такова оценка явления в высоких кабинетах. А что же на земле?
Здесь лучше обратиться к свидетельствам не ангажированных СМИ и независимых экспертов. Они давно уже обратили внимание на ряд примечательных фактов. Главный из них заключается в том, что среди мигрантов преобладают трудоспособные мужчины (по разным оценкам — до 80 %). У них есть деньги, мобильные телефоны и современные девайсы, однако нет никаких документов. В сербском Белграде произошел занятный случай. В палаточном лагере на привокзальной площади мигранты устроили акцию протеста — требовали Wi-Fi для свободного доступа в Интернет.
Из этого события вытекает второй установленный прессой факт — довольно часто за сирийских беженцев выдают себя экономические мигранты из Индии и Пакистана, но чаще всего этим грешат косовские албанцы. По оценкам экспертов, они составляют примерно треть беженцев. На днях сербская газета «Блиц» опубликовала материал и фотографии паспортов самопровозглашенной Республики Косово, брошенных на железнодорожных путях на пограничном переходе Хоргош на сербско-венгерской границе. Информацию о том, что косовские албанцы пытаются выдать себя за беженцев с Ближнего Востока, подтвердил газете и министр труда, занятости, по делам ветеранов и социальным вопросам Сербии Александар Вулин.
Как отмечает ИА REGNUM, отток косовского населения в Венгрию, Австрию, Германию приобрёл массовый характер ещё до начала кризиса с беженцами в ЕС. По сообщениям косовских СМИ, регион в поисках лучшей жизни ежемесячно покидают до 30 тысяч албанцев. В начале 2015 года прогнозировалось, что при сохранении этих темпов к концу года Косово покинет шестая часть населения. По данным гуманитарной организации «Мать Тереза», 18% косоваров живёт на €1 в день, 28% — имеют €1,4 в день на питание, одежду и оплату коммунальных услуг. Уровень безработицы в Косово составляет порядка 60%. Сербская «Блиц» ссылается на официальную статистику — в страны ЕС только с конца прошлого года до весны этого перебралось 100 тыс. косовских албанцев.
Делать это не просто. Ведь Косово не входит в состав Евросоюза, а значит, не располагает правом на свободное перемещение трудовых ресурсов. Вот и едут люди без документов, под видом беженцев из охваченной войной Сирии. Осенью людской поток усилился. Как следует из материалов МОМ, с 1 сентября число мигрантов выросло более чем на 80 тыс. человек.
О том, что среди беженцев преобладают экономические мигранты, в Европе поняли давно и стали готовить защитные меры. В Германии ещё летом начали обустраивать центры для приема беженцев из Балканского полуострова, — то есть из тех стран, которые власти ФРГ не рассматривают, как опасные для проживающих там граждан. В список вошли Македония, Сербия, Албания, Черногория, Косово… Смысл центров приема, заключается в том, чтобы по ускоренной программе (за два-три месяца) разобраться с соискателями на статус беженцев и при отсутствии оснований на получение пособия вернуть переселенцев в страну проживания.
Первый такой центр открылся в баварском городе Манхинг под Ингольштадтом. Он разместился в казармах имени Макса Иммельмана — одного из лучших военных летчиков времен Первой мировой войны. Выступившая на открытии центра министр по социальным вопросам федеральной земли Бавария Эмилия Мюллер особо подчеркнула, что это учреждение предназначено для тех, «у кого нет перспектив остаться в Германии». Только в Баварии готовят ещё два аналогичных центра общей ёмкостью на 1500 беженцев. Обустраиваются они и в других землях.
Европейцы грешат на Сороса
Как случилось, что Германия, шестьдесят лет активно привлекающая иностранную рабочую силу для стимулирования своей экономики, вдруг воспротивилась приёму трудоспособных мигрантов? В том-то и дело, что Германия не собирается закрывать свой рынок труда. На днях, например, министр труда и социальных дел ФРГ Андреа Налес выступила с инициативой ежегодно предоставлять право на работу и учебу в Германии 20 тысячам выходцев из балканских стран. Об этом же говорят в публичных выступлениях германские банкиры, промышленники, экономисты. Однако защитные меры принимаются. Более того, даже канцлер Ангела Меркель стала прямо говорить, «те, кто приезжают к нам по экономическим причинам, не смогут остаться, как бы ни была тяжела их личная жизнь».
Тут несколько причин. Первая в том, что поток мигрантов значительно превышает расчетные возможности их обустройства. По данным газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, общие расходы Германии на беженцев в 2015 году составят около 10 миллиардов евро. Предполагаемая сумма в четыре раза больше, чем годом ранее, когда расходы на беженцев составили 2,4 млрд. евро. Во-вторых, беспаспортная публика едет к немцам не укрыться от войны в тихой Европе, а за социальным пособием. Работа их мало интересует. Потому они и штурмуют границы наиболее благополучной страны континента.
Но главное — немцы, похоже, поняли, что поток мигрантов имеет рукотворное начало. Тому всё больше подтверждений. Ещё весной появились свидетельства, что средиземноморский поток мигрантов — хорошо налаженный бизнес. Обозреватель газеты TAZ Клаус Хилленбранд подробно описал, как действует доставка мигрантов в Европу. Правда, эта схема имела свою особенность. Там никто не гарантировал доставку мигрантов на континент. Основной целью предприимчивых дельцов было получить деньги с переселенцев. Зачастую их просто бросали умирать в море или на обочине европейских дорог.
К лету ситуация переменилась. Появилась заинтересованность в доставке беженцев в Европу. За дело взялись структуры Сороса. В СМИ появились свидетельства, что связанные с этим финансовым спекулянтом ведущие сайты по рекламе Европы как лучшего места для беженцев The Ayn Rand Institute и «Riseup» прямо приложили руку к организации массового потока мигрантов. Американский след нашли и в Международной интеграционной организацией, руководит которой тесно связанный ЦРУ Вильям Лэйси Свин. Его называют ключевой фигурой в финансировании перевозки беженцев.
Как пишет ИА REGNUM, «именно американские организации активно приглашают всех желающих в Европу, обещая им различные блага. Они оплачивают беженцам дорогу и берут долговую расписку, по которой надо будет обязательно рассчитаться… Чем?» На этот вопрос пока нет ответа. Эксперты считают организованную миграцию способом сделать Европу более сговорчивой и послушной по ряду важных для американцев позиций, в частности, по договору о зоне свободной торговли между ЕС и США, который пока не находит должного отклика у европейских политиков.
Так это или нет, но страны Евросоюза уже рассорились из-за обустройства беженцев. Стали закрывать границы, строить заградительные стены. В начале сентября президент Франции Франсуа Олланд и канцлер ФРГ Ангела Меркель выработали меры по борьбе с наплывом мигрантов в Европу. Они предложили перераспределить беженцев между членами Евросоюза на основе согласованных квот. В свою очередь, нелегальные мигранты, не являющиеся беженцами и не получившие такой статус, должны быть выдворены за пределы ЕС. Однако с квотами вышла осечка. Многие страны Евросоюза от них попросту отказались. Несколько заседаний Советов министров иностранных дел ЕС, министров юстиции и внутренних дел результата так и не принесли.
23 сентября для решения проблемы беженцев соберутся руководители европейских стран. Этот саммит называют чрезвычайным. Постпред России при Европейском союзе Владимир Чижов в интервью ТАСС рассказал, что европейские политики сейчас ведут поиск новых решений проблемы беженцев, «стали появляться разные идеи, например уплата отступных. Не берешь мигрантов — плати. И цифра называется довольно безобидная — 7,5 евро за каждого непринятого беженца. Но в день!»
…Никто не берётся сказать, станут ли эти предложения основой для конкретных решений. Наверное, поэтому, предвидя провал очередного саммита, европейцы начали пропагандистскую компанию против России, обвиняя её в провоцировании потока беженцев на континент. Толерантная Европа тихо помалкивает о том, что за годы сирийского конфликта российские самолеты совершили в Дамаск десятки рейсов с гуманитарными грузами. Обратно тоже шли не пустыми, а везли тех, кто действительно пострадал от войны.
Источник: Геннадий Грановский, «Военное Обозрение»