Венгерскому правительству, решившему покончить с притоком мигрантов-нелегалов, показалось мало забора на границе с Сербией: теперь оно планирует построить заграждение и на границе с Румынией. Тем временем на беженцах в Европе спешат делать бизнес: прибыли получают авиакомпании, инвестиционные фонды, отделения «Western Union», мелкие торговцы и даже лингвисты.
Мировые СМИ передают очередное заявление министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто. Этот человек сообщил о решении правительства построить забор на границе с Румынией: «Мы приняли решение начать работы по сооружению забора для того, чтобы пресечь возможное давление со стороны беженцев на Румынию». Новое заграждение появится вдоль реки Муреш.
Для начала предполагается возвести забор длиной в несколько километров. А дальше видно будет.
Похоже, для сдерживания потока мигрантов-нелегалов забора на границе с Сербией оказалось недостаточно, и венгры решили продлить заграждение дальше «по периметру». По-видимому, несколько километров будут пробными, затем колючку протянут дальше. С другой стороны, граница Венгрии с Румынией тянется примерно на триста километров. Неужели заграждение окажется столь длинным? Ответа пока нет. Однако решительность Будапешта впечатляет.
Поступило заявление и от венгерского премьер-министра Виктора Орбана. Он сказал, что правительство страны пытается приостановить поток иностранных беженцев и действует в интересах Европы. Кроме того, по словам В. Орбана, он старается таким образом «спасти европейские христианские ценности».
И ещё одна венгерская новость. С 15 сентября правительство этой страны ввело на границе с Сербией чрезвычайное положение (в двух областях). Об этом рассказал журналистам представитель кабинета министров Золтан Ковач. Режим ЧП позволяет использовать армию для помощи полиции.
Вчера вступил в силу и новый закон. Ответственность за незаконное пересечение границы ужесточена: отныне за организацию незаконных перевозок предусмотрена мера в виде срока заключения до трёх лет.
В это же время поступило заявление и от Сербии, которая оказалась в положении первой «огороженной».
Министр труда и социальной политики Сербии Александр Вулин крайне возмущён решениями Венгрии. Он протестует против возвращения мигрантов обратно в Сербию и говорит, что Сербия — это не концлагерь, чтобы высылать сюда людей кого против их воли. Что ждёт беженцев, которых Венгрия вернёт в Сербию? Министр полагает, что возвращать их нельзя, поскольку «они не преступники», и «законов не нарушали». По его словам, они не хотят жить в Сербии, а хотят… ездить по Европе.
Разумеется, хотят, добавим от себя, — прямо как настоящие европейцы. А ещё многие хотят получать приличное денежное пособие, к примеру, от властей Германии. Многие из беженцев винят Европу в своих бедах и вовсе не считают себя социальными паразитами. В конце концов, бедственное положение во многих кризисных государствах было вызвано либо действиями НАТО или США (Ливия и Ирак), либо политикой вмешательства в дела суверенного государства и поддержки «оппозиции» (Сирия). Положение с мигрантами крайне сложное: власти ЕС уже признали, что наплыв мигрантов стал величайшим кризисом во времён Второй мировой войны.
Впрочем, кому война, а кому мать родна. Бизнесмены быстро наживаются на мигрантах. Причём одним из источников доходов служат вовсе не беженцы, а государство (если заглянуть чуть глубже, то — налогоплательщики).
А. Трояновски, М. Меско и С. Кларк во влиятельном американском издании «The Wall Street Journal» подробно рассказали о том, кому выгодно обслуживать беженцев в Европе.
Вилли Кох, основатель крупной частной управляющей компании «ORS Service AG» (один из офисов расположен в Лондоне), имеющей миллиардные обороты, поведал журналистам о перспективах роста бизнеса, связанного с беженцами. Его компания связана сегодня с инвестициями в «управление лагерями беженцев».
По словам дельца, маржа в этом бизнесе низкая, однако ключевым показателем является объём.
Это неудивительно: с начала 2014 года убежища в Европейском союзе попросили уже более миллиона человек. Теперь одна лишь Германия готовится принять не менее 800.000 лиц, ищущих убежища. И это только в 2015 году. Эксперты говорят, что такого потока беженцев в Европе не было со времён Второй мировой войны.
И бизнес вовсе не сидит в сторонке.
На беженцах сегодня наживаются все — от владельцев магазинчиков до крупнейших пенсионных фондов. Правозащитники упрекают бизнесменов в извлечении прибыли на человеческих страданиях. Коммерсанты указывают в ответ, что они оказывают такие услуги, которых не могут предоставить беженцам ни правительства, ни благотворительные организации.
С другой стороны, речь идёт идти об очень крупном бизнесе, делающемся вокруг беженцев.
В Германии авиакомпания «Air Berlin» в прошлом году заработала около 350.000 долларов только на чартерных рейсах, связанных с депортацией лиц, которым правительство отказало в предоставлении убежища.
В Швеции правительство заплатило 900 тысяч долларов экспертам из коммерческой фирмы, сделавшим лингвоанализ заявлений лиц, ищущих убежища. Требовалось уточнить, действительно ли беженец прибыл с той «родины», о каковой сообщил в бумагах.
В Афинах стрижёт купоны филиал «Western Union», выплачивающий ежедневно по 20.000 евро мигрантам: проценты капают с каждой выплаты. «Я делаю по крайней мере вдвое больше денег, чем в прошлом году», — с гордостью говорит Мохаммед Джафар, владелец филиала (родившийся в Афганистане).
Бизнес вокруг мигрантов, прибывающих в Европу, начинается на греческих островах в восточной части Эгейского моря. В 2015 году этим путём прибыло почти 290.000 человек. Около 70% из них — сирийцы, отмечает издание. Они часто едут с семьями и относятся к среднему классу. У них есть деньги.
Для предприятий на этих островах, пострадавшим от экономических проблем и от недостатка туристов, мигранты — почти как манна небесная. Магазины бойко торгуют палатками, спальными мешками, едой.
С весны потоки мигрантов идут из Турции на греческий остров Лесбос. Михалис Михалакеллис, владелец магазина сувениров рядом с портом, выспросил у мигрантов об их потребностях и диверсифицировал свой бизнес: теперь он торгует хлебом, мясными консервами и бобами. Около 200 мигрантов приходят и покупают что-то каждый день. «Это хорошие деньги», — сказал торговец журналистам.
А вот отель (три звезды) «Lesvion», тоже недалеко от порта Лесбоса. Тут много сирийцев: они дожидаются, пока местные чиновники рассмотрят их документы и разрешат им отправиться в Северную Европу. Регистратор Яннис Верверис говорит, что многие сирийские гости платят не только за свои номера в полном объёме, но и приобретают дополнительные услуги. Отель даже не делает никакой скидки для них. Да они и не просят.
Телефонные компании в Европе ведут бойкую торговлю европейскими SIM-картами, чтобы мигранты могли позвонить членами своих семей, оставшимся на родине, или связаться с контрабандистами для обсуждения дальнейшего маршрута.
Греческий оператор связи «Cosmote» берёт за каждую карту 12 евро. «Vodafone Group» из Британии конкурирует «со специальным предложением» — 10 € за SIM-карту.
Открытый и вполне либеральный рынок, добавим от себя, уже застолбил новый сегмент — полчища мигрантов, прибывающих в Европу. Пока Венгрия «огораживается», а Сербия возмущается, предприимчивые греки, австрийцы, англичане делают большие и малые деньги на беженцах. Отели у побережья, испытывающие из-за кризиса недостаток постояльцев, открыли для себя небедный семейный контингент из Сирии. А инвестиционные компании считают достаточно прибыльным делом «управление лагерями», где сконцентрировано большое число мигрантов. Вокруг беженцев суетятся банкиры, представители телефонных компаний, торговцы продуктами, дельцы из сферы мелких услуг, специалисты по лингвистическому анализу и, разумеется, вездесущие контрабандисты. Бизнес есть бизнес, ничего личного.
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»