Интересный поворот случился в истории с беженцами, которые в последние месяцы нещадно атакуют Евросоюз. Польский посол Катажина Пелчиньска-Наленч призвала Москву помочь Европе в ситуации с беженцами. По мнению посла, Россия тоже могла бы быть страной, куда могли приезжать беженцы. Заведующий отделом Европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов констатирует, что в проблеме массовой миграции в Европу существует много вопросов.
Первое – эта проблема не является неожиданной, все можно было предугадать уже после ливийских событий: та же самая Италия предупреждала о возможной волне беженцев из Ливии численностью до миллиона человек, но, несмотря на то, что эта ситуация была предсказуемой, Европа не приняла каких-то решений.
Были попытки договориться по мигрантским квотам и попытаться каким-то образом наладить работу по изменению политических подходов, но, по мнению Данилова, оба эти предложения не были реализованы и фактически провалились.
Только сейчас, когда Европа начала работать фактически в режиме чрезвычайной ситуации, стало понятным, что, если не удалось договориться до этого, в спокойной обстановке, то сейчас сделать это намного сложнее.
«Очень серьезно расходятся позиции стран-членов, а для принятия общих мер по законодательству Европейского союза, нужно принять это решение консенсусом» — отмечает Данилов.
В настоящий момент, консенсуса не видно, поэтому каждая страна Евросоюза в меньшей мере руководствуется европейскими интересами в том понимании, как проблему формулирует Брюссель, поэтому Европе сейчас чрезвычайно сложно прийти к договоренности.
Второй момент связан с формированием стратегической линии по вопросу миграции.
Не получается сотрудничество по координации действий служб и агентств по вопросам миграции, поэтому при принятии новой стратегии безопасности Евросоюза, этот вопрос необходимо будет учесть. Есть также вопрос по эффективности работы миграционных агентств в отдельных странах.
Европа пытается сформулировать свою новую политику – политику соседства, где проблемы миграции занимают одно из главных мест, но пока непонятно, как это будет оформлено.
Данилов считает, что Евросоюз в настоящий момент «попал в капкан», когда необходимо согласовывать меры экстраординарного характера с проблемой выработки стратегии, как по отношению к мигрантам, так и к большому комплексу проблем, связанных с соседством, Средиземноморьем, Ближнем Востоком и терроризмом.
Что касается проблем миграции, которые стоят перед Россией, Евросоюзом и Турцией, то эти проблемы видятся по-разному, соответственно, из Москвы, Брюсселя и Анкары.
Есть переговоры между Брюсселем и Анкарой, которая не хочет брать на себя всю ответственность за миграцию и хотела бы устроить лагеря беженцев на границе Сирии при поддержке Евросоюза.
Понятно, что Брюссель хотел бы получить поддержку и понимание со стороны окружающего мира, но здесь все не все так гладко, поскольку та же Россия критикует Евросоюз устами президента Путина за недальновидную политику по миграции.
Россия действительно эвакуировала беженцев из Сирии силами МЧС, но не в таком масштабе. Тем более, Россия не является частью шенгенской зоны или частью Евросоюза, поэтому переложить на нас свои проблемы Европе не получится.
При этом, косвенно Москва уже ответила на этот тезис, заявив, что Россия вполне успешно справляется с волной украинских иммигрантов, число которых достигло 900 тысяч, и в этом плане мы несем свою долю в деле общей европейской ответственности.
Более того, в данном контексте Москва могла бы указать Брюсселю, что продолжение украинского кризиса грозит Европе новой, на этот раз уже восточной волной миграции, которая может наложиться на южную.
И это уже вполне зримый потенциальный вызов, например, для Польши, вот по этому вопросу можно было бы и поговорить, по мнению Данилова, но вряд ли эта тема будет уместной в рамках сегодняшних переговоров России и Европы.
Отметим также, что американское издание The Washington Post отмечает, что сирийские беженцы находятся в Турции, Египте, Иордании, даже в пораженных войной Ливане и Ираке, а вот самые богатые арабские страны не приняли никого, что нам, опять же, говорит, что разумней не реагировать на инсинуации Европы.
Источник: Дмитрий Сикорский, «Военное Обозрение»