Сегодня из недр украинского правительства разнеслась новость о том, что Украине удалось согласовать с зарубежными кредиторами реструктуризацию долга с списанием 20 % из его объема. Это было преподнесено как спасение финансовой стабильности и избавление от дефолта. Однако рейтинговые агенства оказались не столь оптимистичными на этот счет. В частности агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг эмитента - Украина до уровня "С" - дефолт неизбежен.
Почему же вдруг, представлявшееся спасительным изменение финансовых обязательств перед кредиторами вызвало такую реакцию рейтингового агентства?
Причины к этому три.
Во-первых, сама по себе договоренность с кредиторами о реструктуризации долга является признанием того факта, что страна платить не может по достигнутым соглашениям, она банкрот и не может нести бремя долгов, которое накопилось за годы незалежности (напомню, что после распада СССР Украина не приняла на себя ни копейки из общесоюзных долгов) и особо увеличились после прихода к власти сначала временного, а потом уже и постоянного правительства А. Яценюка. По сути это тоже дефолт, но дефолт не приводящий к критической ситуации (не суверенный), неплатежа по долгам не зафиксировано, значит страна будет сложнее, но все же использовать мировые кредитные рынки (если конечно найдутся те оригиналы, кто будет готов купить украинские облигации). Но не все так просто, поскольку было бы крайне странно, что правительство борющееся за повышение сбора налогов введением 20 % пошлины с импортных товаров и тем самым фактически убивая импорт как таковой, осуществит списание долгов качественно. НЕТ. Этого как раз и не произошло.
Во-вторых, фактором послужило некачественный процесс переговоров. Украина заявила, что согласовала списание 20 % долга (обмен облигаций номиналом в 1000 долларов на другие облигации номиналом в 800 долларов) с суммы в 18 с лишним миллиардов долларов, т.е. более чем на 3 миллиарда долларов с переносом погашения кредита с 2015 на 2021 год! Вроде бы превосходный результат! Но оказалось, что договоренности заключены с кредиторами, обладающими в общей сложности облигациями чуть больше чем на 8 миллиардов долларов США! А что же все остальные, спросите Вы, они то согласны? А вот остальных кредиторов, в том числе и Россию с ее пакетом суверенных долгов на три миллиарда долларов официальный Киев решил просто поставить перед фактом. Либо Вы соглашаетесь на такие условия реструктуризации, либо мы Вам ничего не платим. Вообще то так на мировых финансовых рынках дела не делаются.Кредитор не может быть заложником невменяемой позиции должника, хотя бы потому, что он уже внес свои деньги и имеет право на нормальное, уважительное обращение.
В-третьих, если украинская сторона полагает, что подписанными с кем-то третьим бумагами она может обязать Россию или кого то еще простить ее долги, она очень ошибается. Министр финансов России А. Силуанов уже заявил, что ни о какой реструктуризации долга и речи быть не может, так как никакого соглашения Россия не подписывала и для России это соглашение не имеет никакого юридического значения. Долг в три миллиарда долларов должен быть погашен в декабре 2015 года. Таких свободных денег у Украины нет. Есть надежда, что им что-то подкинут западные спонсоры (США, Евросоюз, принужденная к этому Япония), но и им, субсидировать заведомого банкрота особого желания не составляет. А значит, бравурные рапорты о реструктуризации лишь мечтания украинского правительства, которые не имеют ничего общего со спасением от дефолта.
На что же подписалось украинское правительство? Киев заявил, что достиг договоренности с кредиторами о списании 3,6 млрд долларов долга по облигациям на общую сумму около 18 млрд долларов. Киев также пообещал, что международные кредиторы Украины получат дополнительные платежи со стороны Киева, если до 2020 года экономика страны будет расти больше, чем прогнозирует Международный валютный фонд.
Украина собирается совершить обмен каждой $ 1 тысячи номинала существующих облигаций на $ 800 номинала новых облигаций без уменьшения начисленных процентов. «Начисленные проценты до запланированной даты выпуска по новым облигациям должны быть капитализированы в форме новых облигаций. По всем обменянным существующим облигациям держатели облигаций также получат ценную бумагу, привязанную к показателям ВВП», — отмечается в подписанном документе.
Новые облигации будут выпущены девятью сериями. Соответствующие серии новых облигаций будут предусматривать условия погашения основной суммы единым платежом в дату погашения и будут погашаться в годовщину запланированной даты выпуска, которая будет наступать в 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025, 2026 и 2027 годах.
Проценты по новым облигациям будут начисляться два раза в год и составлять 7,75% годовых.
В новом долговом инструменте, который называется "возобновление стоимости" и который рекламировал А.Яценюк, заложена бомба. Согласно с условиями соглашения по списанию 20% долга, если экономика Украины будет расти более чем на 4% в год (а после свержения хунты и восстановления экономических связей с Россией, учитывая эффект низкой базы, это практически гарантировано), то 40% от каждого процента роста Украина должна отдавать кредиторам.
А.Яценюк напомнил, что в своих предвыборных обещаниях П.Порошенко говорил, что Украина удвоит ВВП за 5 лет. "Для удвоения ВВП даже за 10 лет, экономика Украины должна расти с темпами 7% в год. В этом случае, Украина с 2021 по 2025 год отдаст кредиторам 7,2 млрд долларов. А за 20 лет, на который растянутся выплаты долгов, эта сумма может увеличиться до 60 млрд долларов. Столь шедеврального списания 3 миллиардов с обязательством вернуть 60 мир еще не видел.
На радостях от подписания "эпохального соглашения" полуотправленный в отставку министр внутренних дел Украины А.Аваков подарил главным переговорщикам от Украины премьеру А.Яценюку и вице-премьеру Н.Яресько две расписанные полтавской художницей гильзы от 120-миллиметрового снаряда. Ему, судя по достигнутым соглашениям, следовало преподнести им не стреляные гильзы, а табельное оружие, из которого последним лучше было бы немедленно застрелиться, поскольку в данном случае мы видим случай, когда списание части долга из блага, превращается в кабалу.
Источник: «Континенталист»