11 августа представитель Соединённого Королевства при ООН Мэттью Райкрофт сообщил, что его страна поддерживает предложение Франции по добровольному отказу членами Совбеза от права вето в тех случаях, когда речь идёт о «массовых преступлениях». Что именно считать таковыми дипломат не уточнил, но недвусмысленно намекнул на события в Сирии и Украине. Собственно, британец мог бы и не пояснять мотивы своей страны. Очевидно, что все эти инициативы прямо направлены против России, которая не так давно заблокировала создание откровенно ангажированного трибунала по малазийскому «Боингу». В тот же день глава МИД РФ С.Лавров назвал идею «не имеющей перспектив». Также следует напомнить, что в сентябре 2014 года постпред РФ В.Чуркин уже отвергал возможность подобных изменений.
Пресечение попытки создания откровенно предвзятого судилища по «Боингу» под эгидой ООН стало хоть и скромным, но успехом отечественной дипломатии. Никаких сомнений в том, кого бы такой суд назначил виновным, нет. В целом вопрос по трибуналу стал лакмусовой бумажкой, показавшей степень недоверия к Организации и её механизмам.
Организация Объединенных Наций начала превращаться в американский инструмент влияния ещё во времена биполярного мира. Большинство членов Организации в той или иной степени уже зависели от США или их союзников и голосовали «как надо». Именно Штаты продавливали идею, согласно которой даже самые мелкие островные территории имели полноценное право голоса.
Как работает такая «однополярная» ООН мы видели в 1990-х. Принятые Организацией драконовские санкции принудили Югославию к капитуляции, заставив отказаться от помощи боснийским и хорватским сербам. Сейчас против России пытаются разыгрывать югославский сценарий с поправкой на её размеры и мощь. Конечно, РФ не даст ввести против себя санкции по линии ООН – тут у неё есть право вето. Именно этот факт и раздражает наших «партнёров», которые не сами, а устами сперва восточноевропейских, а теперь вполне респектабельных стран дают понять о своём недовольстве.
Теоретически западные элиты могут пойти на создание альтернативной всемирной организации. Эта идея также оглашалась в 2000-е года и тогда казалось, что её можно воплотить буквально за полгода. Но радужные планы разбились о суровую реальность. Вассалы не проявили должного рвения в поддержке идей больших начальников, что, в общем-то, объяснимо вполне прозаическими причинами. Многие страны настолько бедны, что для них и содержание делегации в одной ООН – проблема. А уж где найти деньги на вторую такую делегацию? Да и потом гегемон не потрудился объяснить, чем альтернатива ООН будет выгодна лично им. А раз выгода не просматривается, то зачем что-то менять? Так США столкнулись со своеобразным пассивным сопротивлением.
Справедливости ради надо сказать, что попытка построить альтернативную ООН до сих пор носила больше характер благого пожелания и по-настоящему серьёзных движений в этом направлении не предпринималось. Однако нет сомнений в том, что при получении соответствующего заказа эту организацию могут создать с нуля стахановскими темпами. То, что в неё войдёт от силы половина действующих членов ООН это уже другой вопрос. По публикациям в западной прессе ещё лет десять назад можно было сделать вывод, что новых членов в организацию станут принимать по степени демократичности, а сама система будет эдакой «лигой демократии». А кто у нас определяет степень демократичности той или иной страны? Вот то-то и оно.
В настоящий момент создание альтернативы Объединённым Нациям маловероятно. Скорее будет предпринято беспрецедентное давление с целью переформатирования уже существующей Организации, поскольку никакой её суррогат не будет обладать тем же авторитетом и легитимностью, какой обладает оригинал. К такой реформе прямо сейчас и ведут Великобритания и Франция с подачи США. При реализации подобных инициатив членство в ООН для любой мало-мальски самостоятельной страны фактически теряет смысл. Если состоящие в Организации страны будут единогласно вводить санкции против любого, кто не понравится Белому Дому, то каждый глава государства неизбежно задумается на предмет того, что репрессии применят однажды и против его нации. Независимые страны в таком случае будут не только сами выходить из ООН, но и сделают всё, чтобы их примеру последовало наибольшее число государств.
Впрочем, пока поводов для паники нет. Реформировать ООН можно лишь с согласия постоянных членов Совета Безопасности – России и Китая. А они на такие «реформы» уж точно не согласятся. Великобритания и Франция же вполне могут и в одностороннем порядке отказаться от собственного права вето. Благо своими недавними инициативами они окончательно доказали, что не являются более самостоятельными игроками.
Источник: Игорь Кабардин, «Военное Обозрение»