«ОН ЕСТ ИХ НА ЗАВТРАК»


03.08.2015 22:10

В этом выпуске «Проекта «ЗЗ» речь пойдёт о еде. В прямом и переносном смысле. О том, каких мидий подают к столу в России, чем (точнее, кем) завтракает В. В. Путин и не будут ли с аппетитом съедены в Москве «последние независимые СМИ», среди которых западная пресса на первое место ставит радиостанцию «Эхо Москвы». Кортни Уивер (Courtney Weaver) в британской газете «The Financial Times» рассказала о деятельности «группы прокремлёвски настроенной молодёжи», посетившей на днях один московский магазин класса люкс. Внимание молодых людей привлекли витрины с сыром.

Бдительные активисты из группы под названием «Ешь российское», получившей гранты от Кремля, поставили цель: найти европейские или американские молочные продукты, мясо или другую еду, проникшую в обход контрсанкций на прилавки супермаркетов этим летом.

«Если эти продукты попали в страну незаконно, это означает, что они не были проверены», — заявила Евгения Сморчкова, основательница группы. — Откуда нам знать, надлежащего ли качества эти продукты? Это информационная кампания».

«К сожалению, количество коммерческих товаров, которые попадают сюда в обход российского эмбарго, растёт. В итоге эти продукты и товары оказываются на территории Российской Федерации незаконно, — цитирует корреспондентка пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова. — Государство обязано это пресекать».

Отныне контрабандные продукты питания будут уничтожаться прямо на границе.

Устанавливая эмбарго на пищевые продукты из-за рубежа и одновременно поощряя деятельность групп вроде «Ешь российское!», Кремль апеллирует к русскому патриотизму и проявляет желание поддержать отечественное сельское хозяйство, отмечает Уивер. Отсюда берут начало кампании по пропаганде местной кухни, а также расследование в прошлом году качества пищи, подаваемой в сети «Макдональдс».

Между тем многие запрещённые продукты до сих пор находят лазейки для проникновения в страну. К примеру, только в Санкт-Петербурге в прошлом месяце органы по защите прав потребителей изъяли более семидесяти различных видов сыра, прибывшего из Франции, Германии, Нидерландов и попавшего затем в сеть супермаркетов «Азбука вкуса».

А вот частный калининградский пример. Таможенная служба в Калининграде сообщила, что был задержан мужчина, который попытался перевезти в Россию из Польши 460 кг сыра в багажнике своего автомобиля.

«Если мы едем в путешествие, — с иронией заметил менеджер одного московского ресторана, — иногда мы привозим с собой немного сыра в чемодане».

Елена Чекалова, владелец ресторана «Поехали», отмечает, что качество некоторых российских продуктов питания оказалось лучше, чем ожидалось. Она назвала мидии из Мурманска и Чёрного моря. Но другие продукты не смогли конкурировать со своими европейскими «коллегами». К примеру, русская имитация пармезана оказалась никуда не годной: «Проще говоря, то, что они продают в России, — не пармезан. Это какой-то другой вид сыра, не очень-то вкусный. Это дискредитация сорта пармезана».


Пока некоторые россияне ищут на холодильных витринах российских супермаркетов съедобный сыр, Владимир Путин точит на наждаке ножик, желая позавтракать… Дональдом Трампом.

Известный журналист Леонид Бершидский (Leonid Bershidsky) считает, что Д. Трамп кое в чём ошибается. Миллиардер полагает, что он сможет иметь хорошие отношения с президентом России, однако Путин не заключает сделок с предпринимателями, а «ест их на завтрак». Об этом журналист рассказал в 
«Bloomberg».

Дональд Трамп продолжает уверять общественность, будто он, став президентом США, наладит замечательные отношения с Владимиром Путиным. Вероятно, он заблуждается: Путин не заключает сделок «с дерзкими и эффективными бизнесменами». «Он ест их на завтрак», — считает Бершидский.

Трамп не раз заявлял этим летом о том, что смог бы не просто «поладить», а иметь «хорошие отношения» с российским лидером. Договариваться с Москвой он тоже смог бы — в отличие от не способного на это Б. Х. Обамы.

Дошло уже до того, напоминает Бершидский, что в результате «мнимого взаимопонимания» американские публицисты начали сравнивать Трампа с Путиным. Появилось даже радикальное мнение: лучший способ для «борьбы с сумасшедшим в Кремле» — усадить другого психа в Белый дом.

Да и сам Трамп однажды довольно оригинально сравнил себя с Путиным: «Я только что впервые услышал, что он (Путин. — О. Ч.) имеет сорок самолётов и яхт и всё такое, я имею в виду, что у него всего даже больше, чем у меня…»

По мнению же Бершидского, Трамп скорее напоминает не Путина, а Бориса Березовского (ныне покойного), когда-то пробовавшего себя в математике, автоторговле и политике и склонявшегося при этом к различным гиперболам. Например, Березовский страдал неутолимой манией преувеличивать своё состояние: «Я никогда не делал миллионов или десятков миллионов. Я делал миллиарды». Бершидский с иронией замечает, что Березовский имеет одну разницу с Трампом: он потерял своё состояние, не выдержав схватки со «смертельной мощью государства».

Фотографии Путина с голым торсом и его стиль «мачо» не следует переоценивать. Путин — не шоумен, указывает аналитик. Это серый бюрократ-карьерист «со стальным сердцем человека КГБ». Его популярность — вовсе не то же самое, что успех «звезды»: Путин берёт «смесью страха и любви» и принуждает к «покорности».

Кроме того, Путин не делает предложений, а Трамп их делает. Путин не предприниматель, он «человек государства». А государство не может оказаться в ситуации конкурентного проигрыша. Никакая сделка не станет окончательной, пока её не одобрит государство.

В конце концов, пишет Бершидский, даже Трамп понял бы, что Путин манипулирует его поведением. Барак Обама ведь поддался этой манипуляции. И разочарование Трампа может породить ещё большую конфронтацию, чем нынешний конфликт между Путиным и Обамой, считает журналист.

Кого ещё может съесть Путин?

Венедиктова.

Алексей Венедиктов, один из самых известных российских журналистов, нынче не выходит на улицу без охраны и не отвечает на мобильные телефонные звонки: он опасается прослушки. Об этом пишет Тимоти Хэритейдж (агентство 
«Рейтер»).

Подобные меры предосторожности не выглядят неуместными в стране, где за последние десять лет было убито не менее 17 журналистов. Редактор, чью радиостанцию президент Владимир Путин обвинил в том, что она «день и ночь поливает его поносом», должен это учитывать, отмечает корреспондент.

С того момента, пишет журналист далее, когда государственные СМИ начали полномасштабную информационную войну в связи с украинским кризисом, независимые средства массовой информации, такие как «Эхо Москвы», ведут борьбу за выживание. Кремль имеет финансовые, законодательные и судебные рычаги, а также способен запугивать рекламодателей. «Вы должны работать так, как если бы каждый день на работе мог оказаться вашим последним днём… Так думают мои журналисты, и так они работают», — заявил Венедиктов в интервью в штаб-квартире радиостанции.

Большая часть российских СМИ в настоящее время принадлежит государству или частным лицам или компаниям, лояльным Путину.

Несмотря на жёсткий контроль, 59-летний Венедиктов утверждает, что власти лишь изредка («иногда за чаем, иногда за водкой, иногда за коньяком») критикуют освещение событий его радиостанцией. Гораздо чаще применяется косвенное давление. К примеру, экономическое давление выражается в падении доходов от рекламы.

Интересно, что холдинг «Газпром-Медиа», владеющий контрольным пакетом акций радиостанции, указывает, что Венедиктов сохраняет свой пост в редакции, и это значит, что российское правительство всё же уважает свободу средств массовой информации. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков подчёркивает это, заявляя, что редакционная линия станции «никогда не была препятствием для нормального делового общения» между Путиным и «Эхом Москвы», в том числе и с Венедиктовым.

Евгения Альбац, главный редактор журнала «New Times», говорит, что Россия не тоталитарное государство, однако у Кремля есть масса способов оказывать давление. «Если вы лояльны (Кремлю), вы получите рекламу. Если вы не лояльны, вы не получите рекламу», — говорит она.

Телеканал «Дождь», продолжает американский журналист, сделавший себе имя в качестве независимого СМИ во время акций протеста оппозиции в зиму 2011-2012 гг., пережил большой финансовый удар: в прошлом году операторы кабельного ТВ «разом отменили свои контракты». Сейчас сотрудники канала говорят, что «Дождю» удалось выжить путём сбора денег по подписке. «Дождь» теперь имеет около 70000 абонентов. Есть и более широкая аудитория в Интернете. Совокупно (на телевидении и в Интернете) ежемесячная аудитория канала может достигать около 12 миллионов человек в месяц.

Тем временем Путин, считает журналист, рулит «почти что армией СМИ». Как и в советские времена, пишет автор, некоторые новостные издания «имеют прямой телефон с Кремлём», а главреды регулярно принимают участие во встречах с кремлевскими чиновниками: на этих встречах обсуждается содержание материалов.

Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты», заявляет, что большинство российских СМИ стали просто «инструментами массовой пропаганды и манипуляции». Кстати, его газету тоже вот-вот скушает Кремль: возможно, ей придётся прекратить выпуск на бумаге — из-за нехватки средств.

* * *


Резюме. Путин всеяден. Он ест всё — от мидий и пармезана до миллиардеров в галстуках, радиостанций, телеканалов и бумажных газет. Горе тому, что забудет про его аппетит. Богачу Трампу, мечтающему о сорока самолётах и яхтах и намеревающемуся сделаться следующим президентом США, следует помнить: остро наточенная вилка Путина уже нацелена в его сердце.

Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/143769/
© 2006-2008, komitet.net.ua