Урегулирование локальных конфликтов на национальной почве считается одной из сложнейших дипломатических задач. Причина в том, что примирять требуется не правительства, не армии двух сторон, а народы, каждый из которых искренне считает себя пострадавшим от действий противника. Порой даже не противника, а другого народа. Конфликт между Украиной и Новороссией – именно из этого разряда, несмотря на то, что в Донецкой и Луганской республиках живут те же этнические украинцы, русские, греки, болгары, евреи, что и на остальной Украине.
Однако после начала карательной операции против Донбасса его население не связывает себя с Украиной, называющей их «москалями» за желание остаться ближе к России, чем к Киеву. Да и сами они не хотят, чтобы их отождествляли с украинцами, в их терминологии – «укропами». А примириться носителей двух взаимоисключающих идеологий, двух непримиримых культур, двух противопоставленных друг другу мировоззрений заставляют все. Те, кто не понимает: примирение наступит лишь тогда, когда исчезнут взаимоисключение, непримиримость и противопоставление, когда будет найден компромисс, а не задавлена одна из сторон.
* * *
Среди задач, поставленных перед Украиной минскими соглашениями и резолюцией Совета Безопасности ООН, – внесение в конституцию изменений, закрепляющих особый статус ДНР и ЛНР.
Задача настолько непростая, что киевские власти, похоже, попали в безвыходное положение: не выполнить нельзя. П.Порошенко прямо заявил: «Что означал бы провал этой реформы? Первое – это конец международной коалиции в поддержку Украины». Не зря же ради нужного решения курирующая Украину помощник госсекретаря В.Нуланд приехала в Киев накануне голосования в Верховной раде по проекту предложенных Порошенко изменений в конституцию. Причём буквально перед рассмотрением вопроса в парламенте. Но после встречи с украинским президентом в проект были внесены изменения. И какие! Вместо переходных положений законопроекта вопрос об особом статусе Донбасса был перемещён в переходные положения самой конституции. А Нуланд вместе с послом США и добрым десятком послов других европейских государств не поленилась прибыть в Верховную раду, чтобы лично проконтролировать ход голосования.
Но нельзя и выполнить указанное положение минских договорённостей. Антидонбасская и антироссийская пропагандистская истерия сделали своё дело: ненавистью к жителям Новороссии прониклись не только обыватели, на которых эта истерия была рассчитана, но и подавляющее большинство украинских политиков, включая депутатов, которые наотрез отказываются решать вооружённый конфликт с жителями мятежных регионов мирным путём. Президенту пришлось «воевать» с представителями собственной фракции, чтобы они проголосовали даже не за принятие его законопроекта, а за отправку его на экспертизу Конституционному суду.
Самой же весомой причиной невозможности исполнения пункта 11 минского соглашения стала позиция боевиков-неонацистов, сконцентрированных преимущественно в карательных батальонах «Правого сектора». Они не приемлют не только придание территории ДНР и ЛНР особого статуса, но и самих переговоров об их статусе. Что ещё раз подтвердилось на «вече», собранном неонацистами 21 июля на майдане. При этом накануне парламентского голосования представители «Правого сектора» грозились занести в «расстрельные списки» каждого депутата, проголосовавшего за законопроект Порошенко, а его самого пообещали расстрелять в каком-нибудь подвале.
Угроза отнюдь не голословная. Только в штате карательных батальонов, признающих руководство «Правого сектора», легко набирается 15-18 тысяч бойцов, неплохо подготовленных, прекрасно вооружённых и серьёзно мотивированных. По сути, эти батальоны являются главной ударной силой карательной операции против Новороссии. И приказам украинских военных подчиняются исключительно тогда, когда они не противоречат указаниям своего лидера-неонациста Д.Яроша. Нынешнюю же власть они воспринимают как временных попутчиков, от которых готовы избавиться, едва возникнет необходимость во «втором этапе национальной революции», как они называют установление нацистской диктатуры.
* * *
То, как выкручивается Порошенко, оказавшийся меж двух огней, уже стало предметом обсуждения наблюдающих за событиями на Украине. И ихвывод даже в среде сторонников киевской власти однозначен: ни о каком исполнении минских соглашений и резолюции СБ ООН речи не идёт. Он просто пытается обмануть международную общественность, имитировать их выполнение, открыто заявляя, что занимается фальсификацией и очковтирательством в угоду антироссийским силам Запада: «Ни в Законе, ни в проекте изменений в Конституцию нет и быть не может никакого особого статуса для тех районов. И слова не идёт об особом статусе для Донбасса… Наши союзники в Европе, США, Канаде получили весомое подтверждение, что Украина придерживается своих международных обязательств в рамках мирного плана. И высказали готовность углублять санкции против России, усиливать давление на Кремль».
Впрочем, оруэлловская риторика типа «война это мир» не является ноу-хау киевских властей. Депутаты «независимой» Украины, голосовавшие за законопроект, до сих пор делятся впечатлениями о своём «свободном» голосовании под беспрецедентным давлением американского посла и его начальницы. Той самой, что, честно глядя в телекамеры, заявила: отправка законопроекта на непредсказуемую экспертизу Конституционного суда уже является исполнением минских соглашений. Потому что решение «независимого» органа «независимого» государства зависит от того, как решат вопрос в Госдепартаменте?
* * *
Многие точки над i расставило прошедшее 21 июля заседание Контактной группы по Украине в Минске. Например, обсуждение инициативы Германии по восстановлению уничтоженного украинской стороной водоснабжения Донбасса. Минские соглашения предусматривают возрождение разорванных социально-экономических связей Киева с ДНР и ЛНР, в которые входит и восстановление уничтоженной инфраструктуры. Поскольку даже гуманитарные поставки продуктов и медикаментов голодающему населению Донбасса украинская сторона считает нарушением её суверенитета, такого шага Киев допустить не может. Как не может и отказать Бонну, поддерживающему киевскую власть на международной арене. Именно поэтому переговоры о водоснабжении затянулись намного дольше, чем переговоры по острейшим военным вопросам.
Своё веское слово сказала и ОБСЕ, призванная быть независимой, но за счёт «слепоглухонемоты» своих наблюдателей превратившаяся в сторону конфликта. Её наблюдатели «не замечают» десятки ежедневных обстрелов городов Донбасса, она в очередной раз «не увидела» добровольного отвода артиллерии и бронетехники армии Новороссии. Отвода не только тяжёлой артиллерии, но и систем калибром менее 100 мм, начатой ДНР и ЛНР в добровольном порядке. При этом 21 июля соглашение о таком отводе подписано не было, поскольку «президент мира», как себя называет Порошенко, не дал разрешения своей делегации подписывать его. Оно касается отвода танков, артиллерийских вооружений калибром до 100 мм и минометов. Данный документ должен был быть парафирован во вторник вечером участниками рабочей подгруппы по вопросам безопасности трехсторонней контактной группы. Украинскую сторону в этой подгруппе представляет экс-министр обороны Евгений Марчук. И лишь 22 июля информагентства распространили информацию о том, что Порошенко поручил немедленно подписать соглашение.
Традиционным стал и отказ Киева признавать попытки Донецка и Луганска самостоятельно выполнить минские соглашения в плане местных выборов, поскольку Порошенко и его окружение для такого признания требуют безоговорочного выполнения предварительных условий, означающих фактическую капитуляцию республик. При этом украинская сторона не только не выполнила свои обязательства по согласованию законодательных изменений, касающихся Донбасса, с представителями ДНР и ЛНР, но и категорически отказывается от любых контактов с ними помимо переговоров в Минске.
* * *
Но окончательно раскрывает мошенническую сущность Порошенко и его вашингтонских кукловодов вовсе не крайняя ограниченность по времени предложенных им изменений, а ещё один закон, принятый ещё в марте 2015 года и называющий территорию, контролируемую ДНР и ЛНР, оккупированной. Закон, прямо противореча минским соглашениям, предусматривает существенное поражение в правах населения, проживающего на них, и наказание всех, причастных к событиям в регионе. При этом закон вступит в силу только после проведения в Донбассе местных выборов, возможных лишь после восстановления Киевом полного контроля над мятежными областями.
Так что не врёт П.Порошенко, говоря, что ни о каком особом статусе Донбасса речи не идёт и не может идти. Выходит, жульничает, рассказывая о приверженности урегулированию по сценарию минских соглашений?..
Источник: Александр Донецкий, «Фонд Стратегической Культуры»