Наверняка в ближайшее время Закарпатье окажется под жестким прессингом силовиков. Теми, кто от этого пострадает больше всех, будут отнюдь не украинские националисты, а русины. Венгрия, единственная страна-член ЕС, поддерживающая закарпатских русинов, вынуждена будет действовать в одиночку. В то же время, как отметил руководитель украинской организации «Офицерский корпус» генерал Владимир Рубан, «участники этого противостояния начинают раскачивать противовес восточному конфликту. Результатом этого может стать «Закарпатская народная республика»…
«Жечь падаль каленым железом! Сажать и лишать имущества!» – так отреагировал нардеп Верховной рады Борис Филатов на желание закарпатских русинов получить автономию в составе Украины.
Возмущение Б. Филатова вызвала реакция закарпатцев в соцсетях на события в Мукачево, где боевики «Правого сектора» устроили перестрелку с милиционерами. Закарпатцы, предчувствуя необратимое погружение украинского государства в политический и экономический хаос, напомнили Киеву о результатах референдума 1991 г., на котором более 70% выступили за предоставление области автономного статуса. Но Киев проигнорировал результаты референдума.
И это не единственный акт подлости украинских властей по отношению к русинам. Киев упрямо отрицает существование русинской народности, ведет пропагандистско-информационную войну против русинской культуры и русинского самосознания.
В Киеве не задумываются, каково это: ты думаешь, что ты есть, а тебе говорят, что тебя нет. В такой обстановке русины живут на протяжении более чем двух десятилетий. Как только в русинской среде появляется харизматичная личность, способная сплотить русинов вокруг себя, на русинское движение обрушивается каток репрессий, а его лидерам угрожают уголовным преследованием (Дмитрий Сидор, Петр Гецко).
Политическая слепота украинских политиканов поразительна! Им думается, будто языком хулигана из подворотни можно запугать целые народы. Киев кривил в презрительной усмешке губы, называя народ Донбасса «Даунбассом» и «Лугандоном». Тот же Б. Филатов называл жителей Крыма «мразями», которым можно давать любые обещания, чтобы потом повесить. И где теперь Крым и Донбасс? И захотят ли русины жить в составе страны, чьи политики открыто называют их «падалью», призывая «жечь каленым железом»?
Ситуация для Киева усложняется тем, что русинский вопрос тесно связан с вопросом венгерским. В марте 2015 г. в Будапеште состоялась совместная пресс-конференция представителей Всемирного конгресса венгров и Всемирного совета подкарпатских русинов. Обсуждалась кампания по сбору подписей под обращениями против участия в т. н. АТО закарпатских венгров и русинов. Первые отправляли свои обращения на имя премьера Венгрии Виктора Орбана, вторые – на имя президента Украины Петра Порошенко.
Участники пресс-конференции предупреждали, что насильственный призыв этнических венгров и русинов в ВСУ спровоцирует социальную напряженность в регионе и рост экстремистских настроений, что и произошло.
Киев всегда старался наводнить Закарпатье националистическим элементом, надеясь с его помощью подавить русино-венгерский социальный протест. Пользуясь тем, что Закарпатье граничит с Галичиной, главным импортером украинского национализма. Сегодня в Закарпатье действует целый ряд одиозных национал-группировок. Например, «Карпатская сечь», которая пообещала убивать венгерских политиков, если те будут поддерживать русинов, и «Правый сектор». На Донбассе сечевики и их союзники «правосеки» воевали бок о бок.
Практика показывает, что украинские национал-патриоты занимаются не столько «захистом Вітчизни», сколько криминалом. Комментируя разборки «правосеков» с милицией в Мукачево, закарпатский губернатор Василий Губаль честно заявил, что все дело в контрабанде и что «перераспределение контрабандных потоков» надо осуществлять законным путем. Т. е. не контрабанда как таковая, а действия боевиков «Правого сектора» по силовому перераспределению контрабандных потоков были незаконны.
Ситуацию в Мукачево Киев может использовать в своих интересах. Президент Порошенко уже заявил, что ни одна политическая сила в стране не должна иметь на руках оружия («Правый сектор» создан на базе политических организаций националистической направленности), пригрозил суровыми мерами всем виновным.
Наверняка в ближайшее время Закарпатье окажется под жестким прессингом силовиков. Теми, кто от этого пострадает больше всех, будут отнюдь не украинские националисты (их просто отодвинут от кормушки, но не объявят вне закона), а русины. Они лишатся возможности свободно выражать свои взгляды и добиваться соблюдения Киевом своих культурных прав.
Брюсселю будут внушать, что наделение Закарпатья автономией при сегодняшних обстоятельствах создаст дополнительные проблемы на восточной границе ЕС (контрабанда товаров и оружия), с которыми придется иметь дело. Прямо или косвенно, но самим европейцам.
Тогда Венгрия, единственная страна-член ЕС, поддерживающая закарпатских русинов, вынуждена будет действовать в одиночку, испытывая давление со стороны Брюсселя и Вашингтона, спровоцировавших разрушительные процессы в украинском государстве.
Координатор сетевого русинского движения Петр Гецко подчеркнул, что события в Мукачево приведут «к консолидации русинства. Это первое. Второе – это ускорило среди населения стремление к автономии Закарпатья. И еще это привело к третьему, неожиданному, эффекту. Он вот в чем. Есть радикальный украинский национализм, к которому относят правосеков, а есть умеренный. Так вот, начиная со вчерашнего дня, умеренные четко и категорично отгородились от радикалов. Это знаково».
А руководитель украинской организации «Офицерский корпус» генерал Владимир Рубан отметил, что «участники этого противостояния начинают раскачивать противовес восточному конфликту. Результатом этого может стать «Закарпатская народная республика».
Источник: Владимир Дружинин, «Одна Родина»