Выполнение минских соглашений, мягко говоря, пробуксовывает. О том, что результат шестнадцатичасовых консультаций Путина, Порошенко, Олланда и Меркель способен в обозримом будущем значительно обесцениться, сегодня прямо говорят политики уровня Сергея Иванова. В очередь на церемонию прощания с «Минском-2» заранее выстраиваются и принципиальные скептики из лагеря экзальтированных ура-патриотов, неустанно приводящие аргументы в пользу гарантированности фатального сценария. Болезнь, мешающая развитию мирного процесса, налицо, но действительно ли от нее не существует никакого эффективного лекарства?
Предпохоронное единство
Самый большой парадокс в данной ситуации состоит в том, что в реализации февральских договоренностей ныне заинтересованы практически все участвующие в кризисе стороны. Так, вопреки некоторым конспирологическим теориям, текущая долгосрочная стратегия Кремля вовсе не заключается в целенаправленном усилении полноценного раскола Украины. Наоборот, Москва предпринимает шаги по поэтапному восстановлению своего вовлечения в киевские политические процессы, осознавая, что успешным подобный подход станет лишь при устранении из местной повестки дня мобилизующего массы фактора войны на Донбассе.
Населению и большинству лидеров ДНР и ЛНР также явно претит идея превращения самопровозглашенных республик в аналог Приднестровья или Нагорного Карабаха. Такого рода сценарий способен принести дивиденды лишь узкой группе радикально настроенных ополченцев, однако для Донетчины и Луганщины в целом будет означать продолжение развала промышленности и усугубление гуманитарных проблем, вкупе с перспективами роста массового недовольства. Именно поэтому, в еженедельном режиме из Донецка и Луганска участникам контактной группы поступают предложения о тех или иных путях практического выполнения условий «Минска-2». Попытки наладить обратную связь с Киевом не прекращаются, даже несмотря на упорное и демонстративное игнорирование Банковой дипломатической активности ополчения.
В свою очередь, ОБСЕ, а вместе с ней, и европейские посредники – Германия и Франция – не могут не отдавать себе отчета в том, что на кон поставлена их коллективная репутация, увязанная с заявкой на способность самостоятельно, без участия Вашингтона, решать проблемы, возникшие в сфере интересов ЕС. Кроме того, сохранение негативного тренда на юго-востоке Украины, и, как следствие, продолжение санкционного давления на Москву, в недалеком будущем имеют все шансы спровоцировать давно ожидаемый раскол в рядах Евросоюза. Намеки на подобный поворот событий все чаще наблюдаются в выступлениях лидеров Греции, Венгрии, Словакии, Чехии и даже Италии, которые, по инерции соглашаясь на продление режима санкций, все же не устают указывать на безрезультатность выбранного курса на конфронтацию с Россией. По большему счету, не заинтересован в нарастании напряжения и Вашингтон, о чем свидетельствуют отказ администрации Обамы от поставок Киеву летального оружия; незначительные, но все же предпринимаемые усилия по восстановлению каналов обмена мнениями с Кремлем; а также потребность в поддержке российской дипломатией усилий США по заключению соглашения с Ираном и активизации борьбы с ИГИЛ.
Формально претворение на практике положений «Минска-2» безальтернативным называют и киевские руководители. Петр Порошенко и Павел Климкин не устают подчеркивать свою приверженность условиям мирного плана и ни разу не заявляли о какой-либо потребности в его ревизии. На Банковой прекрасно осознают, насколько существенный ущерб собственному имиджу нанесет украинский президент, попытавшись поставить под сомнение идею выполнения февральского соглашения. Получается, что на уровне согласовавших "Минск-2" глав государств, предводителей ополчения и руководства ОБСЕ наблюдается стопроцентный консенсус, согласно которому, изложенный в нем комплекс мер остается единственным выходом из донбасского тупика. Так почему же пессимизм по вопросу урегулирования конфликта в последнее время стал практически повсеместным? Пожалуй, искать ответ на этот вопрос следует, принимая во внимание особенности политической модели, которая сложилась на Украине вскоре после «революции достоинства».
Как известно, на выборы главы государства Порошенко шел в роли своего рода «кандидата мира». Немалое количество голосов избирателей, в том числе, на юго-востоке, он получил благодаря обещаниям найти скорейшее и безболезненное решение донбасской проблемы. Однако на деле выяснилось, что новоизбранный президент банально не готов идти на рискованные в некоторых отношениях меры по установлению диалога с ополченцами. С одной стороны, он по-прежнему отталкивался от своих предвыборных лозунгов, заверяя украинцев в неизбежности восстановлении стабильности, с другой – день за днем принимал решения, способствовавшие неконтролируемой деградации ситуации.
В подобных условиях для сохранения собственного реноме Порошенко и понадобилась пресловутая «партия войны», на которую можно было бы время от времени перекладывать задачу по выполнению потенциально непопулярной и опасной для репутации «черновой работы». Партия эта уже тогда не ограничивалась ставленниками Арсения Яценюка и Александра Турчинова – к ней можно было отнести и отдельных представителей окружения президента, и олигархов уровня Игоря Коломойского, заинтересованных в противостоянии ополчению, что называется, до победного конца. По многим признакам, лично Порошенко в одно время также уверился в выигрышности наступательной политики. Военные действия в Донецкой и Луганской областях позволяли ему отвлекать внимание электората от собственных управленческих неудач, идеологически сплачивать нацию перед лицом «русской угрозы» и по облегченной схеме получать помощь от западных союзников. Однако провалы, постигшие ВСУ под Иловайском, а затем и под Дебальцево, наряду с ростом общественного недовольства и обвальным снижением уровня жизни (в котором было все сложнее обвинить Москву), заставили украинского лидера изменить стратегию.
Подписав Минское соглашение, Порошенко взял на себя личную ответственность за установление в регионе мира, по сути, выполнив требования не только Владимира Путина, но и своих ключевых европейских партнеров – Ангелы Меркель и Франсуа Олланда. Возможно, он втайне надеялся, что ДНР и ЛНР через некоторое время сами перейдут в наступление и развяжут Украине руки для отказа от следования мирному плану, чего, однако, не произошло. После нескольких месяцев фактического абстрагирования Киева от выполнения политической части соглашения, ситуация на Донбассе частично стала возвращаться к февральскому состоянию, но оправдать этим обстоятельством нежелание выполнять "Минск-2" Порошенко уже не может. К более конструктивной позиции его призывают Париж, Берлин и Брюссель, уставшие (и не скрывающие этого, как показал киевский визит Йоханнеса Хана) от тактических уловок украинских властей. Что еще важнее, все большее неприятие отсутствия прогресса охватывает украинских избирателей, убежденных, согласно соцопросам, в необходимости прекращения войны практически любой ценой. Для Порошенко настал момент истины: либо он на практике превратится в «президента мира», либо лишится авторитета среди своих западных союзников и поддержки со стороны ядерного электората.
Между тем, резкое снижение популярности может иметь роковые последствия для главы страны в преддверии конституционной реформы и приближающихся региональных выборов. Наспех сколоченный прошлым летом «Блок Петра Порошенко» так и не стал полноценной «партией власти», и непопадание его представителей в областные заксобрания (согласно идее децентрализации, значительно расширяющие свои полномочия), способно похоронить этот проект, серьезно ограничив влияние президента на местах. По логике разворачивающихся событий, у «Минска-2» сегодня не может быть более рьяного сторонника, нежели сам Порошенко. Именно президентская команда должна быть в высшей степени заинтересована в избавлении властной системы от «партии войны», которая некогда была искусственно усилена Банковой как фактор манипулирования общественным мнением и позицией внешних сил.
Что интересно, первые шаги в данном направлении Порошенко уже предпринял – пусть и исходил он при этом из стремления к решению более прозаичных задач. Нельзя не отметить, что с начала года украинская власть последовательно «зачищает» так называемую зону АТО от добровольческих батальонов, некогда в несколько хаотичном порядке создававшихся с подачи Александра Турчинова. Вопреки имевшимся опасениям, постепенное переподчинение или даже ликвидация самых одиозных и неуправляемых подразделений не привели к "походу" последних на столицу. При всех своих недостатках, Порошенко и глава его администрации Борис Ложкин успешно освоили тактику «разделяй и властвуй», и в некоторых случаях действуют с хирургической точностью. На втором этапе удар был нанесен по главному спонсору таких батальонов Игорю Коломойскому, в 2014 году сыгравшему немалую роль в обострении кризиса. Устранение, по меньшей мере, временное, скандально известного олигарха с политической сцены не привело к протестам в контролировавшихся им Днепропетровской и Одесской областях, а сам Коломойский был вынужден смириться с необходимостью внезапного ухода в тень.
Судя по всему, пришел черед и соратников другого демиурга – бизнесмена и медиа-магната Дмитрия Фирташа, некогда поддержавшего Порошенко и обеспечившего его альянс с «Ударом» Виталия Кличко. В то время, как карьера киевского мэра в большой политике устремилась в очевидное пике, его самый влиятельный сподвижник Валентин Наливайченко также оказался не востребован в «ближнем кругу» президента. Проведенная в течение нескольких дней операция по смене главы СБУ, в прошлом внесшего значимый вклад в накаление обстановки на Донбассе, может подстегнуть более существенные усилия по вертикализации власти в стране, которая в перспективе должна пойти на пользу мирному процессу. Наливайченко справедливо, пусть и в свойственной ему конспирологической манере, заметил в одном из интервью, что Москва была заинтересована в его выдавливании из украинских властных структур. Кремль действительно не мог быть уверенным в успешности мирных переговоров, которые в любой момент способен саботировать глава СБУ или, например, тот же Коломойский со своими ставленниками. Однако ими список фигур, деструктивно влияющих на выполнение «Минска-2», не исчерпывается.
Порошенко, если он все же хочет войти в историю страны в роли миротворца (пусть и непоследовательного), придется провести внушительную чистку рядов собственного окружения, в частности сменить главу фракции БПП в Верховной Раде Юрия Луценко. Очевидно, что нахождение на данном посту деятеля, громче многих выступающего за блокаду Донбасса и замораживание конфликта, способно в будущем привести к серьезным осложнениям в деле имплементации соглашений. К тому же Луценко проявил крайнюю неэффективность в качестве собственно руководителя фракции, о чем говорит и раскол в ее рядах в ходе голосования за отставку Наливайченко. Возможно, Банковая окажется заинтересованной и в том, чтобы дать задний ход по решениям, принятым скорее для эпатирования Москвы – в особенности, это касается назначения Михаила Саакашвили на ряд немаловажных государственных постов.
Впрочем, наиболее существенные баталии, скорее всего, рано или поздно развернутся между Порошенко и премьером Яценюком. Рейтинг главы правительства на волне социально-экономических проблем упал до рекордно низких значений. На фоне отсутствия активных боевых действий, лишились возможности для агрессивного самопиара и его главные соратники – Александр Турчинов и Арсен Аваков, контролирующие значительную часть силового блока. Сохранение союза с ними, казавшегося необходимым прошлой осенью, теперь грозит потянуть репутацию Порошенко на дно. Шансы на успех «Народного фронта» Яценюка на местных выборах в текущих условиях близки к нулю, а значит, и целесообразность блокирования с НФ для БПП становится вовсе не очевидной. Начиная с октября, президент, согласно Конституции, получит полномочия для роспуска досрочно избранной Рады, и, следовательно, может решительным рывком попытаться изменить статус-кво - более удачный момент для такого решения сложно себе представить.
Сегодня уже вырисовываются гипотетические контуры расстановки сил в более стабильной и миролюбиво настроенной Украине. Симпатии ориентированных на Европу избирателей с запада страны все отчетливее переходят к относительно умеренной «Самопомощи» Андрея Садового. На юго-востоке близок к взятию электорального реванша созданный Борисом Колесниковым и Сергеем Левочкиным «Оппозиционный блок». Сохраняет определенные шансы на политическое выживание и сам Порошенко, в окружении которого можно найти немало прагматично настроенных персоналий, включая Владимира Гройсмана, Бориса Ложкина и, к примеру, главу МИДа Павла Климкина. Однако шансы эти напрямую зависят от умения украинского президента оставить в стороне сиюминутные эмоции и пойти на кардинальную корректировку курса. В противном случае, он, хоть и не сразу, но разочарует в своих способностях контролировать ситуацию ЕС и США, окажется главным виновникам роста числа жертв на Донбассе и лишится прежней поддержки в обособляющихся на глазах регионах страны. Звучавшие в начале конфликта предсказания политической «сомализации» Украины все еще могут стать реальностью; и если при бездействии центральной власти она в той или иной форме произойдет, фамилия человека, формально являющегося президентом, уже не будет иметь никакого значения.
Источник: Антон Гришанов, «Империя»