СУДЬБА УКРАИНСКОЙ ГТС


29.06.2015 21:34

Сегодня на Украине и в Европе принято считать, что украинская газотранспортная система является мощнейшей в мире, а обладание ею ставит её владельца в положение едва ли не вершителя мировых судеб. Некоторая доля правды в этом мифе присутствует. Если, конечно, забыть про существование России, откуда голубое топливо и поступает в ГТС Украины, будучи добытым за тысячи километров от украинской границы и доставляемым по гигантским трубопроводам.

* * *

Первая попытка создания трансконтинентального газопровода, который соединил бы с Европой российские газовые месторождения, относится к 1960 году. Для этого требовались трубы большого диаметра, которые подряжались поставлять германские трубопрокатчики. Однако под давлением Координационного комитета по экспортному контролю (КоКом) канцлер ФРГ К.Аденауэр в 1963 г. наложил вето на сделку под тем предлогом, что поставка труб большого диаметра «угрожает безопасности Германии». В результате германская промышленность понесла около 200 млн. марок убытков, а правящая партия ХДС/ХСС лишилась поддержки крупнейших немецких промышленников.

Пришедшая к власти в 1969 г. на смену христианским демократам коалиция социал-демократов и свободных демократов одобрила крупнейшую на тот момент сделку «газ в обмен на трубы», позволившую в счёт поставок в Германию и Европу газа построить целую сеть газопроводов, ставших впоследствии ядром украинской газотранспортной системы. Это были газопроводы Оренбург — Западная граница, Уренгой — Помары — Ужгород и Ямбург — Западная граница суммарной мощностью 80 млрд. куб. м газа в год.

Всего же с 1970 года по настоящее время протяжённость магистральной ГТС Украины возросла с 11,5 тыс. км до 37,1 тыс. км. При этом Украина имеет возможность получать непосредственно из России (часть транзитного газа в Европу поступает с белорусской территории) 288 млрд. куб. м газа в год, а поставлять за рубеж до 142 млрд.

Едва были построены первые магистральные газопроводы на территории Украины, как возникла потребность в компенсации пиковых нагрузок потребления газа и бесперебойного транзита. Поэтому с начала 1960-х в Украинской ССР появились первые подземные газовые хранилища. В 70-80-е годы в Западной Украине на базе истощённых месторождений было построено 5 ПХГ, включая Бильче-Волицко-Угерское, которое является крупнейшим в Европе (в него можно закачать 17 млрд. куб. м газа). 

Всего же на территории Украины в советское время сформировались четыре комплекса ПХГ: Западноукраинский, Киевский, Донецкий и Южноукраинский, способные вместить в общей сложности 32 млрд. куб м газа. После воссоединения Крыма с Россией Южноукраинский комплекс в Крыму оказался на российской территории. Ещё один комплекс, Донецкий, частично располагается в зоне боевых действий или примыкает к ней, что, конечно, не способствует полноценному использованию хранилищ.

Кроме того, сегодня Украина не контролирует и всю сеть магистральных газопроводов. Некоторые их участки оказались на территории Донбасса, вышедшей из-под контроля Киева. Перестал быть украинским и трубопровод, соединяющий крымские газовые скважины и хранилища с центральными районами Украины.

Однако это лишь часть большой проблемы, в какую превратилась сейчас украинская ГТС. Её основа создавалась 25-45 лет назад. В постсоветское время  новые владельцы газовой отрасли привыкли выжимать из ГТС всё, что возможно, добиваясь не устойчивости работы системы, а максимизации прибыли. Вместо модернизации инфраструктуры ГТС и вложения средств в её обслуживание украинские газовые «короли» и «принцессы» состязались в изобретении схем отмывки денег с газовых контрактов и перепродажи получаемого по льготной цене российского газа европейцам.

В результате год от года украинская газотранспортная система приходила в упадок.

* * *

Чтобы понять, кто стоит за противодействием бесперебойному транзиту российского газа, следует вернуться ко временам К.Аденауэра, правительство которого заблокировало газовый контракт с СССР, сославшись на «угрозу безопасности германских союзников». С той же проблемой столкнулось правительство В.Брандта, на которое оказывал мощнейшее давление Вашингтон. «Американцы, - вспоминает бывший член правления Exxon Corporation О.В. фон Амеронген, - испытывали просто панический страх перед перспективой взаимозависимости немцев, их союзников по НАТО, и русских, потенциальных противников. Аргументы были иногда совершенно абсурдными. На полном серьезе утверждалось, например, что в случае военных действий трубопроводы из СССР на Запад могли бы обеспечить снабжение советской армии горючим. Представьте себе: заправлять русские танки прямо из газопроводов!»

До 2005 года Украина получала газ от России по долгосрочному контракту с фиксированной льготной ценой 50 долл. за 1000 куб. м. При этом оплата транзита в Европу осуществлялась в форме дополнительных объёмов данного топлива для нужд Украины. После прихода к власти американского ставленника В.Ющенко Киев потребовал перехода на коммерческие цены как поставляемого газа, так и транзита. Для украинской экономики это обернулось колоссальными потерями, поскольку цены на газ, даже с учётом скидки, подскочили сразу в три раза.

Однако это было ещё не всё. Незадолго до «оранжевой революции» предшественник Виктора Ющенко Леонид Кучма договорился с Москвой о сохранении фантастически низкой цены на газ в обмен на создание российско-украинского консорциума на базе ГТС. Ющенко, придя к власти, объявил эти договорённости – под влиянием Вашингтона - «предательством национальных интересов». Газотранспортная система осталась без модернизации. 

* * *

В условиях, когда российский экспорт газа в Европу оказался полностью зависим от недружелюбного Москве украинского руководства, было принято решение о прокладке маршрутов поставок газа в обход Украины. После сооружения «Северного потока» поставки через Украину существенно снизились. Если в год начала прокачки газа по этому газопроводу (2011 г.) транзит через Украину составлял 101 млрд. куб. м, то уже в 2012 г. он упал до 84,3, а в 2014 г. - и вовсе до 58,8 млрд. 

Украинская ГТС при соответствующей модернизации могла бы гарантированно обеспечить Европу «голубым топливом», и в 2010-11 гг., несмотря на проектирование «Южного потока» в обход украинской территории, начались новые переговоры об объединении «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» в вопросе эксплуатации газотранспортной системы. Достигнутые В.Путиным и В.Януковичем договорённости могли позволить, как того желала Европа, отказаться от строительства нового газопровода и после создания трёхстороннего («Газпром», Украина и ЕС) консорциума и модернизации украинской ГТС, на которую российская сторона выделяла 4,5 млрд. долл., сохранить за Украиной роль главного газового транзитёра. Однако после февральского (2014 г.) государственного переворота в Киеве этот вопрос  был окончательно закрыт. А пришедшие к власти на волне переворота политические группировки, всеми силами протестовавшие против газотранспортного консорциума с Россией, немедленно приняли решение о возможности его создания с участием… США.

Установление на Украине националистической диктатуры, враждебной России, привело к тому, что «Газпром» окончательно заявил об отказе от транзита газа через Украину после постройки южного газотранспортного маршрута через Чёрное море. 

Украинскому газовому транзиту недостаёт не только политической безопасности. С каждым годом возрастают угрозы технической безопасности. На востоке страны завтра могут перестать стрелять, но средств для поддержания ГТС в рабочем состоянии, для проведения необходимых регламентных, ремонтных, профилактических работ у Киева нет. Еще в 2007 году после случившихся тогда двух аварий на газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород координатор группы экспертов по выполнению Энергетического меморандума между Украиной и Евросоюзом Александр Тодийчук назвал причиной такого учащения аварий на украинских газопроводах их изношенность. Он потребовал немедленного «создания программы модернизации газотранзитной системы и обеспечения гарантий надёжности её эксплуатации». Однако денег у Украины на это не нашлось. ГТС продолжила ветшать. Последняя авария на злополучном газопроводе произошла год назад, причём на взорвавшемся участке длиной 30 метров уже имелись 11 заплат.

По истечении в 2019 г. действующих контрактов на транзит российского газа через Украину гигантская система трубопроводов и газовых хранилищ, построенная Советским Союзом и оценивавшаяся в разное время суммами от 4 до 200 млрд. долл., может превратиться в груду ненужного металлолома.

Источник: Петр Воробьёв, «Фонд Стратегической Культуры»

Комитет 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/142134/
© 2006-2008, komitet.net.ua