Жить на Украине стало лучше. К такому выводу пришла аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ), составившая рейтинг стран по индексу развития человеческого капитала в 2015 году. По данному показателю Украина опередила Мальту, Италию, Португалию и обосновалась в первой четверти списка из 124 экономик планеты. Особенно примечательна динамика. Составители рейтинга уверены, что постмайданный Киев совершил настоящий прорыв в развитии и за два года поднялся с 63-й на 31-ю позицию. Стало ли «веселее» – не уточняется.
Как мерить?
В своих подсчетах эксперты ВЭФ использовали 46 индикаторов, объединенных в четыре основные группы: образование и профессиональная подготовка, здоровье и благополучие, трудоустройство и занятость, а также инфраструктура, правовая защита и социальная мобильность. В чем именно последнее время отличилась Украина – загадка. Подобные оптимистические оценки так и тянет продолжить словами министра Остапа Семирака: «Завтра будет жить еще комфортнее, через месяц – еще комфортнее», сказанные им в конце прошлого года. То, как действительно изменилась жизнь «пэрэсичного» украинца за последнее время, показывают данные социально-экономического развития страны.
Какими показателями мерить? Скорее всего, теми, которые непосредственно сказываются на людях. Например, объем ВВП или курс гривны сами по себе на уровень жизни не влияют, а вот на изменения реальной зарплаты – да. Есть еще одна группа индикаторов, по которым можно косвенно судить о положении «малэнькых украйинцив». Например, пассажиропоток, объемы строительства и динамика розничной торговли. И главное – страна находится в состоянии гражданской войны, стыдливо называемой АТО. Нетрудно догадаться, как атмосфера милитаристской истерии, регулярные убийства людей и тотальное разрушение инфраструктуры влияют на состояние «человеческого капитала» Украины.
Во имя реформ
Начнем с банального факта: в стране – галопирующая инфляция. С начала года индекс потребительских цен вырос на 40,1%. Это означает, что по сравнению с маем прошлого года стоимость жизни взлетела почти в полтора раза. В скачки пустились цены на ЖКХ (+119%), фрукты (97%) и овощи (84%), в полтора раза подорожало начальное и школьное образование. Причем дело даже не в девальвации гривны. «Если уменьшается производство, это означает, что цены будут расти. Уменьшилось производство хлебобулочных, кондитерских, рыбных изделий. Автоматически торговля поднимает цены, потому что уменьшается количество товаров», – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Действительно, ситуация несколько хуже, чем мы прогнозировали в марте», - недоумевает директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук и обещает пересмотреть оптимистические макроэкономические показатели на которых строился бюджет страны.
Если с инфляцией всё обстоит еще хуже, чем планировали, тогда, может, средняя зарплата увеличивалась быстрее или хотя бы шла в ногу с ценами? К сожалению, нет. Реальная оплата труда за последний год снизилась на 29,6%. Говоря простым языком, если раньше на свои трудовые работник мог купить, например, 1000 кг сахара, то сейчас –704 кг. Мало того что зарплата в стране снизилась, так её ещё и перестали выплачивать. Общая задолженность работодателей перед людьми на 1 апреля составила 1,62 млрд грн. Это почти в полтора раза больше, чем годом ранее. Тем не менее, когда П. Порошенко заявил в Верховной раде, что действия «всех ветвей власти» позволили «без задержек выплачивать зарплаты и пенсии», он даже не покраснел.
Косвенные индикаторы тоже не вселяют оптимизма. В Киеве количество краж за последний год увеличилось в четыре раза, а умышленных убийств – в восемь раз. Украинцы стали на 10% меньше ездить и на 22% меньше перевозить. Другими словами, транспортники недосчитались каждого десятого пассажира и каждого пятого товара. Очевидно, тяга к передвижению у населения пропадает явно не от хорошей жизни. Майданная мечта свободно путешествовать по всему миру обернулась горькой насмешкой, туристический рынок с треском обвалился. Директор компании «Туристический лидер» Александр Новиковский утверждает: «С начала 2015 года спрос на туры уменьшился на 50-70%». Люди практически перестали покупать автомобили и жилье. Продажи новых машин упали на 74%, а квартир – в 2,5 раза.
В то же время богатые на Украине стали еще богаче. Только за апрель продажи различных автомобилей класса люкс выросли от 25% до 2,5 раза, а капиталовложения в элитную недвижимость достигли $7,4 млн (+60%). По подсчетам президента Украинской ассоциации делового туризма Вадима Грабарчука, «спрос на премиум-туры и «экзотику» в этом году вырос на 10-15%». Имущественное расслоение на Украине достигло таких масштабов, что разница между доходами самых богатых и самых бедных является уже 50-60-кратной.
«75% населения Украины можно отнести к категории бедных», — заявила руководитель департамента бюджетной политики и социальной защиты Федерации профсоюзов Украины Людмила Остапенко. «Средний класс» составляет всего 14% населения и стремительно тает. Что-то неладное стала подозревать даже министр финансов Наталья Яресько. «Реальные доходы граждан Украины сократились на 10%, а уровень бедности вырос на 30%», - признает она и делает из этого поразительные выводы: «Ситуация с все возрастающим уровнем бедности населения угрожает эффективному реформированию экономики». Т.е. стремительное обнищание произошло не просто так, а во имя рекомендаций западных экспертов. Украинцы же должны терпеть и ни в коем случае не мешать тяжелой поступи реформ. Яресько также призвала не бояться дефолта и уверила, что «на украинский народ он никак не повлияет».
Чемодан – вокзал – …?
В ответ на такие призывы люди голосуют ногами. Только за прошлый год число украинцев, просящих убежища в странах ЕС, увеличилось с 1060 до 14040 человек. Украина попала в интересную компанию: Сирия, Эритрея, Ирак, Сомали, Нигер – именно эти страны вместе с нею, по словам исполнительного директора Европейского агентства по вопросам предоставления убежища Роберта Виссера, доставляют больше всего хлопот миграционным службам Евросоюза. Примечательно, что сами европейцы не готовы приютить у себя украинцев, удовлетворив лишь 150 из 3 тыс. заявлений на предоставление убежища. По данным New York Times, «Польша, Германия, Италия и другие государства, куда чаще всего устремляются украинцы, пытаясь получить статус беженца, по большей части отвергают их просьбы или затягивают процесс их рассмотрения». В то же время положительный ответ миграционной службы Евросоюза получили 95% сирийцев и 89% эритрейцев.
С трудовой миграцией дела не лучше. По оценкам экспертов, за прошлый год поток «заробитчан» из «незалежной» увеличился вдвое. «За подорожанием тарифов и понижением покупательной способности населения следует ощутимое повышение интереса к иностранным вакансиям соискателей разных квалификаций, от топ-менеджмента до рабочих специальностей», — считает директор кадрового холдинга АНКОР Юрий Перч. Согласно исследованию компании Head Hunter, 80% работников высшего и среднего звена не хотят трудиться на родине. Половина из них свое желание уехать объясняют нестабильной политической ситуацией, низкими зарплатами, а также желанием обеспечить своим детям стабильное будущее.
Красноречива и география новой волны украинской миграции. По данным ООН, больше всего людей за последний год уехали в Россию (659 тыс. человек), Беларусь (81 тыс.) и в Польшу (52 тыс.). Всего за последний год от войны и экономического коллапса решили спасаться за рубежом свыше 800 тыс. украинцев. Продолжится ли отток дальше и останется ли на Украине достаточное количество трудоспособных граждан, чтобы страна могла существовать, - вопрос открытый.
Источник: Николай Коринь, «Одна Родина»