Правительство Украины во вторник внесло в Верховную раду законопроект о предоставлении правительству права вводить мораторий на выплату внешних коммерческих долгов. Его судьба решилась за один день: Рада его сразу приняла большинством голосов. Нацбанк Украины заявил, что также поддерживает принятие этого закона, говорится в сообщении на сайте НБУ.
Речь идет о предоставлении Кабмину права объявлять мораторий на выплату части внешнего коммерческого долга. Это не коснется внутренних выплат. В перечень долгов, на выплату которых может быть наложен мораторий, также не входят долги перед МВФ, ЕБРР и другими институциональными кредиторами.
Также, по информации источника УНИАН, правом на мораторий Кабмин может воспользоваться только в отношении долгов, закрепленных решением правительства в перечне части государственного и квазигосударственного долга, подлежащего реструктуризации, за исключением бумаг госбанков – Ощадбанка и Укрэксимбанка – и бумаг госадминистрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця».
Таким образом, Кабмин может наложить мораторий на выплату долгов частным международным кредиторам, с которыми ведутся переговоры. При этом евробонды Украины на 3 млрд долларов, выкупленные Россией в конце 2013 года, Киев относит к частным кредитам, поэтому они также должны попасть под действие моратория. Однако Минфин РФ не согласен с такой трактовкой, настаивая на том, что данный кредит нельзя считать частным, поэтому он должен быть возвращен в декабре текущего года. Ровно так же, как Киев обещает возврат кредитов МВФ.
Никаких переговоров с Украиной о моратории на выплаты по кредиту на 3 млрд долларов Россия не вела, сообщило Bloomberg со ссылкой на министра финансов РФ Антона Силуанова.
В итоге под закон попадают все долги по еврооблигациям на 14 млрд долларов, из которых 3 млрд долларов – это долг перед Россией. Плюс долги юрлиц, которые привлекали кредиты под госгарантии. Это еще 3 млрд долларов долгов. С экономической точки зрения этот закон абсолютно бессмысленный. «И без этого закона Яценюк (глава правительства) мог спокойно не заплатить по еврооблигациям и внешним долгам и объявить дефолт», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Результат в обоих случаях один и тот же.
Если не экономической, то какой логикой руководствуется Киев? Этот закон нужен лишь для того, чтобы снять личную ответственность с Яценюка за объявление дефолта и переложить ее на плечи всего правительства. Это дает хоть какие-то шансы Яценюку удержаться у власти после объявления дефолта. «Все катится к тому, что они уже понимают, что надо объявлять дефолт, но чтобы не оказался виноватым один Яценюк, принимается такой хитрый закон», – говорит Охрименко.
Главным камнем преткновения является то, что Украина настаивает на прощении части долгов, но частные кредиторы нести такие потери не согласны. При этом пул кредиторов жалуется, что Украина сама тормозит разрешение проблемы, выдвигая нереальные требования, тогда как стоит быстрее продвигаться в вопросе реструктуризации долгов – не прощения их, а переноса выплат на более дальние сроки.Это уже даже не первый звоночек, который говорит, что переговоры Украины с частными кредиторами по реструктуризации долгов провалились, и объявление дефолта не за горами. Первым стало письмо, которое пул частных кредиторов прислал в Киев накануне. В нем кредиторы прямо заявили, что условия, которые предложила министр финансов Украины Наталья Яресько, неприемлемы.
«Там очень много частных кредиторов, и они задают логичный вопрос – почему они должны прощать долги, какие причины для этого? Украина требует простить ей долги, при этом официально заявляет, что госбюджет в первом квартале стал профицитным. А вчера Яресько отчиталась, что экономика Украины прошла дно, что уже сейчас во втором квартале наблюдается даже рост. Это абсурд. Если вы заявляете о профицитном бюджете, то, значит, у вас есть излишки денег. Если вы говорите о росте, то о каком прощении долгов может идти речь?» – объясняет логику международных кредиторов Охрименко.
«Долги списываются только в случае, если есть четкие факторы, указывающие на то, что страна никогда не сможет по ним расплатиться», – добавляет экономист. Но если страна может заплатить, просто не все сразу, тогда проводится просто реструктуризация. Срок оплаты части суммы долга переносится.
Минфин не сумел убедить кредиторов в том, что, кроме списания долгов, другого варианта нет. Проблема Киева понятна. Для МВФ надо говорить, что ситуация в экомике улучшается – чтобы получить новые кредитные деньги. А кредиторам надо говорить, что в стране все плохо, хуже некуда. Отсюда и возникают противоречия и путаница – и манипуляции с фактами и цифрами.
«Они запутались, что у них происходит – крах или не крах. Чтобы заставить кредиторов списать часть долгов, надо показать крах страны. Но в этом случае власти распишутся в провале всех своих реформ», – говорит Охрименко.
«Когда кредиторы списывают долги? После Второй мировой войны списали долги Германии. Это логично. Кубе списали долги, потому что это хронические долги Советского Союза», – напоминает украинский эксперт.
Яценюк старается привести те же аргументы, что Германия и Куба. С одной стороны, внешний враг и война всему виной. С другой, он апеллирует к тому, что основные долги Украина получила при Викторе Януковиче, а новая власть никакого отношения к ним не имеет.
«Страна в состоянии войны, мы потеряли 20% экономики... И мы просим, и обращаемся, и настаиваем на том, чтобы внешние кредиторы поняли текущую ситуацию и приняли предложение Украины, которое является шагом кредиторов по помощи Украине», – заявил недавно Яценюк.
Более половины накопленных долгов – на совести Виктора Януковича, продолжил глава правительства, и даже привел цифры, якобы подтверждающие это утверждение: больше половины – 42 млрд долларов из 65 млрд долларов накопленных долгов – на совести экс-президента.
Сегодня Яценюк выступил в еще более эмоциональной манере, искусно манипулируя политическими метафорами. Согласие частных кредиторов реструктуризировать часть госдолга (в понимании Киева это значит простить долги) Яценюк подал под таким соусом, что с их стороны это будет реальный шаг помощи украинскому народу по преодолению российской агрессии. Наши дети и внуки не должны платить по долгам Виктора Януковича, перевел на более простой язык долговую проблему Яценюк.
«Яценюк говорит недостоверную информацию. При Януковиче за все время его президентского срока общая сумма госдолга выросла на 14%, при Яценюке она выросла на 13% всего за один год, – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Охрименко. – Яценюк заведомо искажает цифры. Азаров тоже в свое время перекручивал факты. Что Яценюк, что Азаров – два сапога пара».
В любом случае с частными международными кредиторами разговаривать политическими метафорами бесполезно. Но вряд ли украинские власти и сам Яценюк этого не понимают.
Все эти красивые речи и новый закон переводят вопрос с долгами в чисто политическую плоскость. Но весь этот маскарад рассчитан не на кредиторов, а на манипуляцию украинскими избирателями, чтобы снять с себя ответственность за дефолт. Чтобы гнев народа упал в итоге не на Яценюка и Порошенко, а на Януковича, Россию и частных международных кредиторов.
Конечно, принятие закона о моратории на выплату долгов еще не означает, что Кабмин им воспользуется. Компартия Аргентины в 1985 году тоже собиралась принять в одностороннем порядке 10-летний мораторий на выплату внешнего долга, но дело до этого так и не дошло. Страна тяжело и долго, но использовала классические способы решения проблемы внешнего долга. Есть три традиционных пути выхода из ситуации: увеличить бюджетные доходы, часть которых будет направлена на выплату долгов; увеличить положительное сальдо внешнеторгового баланса путем замещения импорта или роста экспорта; можно увеличить внутренние сбережения.
Но Киеву ни один путь не подходит. Про непонимание кредиторов, как страна с профицитным бюджетом может требовать списания долгов, отметили выше. Внешнеторговый баланс страны в плюсе, но проблема в резком падении как импорта, так и экспорта. Покупать импортные товары обнищавшее население страны не в состоянии, а от торговли с Россией Киев отказался, тогда как Европе украинские товары оказались не нужны. Третий вариант вообще нереален для страны. Украина выбрала самый простой путь – финансовой пирамиды МВФ. Но попала впросак: МВФ не готов давать деньги на оплату долгов частным кредиторам, только на оплату старых кредитов самого фонда.
Поэтому дефолт реален для страны как никогда. «Осталось дождаться только официального объявления», – говорит Охрименко, добавляя, что сейчас уже даже без разницы, когда это будет произнесено – завтра или послезавтра. «Честно говоря, после всех событий я не думаю, что кого-то это напугает. Де-факто Украина уже живет в дефолтном состоянии. Когда в России этот сюрприз произошел, он был неожиданным и стал шоком для экономики и страны. Украина же уже пережила этот шок, он уже был, поэтому куда уж дальше», – резюмирует украинский экономист.
Источник: Ольга Самофалова, «Альтернатива»