Истерии вокруг попыток возвести историю Украины к Древнерусскому государству, трипольской культуре и палеолитическим охотникам на мамонтов - уже не первый год. И ее можно было бы воспринимать с юмором, но в последнее время в свете всем известных событий в Киеве доктрина "приватизации" наследия Руси стала превращаться в мощное информационное оружие. Делается это парадоксально. С одной стороны, украинцы пытаются объявить себя единственными наследниками древнего Киева, а с другой - сами отвергают это наследие и отказываются от шанса стать "новой Русью".
На днях в украинской и российской либеральной блогосфере разлетелась откровенно глупая, но смешная инфографика.
Это можно было бы воспринимать, как анекдот, если бы подобная бульварная псевдоисторическая попса не оказывала бы столь сильного влияния на умы людей, не имеющих серьезной исторической базы. Этот продукт информационной войны заставил меня задуматься над тем, как отчаянно современные украинские националисты и евроинтеграторы пытаются украсть внешнюю атрибутику Руси, отвергая ее внутреннее содержание. А ведь у современной Украины был уже неоднократно шанс стать "новой Русью", но она его хоронит с отчаянным упорством...
В школьных и вузовских учебниках Украины "Киевская Русь" обозначается однозначно, как период существования "Украинского государства". Ранние Рюриковичи - как "правители Украины". Показательно, что "Киевской Русью" назвали сегодня даже одно из карательных подразделений украинской армии - киевский батальон территориальной обороны, преобразованный затем в 11-й отдельный мотопехотный батальон.
Давайте разберемся со всем этим абсурдом по пунктам.
Русь не Киевская
Во-первых, веселая составляющая. Сам термин "Киевская Русь" - чистой воды новодел, и используя его, украинские националисты, сами того не зная, прославляют... ненавидимого ими Иосифа Сталина! Государство называлось Русь. Иногда во внешних источниках его могли назвать и Росией, Рутенией. Куябия упоминается в арабских источниках около 920 года, но не как название Русского государства, а как один из трех центров русов, наряду с Арсанией и Славией. Сам термин же "Киевская Русь" изобретает в 19 веке российский историк Сергей Соловьев - правда, в совсем другом, узком значении - не применительно к Руси в целом, в собственно к Киевскому княжеству, в противовес Черниговскому и т.п. В конце 19 - начале 20 века некоторые историки используют этот термин для обозначения периода существования Древнерусского государства (до начала раздробленности). В начале 20 века о Киевском государстве говорит Грушевский, но термином "Киевская Русь" конкретно он не пользуется - во всяком случае, мне такого не встречалось. Зато термин "Киевская Русь" начал широко использоваться в учебниках истории, издаваемых с 1934 года по команде Сталина. Поэтому в устах украинских "свидомых" националистов он звучит... гм... забавно.
Во-вторых, давайте разберемся с наследием. Государство как таковое возникло в 9 веке путем симбиоза местных славянских и финно-угорских народов с "Русью". Что это была за Русь - до сих пор идут споры. Существует три основных версии. Первые две близки, третья стоит особняком. Первая: это одна из местных славянских народностей (возможно, славянские выходцы из Прибалтики). Вторая: это славянизированная иранская народность, потомки сарматов (на это наводит в частности схожесть с этнонимом роксоланы). Третье: это выходцы из Скандинавии. Сегодня все более популярной становится вторая версия. Эта русь явно была или очень близка по культуре местному населению, или очень малочисленна, так как решающего влияния на изменение местной культуры не оказала, радикально повлияв лишь политически. Правящая династия в любом случае пришла с севера, с земель, которые к территориям современной Украины не имеют никакого отношения. Жили ли ее предки на севере изначально, или это был этакий крюк - об этом, боюсь, мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем.
Государство, пережив ряд злоключений, связанных, в частности, с сложными отношениями и с Хазарией, и с независимыми (полузависимыми) славянскими народами, цементируется при Святославе и Владимире. Владимир делает важнейший цивилизационный выбор, принимая христианство "греческого обряда", Православие. Симбиоз Православия с местными русскими традициями и обычаями и породит в будущем отдельную цивилизацию, которую историки и политологи будут называть то "православно-славянской", то "евразийской".
Подчеркнем особо: Владимир прекрасно осознавал "инакость" и Руси, и Византии от цивилизации европейской, католической. Восточное и западное христианство уже стремительно расходились, образовывая принципиально разные культурные традиции. Уже через несколько десятилетий они порвали отношения окончательно. Поэтому называть Русь "европейским государством" - в корне неверно. "Европейскость" того времени подразумевала католицизм и принципиально другой "культурный код". Важнейшим моментом в дальнейшем развитии Руси стало близкое взаимодействие со степью. Украинские наци, кричащие о "московской орде" забывают о том, как переходили "под руку" еще киевских князей целые тюркские народы, и о многочисленных междинастических браках с Востоком. Мы с грустью читаем "Слово о полку Игореве", но забываем, что Игорь Святославович по факту был в плену у своих родственников. Его сын Владимир женился на дочери Кончака. А матерью Игоря, по одной из версий, была половецкая жена Святослава...
Русь времен Ярослава - отличающееся от Европы, но не уступающее европейским государствам того времени политическое явление. Киев был сопоставим по населению с крупнейшими городами Европы. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. Породниться с Рюриковичами считалось за честь для правителей, как с запада, так и с востока.
Киев как символ
Но с 11 века на Руси ощущаются центробежные тенденции, начинается распад государства. Во второй четверти 12 века оно перестает существовать как единое политико-правовое целое. Территории бывшего единого государства объединяют общая династия, культура, язык, история. Но политически у каждого княжества есть суверенитет. Киев постепенно становится "первым среди равных", что позволяет некоторым историкам говорить о существовании некоей "федерации" или "конфедерации" (что, впрочем, очень неоднозначно). Если в 10 веке имела место первая волна миграции славян из южнорусских земель на север, то в 12 - 13 веках происходит вторая, более массовая - в Ростовско-Суздальскую землю. Северные и восточные княжества становятся более мощными в военно-политическом и экономическом плане, чем хиреющие юго-западные. К этому моменту северо-восток не был какой-то "периферией", "колонией", "владением" Киева, как это пытаются изобразить некоторые украинские националисты. Это были самостоятельные равноценные политические субъекты, более успешные на тот момент, чем княжества среднего Поднепровья. К моменту прихода монголов Киев уже ослаб и имел больше символическое значение. Поэтому разговоры по поводу того, что "да если бы не было монголов, то мы бы..." не имеют под собой никакой реальной почвы.
Но после прихода монголов действительно кое-что изменилось. Князья Ярослав и Александр вынуждены были останавливать на севере агрессию европейского католического рыцарства, ведшего геноцид славянского и балтского населения. И для этого договорились о сотрудничестве с монголами, которые не помышляли о геноциде славян или о лишении их культурной идентичности.
Крупнейшим же центром юго-западных русских земель в 13 - 14 веках становится Галицко-Волынское княжество. Но "многовекторная" политика не доводит его до добра. Его князья (тоже Рюриковичи) то были под монголами, то заключали союзы: с Польшей, Тевтонским орденом, Литвой. То были православными, то заявляли о готовности стать католиками, то занимались "протоуниатством", содействуя объединению православия с католицизмом. Северо-западные соседи постепенно "откусывали" от его территории кусок за куском. К концу 14 века Галицко-Волынское княжество окончательно перестало существовать, а его земли оказались поделены между Литвой и Польшей. Потомки русов на этих территориях полностью утратили этнополитический суверенитет и начали, как сейчас бы сказали,"евроинтеграцию". Если сначала на территориях Великого княжества литовского существовал лояльный (насколько он мог быть лояльным в Средние века) режим, то по мере "интеграции" Литвы и Польши в единое государство местному населению становилось все хуже. Процесс политического объединения Литвы и Польши завершился в 1569 году.
Самостоятельность русского населения уже никого не устраивала - местные феодалы стали его закрепощать. А русский язык, обычаи и, самое главное, Православная церковь как социальный институт - помогали русскому населению консолидироваться для противостояния этому процессу.
В 1596 году с помощью Унии попытались покончить с местным Православием, но эта попытка наткнулась на жесточайшее противодействие, имея относительный успех только на территориях современной Западной Украины. Жителей же современной Центральной и частично Восточной Украины решили ломать силой. Начались жесточайшие репрессии, принуждение русских православных работать на "пана" по 6 дней в неделю и лишь один - в воскресенье - на себя, массовые казни, пытки: сдирание кожи, подвешивание на крюках, изнасилования. А параллельно - спаивание. В общем, практически классический геноцид. Центром сопротивления стало казачество. Когда точно оно возникло - никто наверняка не знает, многие - предполагают, что еще во времена Руси. Но в этот период к казакам массово побежало русское православное население с земель Речи Посполитой. Казачество на глазах становилось все более грозной силой. В первой половине 17 века происходит ряд масштабных восстаний - предвестников войны Богдана Хмельницкого.
Центр смещается
А что же на Северо-Востоке? Там, в отличие от Юго-Запада, еще долго сохранялась правящая династия Рюриковичей. А даже после ее пресечения, русским удалось отстоять свой суверенитет (путем народного восстания против поляков) и выбрать правителя из своей "национальной элиты". После периода раздробленности начинаются процессы централизации. В 15 веке создается Русское централизованное государство, прервавшее уже даже формальные отношения вассалитета с татаро-монголами. Важным символическим моментом является тот факт, что на Северо-Восток переходит и духовный, религиозный центр. В 1299 году митрополит Киевский переезжает во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 - в Москву.
По сути, и в политико-правовом смысле (династия), и в духовном (митрополия) именно Москва оказывается наследником Древнерусского государства - Руси. И именно Русское государство является единственным политическим объединением, где потомки русичей сохранили суверенитет. Кстати, часть территории современной Украины (Харьковщины, Черниговщины и т.п.) оказались именно под суверенитетом Московского государства, и к политическим процессам, которые принято называть украинскими, долгое время никакого отношения не имели.
В середине 17 века издевательства над православным русским населением в Речи Посполитой довели все до логического конца. Началось масштабное народное восстание, поддержанное казаками. Но когда желаемая независимость была получена, местное население осознало, что удержать ее самостоятельно невозможно. Поэтому Хмельницкий воспользовался единственной возможностью жить в государстве, в котором русские люди обладал и суверенитетом - и объявил о воссоединении земель Войска Запорожского (не Украины!) с Россией.
Страна "у края"
История термина же "Украина" и вопроса этнических различий и сходств русских и украинцев - достойна отдельного повествования. Если коротко, то, хоть термин этот и использовался впервые еще в 12 веке - но был именем нарицательным, не имеющим никакой этнической или государственной окраски. Лишь в 19 веке он стал искусственно использоваться отдельными представителями "креативного класса" в этническом контексте. Даже человек, которого по факту сделали "символом украинства" - Тарас Шевченко, хотя много говорит об "Украине", этнический термин "украинец" не упомянул ни разу! Таким образом мы можем говорить об этнокультурной общности русских и украинцев, которая была разорвана сугубо политически только в 20 веке. Но, повторюсь, это тема для совершенно отдельного повествования.
Что мы имеем по факту? В 13 - 14 веках элиты юго-западных земель Руси уже предприняли попытку заигрывания с Западом, которая привела к утрате их населением суверенитета и долгим страданиям. Выйдя в 1991 году из состава СССР, Украина могла попытаться создать некий независимый в этническом и культурном плане проект, который был бы продолжателем традиций Руси. Но вместо этого началась некая неуклюжая "евроинтеграция", сопровождающаяся утратой той самой "идентификации Руси". В России, впрочем, в 90-е годы тоже происходили похожие процессы, но в начале 2000-х их преодолели. Россия стала возвращаться на свои родные политические, этнические, "цивилизационные" рельсы. А с Украиной произошло - страшное.
После невнятных многовекторных "топтаний" Януковича, ее сейчас разворачивают на полную и жесткую ликвидацию своей традиционной идентичности, в деструктивный антироссийский, а значит - и антирусский проект. Надеюсь, этот губительный процесс еще не поздно остановить...
И да. Об инфографике. Киевской Руси - НЕ БЫЛО, ее придумали при Иосифе Виссарионовиче Сталине. Была просто РУСЬ. Князья были РУССКИМИ, династия которых Киев ПОКОРИЛА. Христианство на Руси распространилось не из Киева, простите, а из Византии - синхронно по всей территории. РУССКИЕ были уже тогда, когда украинцев еще тысячу лет даже в проекте не существовало. Название Россия в европейской и византийской литературе упоминалось очень давно, и Петр его не "придумал", а использовал.
И да! Читайте умные книги, развивайтесь, телевизор не смотрите. И в первую очередь это должно быть обращено сегодня именно к украинцам!
И начать чтение лучше всего с Гоголя, с Тараса Бульбы:
"Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.."
Источник: «Империя»