В конце апреля в Киеве по поручению Гуверовского института побывал бывший посол США в России Майкл Макфол. Три дня нынешний профессор политических наук Стэнфордского университета встречался с украинскими депутатами и общественниками, руководством организаций, живущих на гранты США, и их основным куратором - министром финансов Украины американкой Натальей Яресько. Новые процессы в киевской элите и обществе бывший старший директор по делам России и Евразии в Совете национальной безопасности США изучал не ради научного любопытства.
«Моя миссия, - объяснил аналитик, - курс в светлое будущее». «Это серьезно, - настаивает Макфол, - после выборов (в США) будет другая политика». Если Хиллари Клинтон станет президентом, США будут говорить и более конкретно, и жестче, считает эксперт Института Гувера, которого в правительстве США называют «танком идей» (think tanks). Плоды работы этого института при Стэнфордском университете в Калифорнии закреплены победами Республиканской партии во многих предвыборных кампаниях. А на результат выборов президента США в следующем году может оказать серьезное влияние окончательный развал Украины.
Серьезней не бывает. «Американцы не готовы воевать за Крым», – отмечает Макфол. «Наши возможности в этом плане очень ограничены. Воевать не хотим. Европейцы тем более», - подчеркивает он.
Поэтому самое главное, чего хочет американский истеблишмент, напуганный истерикой Яресько при недавнем посещении США, чтобы Украина не отдала концы до президентских выборов в 2016 году, повлияв на их результат непредсказуемым образом. А там хоть трава не расти. Политическая игра внутри Капитолия во время предвыборной кампании будет, конечно, накручиваться, влиять на ситуацию в Белом доме, но отнюдь не в Украине.
А каким американскому аналитику видится будущее Украины? Как и 5, и 15 лет назад, он убежден, что «это борьба с коррупцией, особенно в энергетическом секторе», реформы и демократизация. «Это будет долгий процесс. Только когда будет очевидно, что жизнь в Украине лучше, чем в России, – тогда все поменяется».
Оптимизма от этих заявлений Майкла Макфола в Киеве не ощутили. «Все только начинается» - эти слова окончательно добили даже тех украинских американцев, кто ради идеалов майдана от души прислуживает нью-йоркской статуе Свободы.
Так для чего же приезжал Майкл Макфол? Чтобы мы еще раз услышали о важности украинского вопроса для Белого дома? О том, что делают украинцы, а что ЦРУ?
Украинцы, как сказал Макфол, должны понять одну важную вещь: это не американцы устроили революцию против Януковича! «Если бы не было определенных событий здесь, не было бы войны. Если бы не было майдана…»
«Россия хуже стала, Украина хуже стала, Америка хуже стала», - огорчается эксперт по тематике России и бывшего Советского Союза. Но он вдруг публично огорчился и оттого, что на Украине «хотят больше от американцев, чем от себя».
***
«Он обладает богатым опытом и пониманием тематики. Мы обсудили текущую ситуацию в Украине, в частности развитие событий на Востоке страны», - написала в отчете о встрече с Макфолом Наталья Яресько. Пожалуй, эта тема стала основной при изучении перспектив дальнейшего существования Украины.
Военный конфликт на Украине, по мнению Майкла Макфола, более сложный вопрос, чем военная помощь ей со стороны США. Администрация Обамы разыгрывает карту поставок оружия лишь на крайний случай. «Только эскалация Путина может изменить позицию Вашингтона. Поскольку сейчас есть хоть какое-то перемирие, никакой новой политики не будет», - абсолютно уверен американский эксперт. «Наша внешняя политика обеспечивает наши национальные интересы, а не украинские или российские», - радует украинских политиков Майкл. А раз украинские интересы в зону забот США не попадают, то и выживание утопающих, как мы знаем, дело рук самих утопающих.
Крым - это спорный вопрос в Европе, есть люди, которые хотят забыть об этом и вернуться к нормальной работе, Европа – это наши деньги. «Вот где идут серьезные разговоры», - подчеркивает Макфол. Кстати, он не первый раз утверждает, что «Америка откажется от враждебной и агрессивной уверенности в собственной правоте последних восьми лет». То ли Обама сдался, то ли мир после Донбасса стал для него другим. Но какое это имеет значение для Украины? Самое прямое.
***
8 апреля Майкл Макфол читал в Нью-Йорке в крафт-центре Института Гарримана публичную лекцию «Новая холодная война? Новое противостояние России с Западом».
15 апреля в Нью-Йорке в Совете по международным отношениям от имени украинского правительства публичный доклад сделала Наталья Яресько. Призвала США усилить финансовую помощь Киеву.
Оба мероприятия организовывал Госдеп США, по заданию которого в Стэнфордском университете разработали комплексную Программу превентивной обороны Штатов.
12 мая Майкл Макфол доложит в Лос-Анджелесской школе управления им. Андерсона окончательный вариант рекомендаций для официального Вашингтона. Речь идет о политике новой перезагрузки отношений США с Россией, где Украине отводится роль «полевого» модератора. «Теперь новая холодная война - реальность, и задача Запада выиграть ее как можно быстрее и с минимумом затрат», - предельно откровенно расставляет акценты директор Программы превентивной обороны Штатов.
Украина - это поле новой американской битвы за гегемонию здесь с помощью «холодного мира». «Он должен стать основой похода Запада на Россию», - убежден Макфол. Основным инструментом оказания давления на Россию должны стать автаркия и изоляционизм, организованные с помощью международно-правовых, экономико-финансовых и политико-идеологических средств и новых разделительных линий в Европе. «В условиях автаркии и изоляционизма не будет спроса на технологии для модернизации России», - считают советники Госдепа.
Все, что Западу в настоящее время необходимо сделать, по мысли американских аналитиков, так это создать полевые условия для Украины, четверть населения которой составляют этнические русские. Основным инструментом оказания давления на Россию будет постепенное сокращение импорта ее товаров. Ограничение доступа для элиты к западным товарам - более эффективно, чем любые западные экономические санкции, убежден Макфол. Мол, любая конфронтация с Западом вызовет крупномасштабное бегство российских капиталов, в том числе в Украину.
Украина, считают американские стратеги, воспринимается многими в российской правящей элите в качестве неотъемлемой части самой России. Запад должен сделать все, чтобы помочь Украине стать более успешной, чем Россия.
В Гуверовском институте полагают, что расходы для обеспечения победы Запада в новой холодной войне будут небольшими: «менее 3 процентов федерального бюджета расходов США или 0,5 процента ВВП Европейского союза». К тому же западные банки и компании принимают во внимание долг России по взятым кредитам и ЗВР. В условиях «санитарного кордона» со стороны Украины ее дешевая рабочая сила и большой рынок будут привлекать до 100 млрд. долларов инвестиций.
Гуверовская концепция «холодного мира» с помощью полевой миссии Украины и новых разделительных линий может обеспечить США выигрыш в новой холодной войне с Россией без чрезмерных расходов и угроз реальной военной конфронтации, считает Макфол. Есть, конечно, и риски. Крым потерян для Украины, и нет никакого смысла бороться за него. А территории Донецкой и Луганской областей, как считают «танкисты идей», «с их устаревшими промышленными гигантами станут дополнительными жерновами на шее России».
Аналитики США также считают, что нужно обратить внимание на социально-экономические проблемы Украины. В нынешней ситуации будут резко падать ее стандарты жизни, что чревато ростом экстремизма. Вряд ли кто сейчас знает, как не позволить экономике Украины двигаться к убийственному регрессу. Это вызывает бегство экономически активных и образованных людей на заработки, прежде всего в Россию. И что с этим делать, в США не знают. А Украина, по мнению американских экспертов, не может превратиться в «успешное европейское государство», «пока тесно связана с Россией и этнически, и культурно».
***
Новый «план Маршалла» стэнфордских стратегов для Украины не более реальный, чем концепция автаркии и изоляционизма для страны, которая расположена на одной шестой части мира и связана экономически, политически и культурно со всеми его составляющими. И если прикладные исследования Гуверовского института в чем-то и сродни эротическим приключениям смоковницы в романе Оксаны Забужко «Полевые исследования украинского секса», хотелось бы, чтобы похождения дрянной девчонки не стали перспективой «полевой миссии» для всей Украины. Ради новой холодной войны, публично обоснованной Майклом Макфолом.
Источник: Иван Дегтярь, «Одна Родина»