УКРАИНА: ВОЙНА И КРИЗИС КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ ОЛИГАРХОВ


27.04.2015 17:13

Вооружённый государственный переворот на Украине в феврале 2014 года осуществлялся не ради блага народа, а в интересах крупных геополитических игроков и финансовых воротил. И если целью первых было наступление на Россию, то вторые добивались того, чтобы в условиях нестабильности в стране приумножить свой бизнес. 

Разумеется, разрыв экономических связей с Россией, потеря контроля над некоторыми предприятиями и разрушения, вызванные войной, серьёзно ударили по ряду украинских олигархов. В первую очередь по тем, чей бизнес связан с машиностроением, металлургией и угледобычей. Поскольку этими предприятиями чаще всего владели функционеры партии Януковича, именно они понесли наибольшие потери из-за войны и вызванного ею кризиса. Так, состояние самого богатого человека Украины Рината Ахметова уменьшилось более чем в два раза. В то же время его влияния в Киеве хватило, чтобы принадлежащие ему металлургические предприятия в ходе обстрелов городов Донецкой народной республики украинской армией пострадали минимально. И войска Новороссии, хотя и имели возможность это сделать, в сентябре 2014 г. воздержались от штурма крупнейшего украинского порта Мариуполя, через который Ахметов вывозит продукцию своих металлургических предприятий в Европу.

Состояние Ахметова, оцененное  Forbes в 6,9 млрд. долл., уменьшилось не только из-за военных действий. На стоимости активов металлургии отразилось мировое падение цен на сталь и железорудное сырьё, вызванное падением спроса на эти товары. Серьёзно пострадал при этом и бизнес зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука, специализирующегося на производстве труб и вагонных колёс. Мало того, что принадлежащий ему Стахановский завод ферросплавов оказался в зоне боевых действий, так ещё и владельцы группы «Приват» Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов сумели затянуть судебное разбирательство по рейдерскому захвату принадлежащего Пинчуку Криворожского железорудного комбината. Однако, потеряв в одном, Пинчук сумел преуспеть в другом. Поддержка олигархом евромайдана помогла ему добиться снятия Евросоюзом ввозных пошлин на его трубную продукцию, что компенсировало потери 2013 года, а также увеличить прибыли от рекламы на принадлежащих Пинчуку телеканалах при общем спаде рекламного рынка в 19%.

Ещё один украинский миллионер, финансировавший евромайдан, Дмитрий Фирташ, хотя и переживает сейчас не лучшие времена, но сумел минимизировать свои потери. В марте 2014 г. Фирташ был арестован австрийской полицией по требованию ФБР, но вскоре отпущен под залог в 125 млн. евро. Американская Фемида подозревает его в коррупции и организации преступного сообщества.

Даже решение Кабинета министров Яценюка о запрете пользоваться газом из газовых хранилищ, где хранился купленный Фирташем газ, не убил его бизнес. Единственным предприятием Горловки, не подвергавшимся массированным обстрелам украинских военных, долгое время оставался принадлежащий Фирташу комбинат «Стирол». Проблемы Дмитрия Фирташа связаны также с давней личной неприязнью к нему Юлии Тимошенко, приложившей немало усилий для отстранения своего врага от посреднических схем получения прибыли при покупке российского газа. При этом, будучи спонсором Яценюка и пользуясь его поддержкой, Фирташ получил от благодарного премьера возможность управления рядом предприятий титановой отрасли – Запорожским титано-магниевым, Вольногорским горно-металлургическим и Иршанским горно-обогатительным комбинатами.

* * *

Однако потери понесли, конечно, далеко не всеукраинские олигархи. Например, существенно прирастил свои капиталы владелец компании МХП Юрий Косюк. Воспользовавшись отменой пошлин на украинские продукты, он нарастил экспорт в Евросоюз мяса птицы. Обнищание населения Украины, вызвавшее отказ от других видов мяса в пользу курятины, а также должность заместителя руководителя Администрации президента Порошенко позволили Косюку увеличить продажи на внутреннем рынке на 19%. Кроме того, Косюку, как и Фирташу, удалось перерегистрировать и сохранить в собственности принадлежащие ему крымские компании, являющиеся теперь крупнейшими агропредприятиями нового субъекта Российской Федерации.

Однако все достижения Юрия Косюка меркнут перед достижениями более крупного хищника, сумевшего выжать из государственного переворота на Украине максимум возможного. Речь идёт об Игоре Коломойском, финансировавшем не только евромайдан в целом, но и неонацистские группировки, члены которых составили костяк боевиков, силой оружия свергнувших Януковича. Коломойский стал не только губернатором Днепропетровской области, но и через своих ставленников управлял Одесской, Николаевской, Херсонской областями. Именно Коломойский организовал, вооружил и финансировал ряд карательных батальонов, отличившихся особой жестокостью в уничтожении мирного населения Донецкой и Луганской областей, грабежами, похищениями людей, пытками, массовыми убийствами. Часть этих преступлений отражены в отчётах «Международной амнистии», Human Rights Watch и ОБСЕ. На начальных этапах карательной операции против жителей Донбасса боевики этих парамилитарных образований открыто использовали в качестве боевого транспорта инкассаторские машины принадлежащего Коломойскому банка «Приват». Именно под покровительством Коломойского в Днепропетровске расположился штаб неонацистского «Правого сектора», многие члены которого привлекались к ответственности за терроризм в годы правления Януковича.

В качестве благодарности за это новая власть закрыла глаза на ряд рейдерских захватов предприятий Коломойским. Принадлежащий ему и его партнёру Геннадию Боголюбову банк «Приват» получил ряд преференций, сделавших этот банк непотопляемым. Именно через банковские карты «Привата» взимался так называемый налог на войну. Даже после провозглашения Донецкой и Луганской народных республик отделения и банкоматы «Привата» некоторое время оставались единственными, которые позволяли осуществлять денежные переводы и обналичивать дебетовые карты в условиях экономической блокады Донбасса. Кстати, именно банку «Приват» в 2014 году после получения западной помощи на восстановление экономики Украины досталась большая часть государственных субсидий.

В конце марта 2015 года Украину всколыхнул скандал с попытками захвата контроля над «Укрнафтой» и «Укртранснафтой», предпринятой Игорем Коломойским. Использовав при этом вооружённые подразделения «Правого сектора», фактически ставшие его личной армией, он объявил тем самым войну президенту Украины. Проиграв свою войну, потеряв должность губернатора и выехав из страны, Коломойский тем не менее добился некоторого компромисса в экономических вопросах. Впрочем, Коломойский не утратил влияния и на органы государственной власти. Например, он контролирует целый ряд «своих» депутатов Верховной рады, часть из которых он провёл в парламент, используя фальсификацию результатов голосования и вооружённое давление на членов избирательных комиссий. И это позволяет предположить, что бизнес-империя миллиардера Коломойского, второго после Рината Ахметова богача Украины, не только не потерпит крах, но и выживет в условиях кризиса.

* * *

Однако самым впечатляющим стал рост богатства нового президента Украины, клявшегося перед выборами в том, что ради благополучия страны продаст все свои активы. С продажей активов у Порошенко «не получилось», несмотря на то, что он даже привлёк к этому одну из структур Ротшильдов. А получилось совсем другое: кондитерская фабрика, владельцем которой является Порошенко, за 2014 год увеличила прибыль в 9 раз, а принадлежащий Порошенко Международный инвестиционный банк нарастил капитализацию в три раза на фоне катастрофического падения банковского сектора в целом. Лучше, чем у президентского банка, дела шли лишь у главы Национального банка Украины Гонтаревой да у генерального прокурора Украины Яремы. Очень показательный состав лидеров развития украинского банковского сектора. 

Главный смысл существования новой украинской власти для её носителей – личное обогащение. Несмотря на персональную войну между Коломойским и Порошенко, украинский президент является владельцем крупнейшего депозита в банке «Приват», достигающего 50 млн. долл. Это обнажает и подоплеку обещания Порошенко не допустить никаких проблем со стабильностью «Привата». Особое положение компании «Богдан-моторс», входящей в автомобилестроительный бизнес Порошенко, позволяет ей то, что не позволено другим. Например, пересматривать цены на поставку троллейбусов, утверждённые в ходе тендеров, в областные центры и украинскую столицу. Не смог украинский президент отказать себе и в удовольствии обзавестись поистине царским участком в 1,1 гектара стоимостью около 8 млн. долл. в элитном районе Киева «Царское село», примыкающем к Киево-Печерской лавре. Причём киевская мэрия выделила участок компаньонам Порошенко по бизнесу бесплатно.

Возвращаясь к кондитерскому бизнесу Порошенко, следует отметить, что воинственная риторика главы компании «Рошена» ничуть не мешает «шоколадному королю» выплачивать налоги от деятельности своей фабрики в России. Мало того, после остановки фабрики «Рошен» в Мариуполе, часть её оборудования решено было перевезти в Липецк. Процесс вывоза оборудования, принадлежащего Порошенко, резко ускорился в последние дни после начала обстрелов украинскими войсками позиций армии Новороссии, расположенных вблизи города. Судя по этой спешке, в ближайшее время надо ожидать возобновления боевых действий правительственными силами, и Порошенко не хочет рисковать своей собственностью.

* * *

Лишь простым людям развязанная властями война на востоке Украины принесла гибель близких и обнищание. Перед украинскими олигархами - теми, кто близок к власти либо сам является властью, - война и кризис открыли широкие перспективы обогащения. И чем выше уровень их власти, тем успешнее они обогащаются.

Источник: Александр Донецкий, «Фонд Стратегической Культуры»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/139249/
© 2006-2008, komitet.net.ua