Самоубийственный для Украины курс на конфронтацию с РФ, обернувшийся в 2014 году серьёзным ослаблением торгово-экономических связей и потерей российского рынка, затронул и украинское сельское хозяйство: похоже, что оно погружается в кризис. С подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС никакой переориентации украинских производителей сельхозпродукции на европейский рынок, как и ожидалось, не произошло. А компенсация убытков Киева от разрыва отношений с Москвой никогда не стояла на повестке дня в Евросоюзе.
На Россию приходилось (до 2014 года) более трети всего экспорта Украины и значительное место в нём занимала продукция пищевой промышленности, которая изготавливается из украинского сельхозсырья. Евросоюз, как показал 2014 год, вовсе не намерен приобретать широкий ассортимент украинской пищевой и сельхозпродукции, тем более не стал (и не будет) ограничивать собственных фермеров на рынке ЕС ради продукции с Украины. Найти других внешних покупателей на свою сельхозпродукцию, избыточную на внутреннем рынке, Украине будет крайне сложно.
Кризис агропрома усугубил и внутренний фактор. Валютные спекуляции, активно провоцируемые и поддерживаемые Национальным банком Украины на протяжении всего минувшего года и первых месяцев нынешнего, привели к резкой девальвации гривны. Пик девальвации, когда гривна подешевела на 500 процентов по отношению к началу 2014 года, пришелся на начало весенне-полевых работ. Результатом стало не только снижение посевных площадей, но и существенное ухудшение качества будущего урожая.
Меньше посеяли, еще меньше пожнут
Если подойти к вопросу с позиции анализа официальной статистики, то ситуация на агрорынке более чем печальная. По данным украинского Госстата, объем производства сельскохозяйственной продукции в январе-феврале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 3,6%, падение производства в сельхозпредприятиях составило 2,3%, в домохозяйствах – 5%. В феврале, когда НБУ «отпустил» курс гривны в свободное плавание, отказавшись от индикативного его определения, объем сельхозпроизводства сократился по сравнению с февралем 2014 года на 4,9%. Ускорение падения – налицо.
По разным оценкам, на проведение посевной в этом году аграриям не хватает от 11 млрд. (мнение чиновников Минагропрода) до 30 млрд. грн. (по подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса). Этих миллиардов взять неоткуда. Но и это еще не все. Даже если аграрии и найдут деньги, то особого толку от них не будет, поскольку дорога ложка к обеду. Применительно к посевной это означает, что если вовремя не удобрить почву, то качество урожая пострадает. А в этом году из-за недостатка средств вместо калийных и азотных удобрений в нужном количестве землю были вынуждены удобрять компостом и птичьим последом. Это, безусловно, хорошие органические удобрения, экологически чистые. Но их мало. По самым скромным оценкам, экономия на агротехнологиях приведет к сокращению зернового вала как минимум на 10-15%. И это если обойдется без погодных катаклизмов. Не говоря уже о том, что вследствие недостатка денег аграриям придется покупать отечественные семена с худшей продуктивностью.
Предпосылки для серьёзного недобора урожая закладываются уже сейчас. Украина по состоянию на 23 марта засеяла ранними зерновыми культурами 603 тыс. га, что составляет 25% от прогнозируемых площадей. По данным Минагропрода, по состоянию на эту же дату в 2014 году было засеяно 1,423 млн. га. То есть падение по уровню засеянных площадей более чем в 2 раза. И это при том, что зима в этом году была теплая и посевные работы начались раньше. Всего же посевные площади под яровыми зерновыми могут уменьшиться на 9%, а урожай по итогам года – составить 50,5 млн. т (на 10% меньше прошлогоднего). Кроме того, подкормка озимых зерновых культур к 23 марта проведена на 6,2 млн. га (78% плана), озимого рапса – на 0,687 млн. га (77%).
Нехватка вовремя внесенных удобрений отразится не только на тоннаже будущего урожая, а и на его качестве. К примеру, посеянные сейчас яровые вместо зерна 3-4 класса дадут в лучшем случае фуражное зерно. Которое, безусловно, дешевле. Значит, потеряв в деньгах в начале посевной, когда средства уходили в основном на закупку посевного материала и горюче-смазочные материалы, аграрии еще раз потеряют осенью, когда соберут урожай и будут вынуждены продавать его как более низкосортный, а значит – более дешевый.
На выходе, осенью, Украина получит более дорогой, менее качественный и менее разнообразный урожай зерна и корнеплодов. Худшее сырье приведет к снижению качества и удорожанию продуктов переработки. К примеру, хлеб в сентябре-октябре может стать вдвое дороже, чем сейчас. И это при стабильном курсе гривны. А ведь она снова может начать девальвировать…
Свободный рынок не спасет
Согласно заявлению заместителя министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владиславы Рутицкой, украинские аграрии уже исчерпали четыре квоты экспорта агропромышленной продукции в ЕС, установленной на 2015 год.
Как указано в сообщении пресс-службы Минагропрода, четыре квоты, по которым выделенные объемы были исчерпаны досрочно: квота на экспорт кукурузы (400 тысяч тонн), меда (5 тысяч тонн), яблочного и виноградного сока (освоено 98,4%, остаток составляет 157 тонн из 10 тысяч тонн). Так же исчерпана квартальная квота по мясу птицы (4 тысячи тонн). Министерство уже подало в ЕС предложения о возможности начала переговорного процесса по пересмотру размеров торговых преференций в рамках создания зоны свободной торговли с ЕС.
Уже сейчас можно сказать, что эти планы если и будут реализованы, то не более чем наполовину. То есть подготовить-то украинская сторона их сможет, а вот принимать европейская сторона не будет. Во-первых, ЕС и так много чего уже наобещал Украине, а кроме новых соплей и просьб с ее стороны ничего не увидел. Во-вторых, европейский рынок страдает от ответных мер России на санкции ЕС - кризис сбыта сельхозпродукции буквально душит фермеров из ЕС, а тут им предлагают из Киева потесниться на своём собственном рынке ради... чего и кого? Брюсселю явно не до оказания новых преференций для проблемной Украины. В-третьих, несмотря на то, что товарооборот между Украиной и Россией падает (в 2014 году он составил $22,4 млрд. – на 42,4% меньше, чем в 2013-м), РФ остается основным потребителем украинских товаров, хотя объем их закупок сократился на 33,7%. Российский импорт в Украину упал на 45,1%. Для сравнения: товарооборот Украины с Китаем обвалился на 24% (до $8,1 млрд.), с Германией – на 17% (до $7 млрд.)
Никаких конфликтов с Китаем или Германией у Украины нет. Тогда почему же валится экспорт? Да потому что на экспорт банально нечего предложить. А с падением объемов сельхозпроизводства станет еще меньше чего предлагать на экспорт.
Рост цен и искусственный дефицит
Набрав в начале года кредитов при очень дорогом долларе и дешевой гривне, в конце года аграрии столкнутся с проблемой возврата средств. Причем возвращать им придется их именно в гривне.
И вот тут возникает очень специфическая ситуация, основанная на том, что заемные ресурсы использовались для покупки импортных удобрений, посевного материала и горюче-смазочных материалов.
Если курс национальной валюты будет искусственно поддерживаться на уровне 22-25 грн./1 доллар США, то аграриям придется завышать цены на свою продукцию, чтобы вернуть кредиты, набранные по курсу в 35-40 грн. за доллар США. В противном случае им остается только два выхода – разориться или, продав большую часть урожая за рубежом и получив за нее валюту, договориться с банками о реструктуризации гривневой задолженности и… погашении её валютой. Это будет уникальным опытом для Украины, так как здесь привычным стал совершенно иной процесс, когда валютные кредиты переводились в гривневые. Но всему свое время. Сейчас при размере учетной ставки НБУ в 30% годовых стоимость кредитных ресурсов является неподъемной для реального сектора экономики. И он схлопывается.
В случае же дальнейшей девальвации гривны, аграрии будут стремиться как можно большую часть продукции продать за рубежом и заработать на этом твердую валюту. Что, в свою очередь, не только взвинтит цены внутри страны, но и вызовет искусственный дефицит продуктов питания в Украине.
Еще одной проблемой для аграрного рынка станет снижение покупательной способности населения и одновременно с этим уменьшение объемов продаж. Это заметно уже по итогам прошлого года. К примеру, хлебозаводы группы компаний Lauffer по итогам 2014 года произвели 252,8 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что на 16% ниже показателя за 2013 год (300,7 тыс. тонн). А Lauffer – это одна из крупнейших украинских бизнес-групп в отрасли переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания, работающая в Украине 14 лет и включающая в себя около 100 предприятий, специализирующихся на изготовлении муки, хлебобулочных изделий, масложировой, консервной продукции с оборотом около $0,5 млрд. в год.
Чем меньше объемы производства, тем выше себестоимость. Чем выше себестоимость, тем дороже продукция. Чем дороже продукция, тем меньшее число граждан Украины смогут себе позволить ее купить, а значит, предприятия снова будут снижать объемы производства. Это замкнутый круг будет обваливать экономику Украины раз за разом. К тому же изрядно подорожавшая еда будет не по карману все увеличивающейся армии украинских безработных. В этом году их количество может возрасти в разы.
Несмотря на то, что порядка 40% населения Украины живет в сельской местности и теоретически могло бы себя обеспечивать продуктами питания сами, этого не происходит. Не происходит потому, что большая часть живущих там – пенсионеры, которые еще худо-бедно могут выращивать картошку и овощи на своих огородах и домашнюю птицу выкармливать (кур в основном, но и кур надо кормить крупами...), все одно вынуждены покупать мясо, крупы, соль, сахар.
Да, частные производители поставляют на рынок более 50% всего мяса и молока, но это небольшие крестьянские и фермерские хозяйства, которые не могут обеспечить одновременно перерабатывающие предприятия и окрестные села сырьём. Кроме того, они всё равно вынуждены покупать корма. На травке значительных надоев не сделаешь, особенно зимой. А стоимость кормов напрямую зависит от курса доллара, ведь ту же кукурузу (основу многих комбикормов) внутри Украины продают по тем же ценам, что и за рубеж. Следовательно, рост цен на молоко и мясо – это вопрос времени.
Политика киевского режима в отношениях с Россией создаёт устойчивые предпосылки для погружения в кризис сельского хозяйства, единственной, более-менее успешной за последние два года отрасли на Украине.
30 марта украинский президент Порошенко заявил, что вопрос реформирования агрокомплекса в условиях обвала экспорта тяжелой промышленности и машиностроения из-за событий в Донбассе является критически важным для государства и его инвестиционного климата. А кто это отрицает?
Источник: Олег Дмитренко, «Одна Родина»