Когда заключалось второе минское соглашение об урегулировании конфликта Киева и республик Донбасса, многие эксперты и комментаторы высказывали сомнения в его эффективности. Сомнения были самые разные. Однако наибольший скепсис сводился к тому, что мало кто верил в договороспособность Киева и готовность киевской политической элиты выполнять договорённости. И если в части нарушения режима «прекращения огня» и отвода вооружений стороны обмениваются претензиями и обвинениями приблизительно с равной интенсивностью, то обязательство Киева о снятии блокады с непризнанных республик – это одностороннее обязательство. И этой «одной стороной» оно не выполняется.
* * *
На фоне отдельных уступок и позитивных шагов последовательный саботаж обязательств по снятию блокады бросается в глаза.
Прежде всего, это транспортное сообщение. Невозможно представить себе снятие блокады без восстановления полноценного транспортного сообщения.
А 9 марта целенаправленным подрывом был разрушен мост, через который пролегала последняя железная дорога, соединяющая ЛНР и Украину, о чём заявил министр МЧС ЛНР С.Иванушкин. «В результате подрыва сообщение Родаково – Красный Лиман прекращено. Это та железная дорога, по которой сегодня еще мог поставляться уголь на Украину», - отметил Иванушкин. Как пояснил министр, железнодорожный мост был расположен на украинской территории недалеко от Горска.
Помнится, что ЛНР практически сразу после подписания минских соглашений направила запрос на имя губернатора Луганской области Г. Москаля. В запросе шла речь об открытии транспортного сообщения. При этом пункты пропуска предлагалось определить украинской стороне. Однако ни ответа украинской стороны, ни каких-либо соответствующих запросу действий не последовало.
Украинская сторона продолжила блокировать движение на территорию ЛНР как пассажирского, так и грузового транспорта, в том числе с продовольствием и медикаментами. То же самое касается и железнодорожного сообщения.
Не лучше обстоят дела с финансированием. Напомним: важнейшим элементом блокады мятежного Донбасса стало прекращение бюджетных выплат.
Указ президента Порошенко, которым с территории Донбасса выводились абсолютно все государственные учреждения, от банков до тюрем, сразу, как только он был подписан в ноябре 2014 года, назвали «указом об экономической блокаде». Именно этот указ в сочетании с постановлением правительства Украины под названием «Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществления социальных выплат населению и предоставления финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей» фактически лишил пенсионеров Донбасса их пенсий, поскольку вынуждал их стать на регистрацию на украинской территории. Это означало, что они фактически должны были выехать из непризнанных республик: ведь возможности просто съездить за пенсией и вернуться, учитывая транспортную блокаду, у пенсионеров не было.
Действие именно этих распоряжений президента и Кабмина предполагалось ограничить прописанными в минских соглашениях пунктами о снятии блокады с Донбасса.
Однако социальные выплаты не возобновились. Напротив, с четвёртого марта 2015 года киевские власти прекратили финансирование ещё пятидесяти населённых пунктов, находящихся в прифронтовой зоне на украинской территории. В Авдеевке, в Дзержинске, в Светлодарске было официально прекращено бюджетное финансирование. Решение об этом было принято ещё в феврале, и вот в марте его воплотили в жизнь, оставив без зарплат, пенсий и социальной помощи более полусотни собственных городов.
В дополнение к этому в конце февраля Киев остановил газоснабжение непризнанных республик, ссылаясь на повреждения газопроводов. Никакого повреждения на деле, судя по всему, не было. При этом когда Российская Федерация направила поставляемый ею газ на пункты пропуска, находящиеся на территории непризнанных республик, украинская сторона в буквальным смысле закатила истерику. Совершенно необъяснимую: пункты пропуска были указаны в контрактах «Газпрома», а поскольку Киев продолжает называть территории непризнанных республик своими, то нет никаких нарушений в поставках газа на эту территорию. Тем более что руководство непризнанных республик рассматривает вариант самостоятельной оплаты этого газа [газ в объеме 10-12 млн. кубометров в сутки поставляется «Газпромом» до сих пор].
Между тем российский президент заявил, что отключение Киевом газа в мятежном регионе «попахивает геноцидом». Сходным образом он оценил киевскую аргументацию отказа от возобновления социальных выплат и пенсий под предлогом «они с нами воюют, ничего платить им не будут».
Создаётся впечатление, что, несмотря на очевидную алогичность подобных действий, невзирая на обязательства, взятые в рамках минских соглашений, Киев не намерен снимать блокаду с Донбасса.
* * *
Недавний категорический отказ киевских властей идти на контакт с лидерами ДНР и ЛНР и заявление, что диалог начнётся только после проведения на Донбассе выборов по украинским законам и только с теми, кто победит в результате этих выборов, лишают какого-либо смысла сам переговорный процесс.
Можно уверенно говорить о тенденции закрепления киевским режимом линии раздела между Донбассом и остальной Украиной. Вопреки риторике, украинские власти всё больше отдаляют от себя мятежные области. Враждебные указы и постановления, устанавливающие финансово-экономическую блокаду региона, не отменены. Транспортная блокада продолжается. Осуществляются попытки новых, дополнительных ограничений, как в случае с отключением газа.
Киев намеренно отталкивает ДНР и ЛНР и определённо работает на эскалацию конфликта. Игнорирование и саботаж минских соглашений, высокомерие и презрение по отношению к избранной власти непризнанных республик и к их населению, обречение жителей Донбасса на нищету и голод выглядят более чем красноречиво.
Социально-экономическая блокада в сочетании с гуманитарной изоляцией (Киев не пропускает на территории республик среди прочего и медикаменты) – явление того же порядка, что и не особенно скрываемая подготовка Киева к очередному витку боевых действий.
Заметим, что Комплекс мер по выполнению минских соглашений был включен в резолюцию Совбеза ООН, принятую 17 февраля. Пункт 8 Комплекса, в частности, гласит: «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины). В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов».
Воз и ныне там.
Впрочем, это относится и к пункту 4 Комплекса. В нем речь идет о том, что «не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.».
12 марта решение принято лишь на уровне СНОБУ.
* * *
Следовательно, с одной стороны, Киев подталкивает ДНР и ЛНР к построению функциональной государственности с присущими ей экономической, правовой и прочими системами. Непризнанные республики уже готовы перейти на прямые расчёты с Россией за получаемый газ, введена мультивалютная система (гривна, рубль, доллар). С другой стороны, Киев ищет мотивы срыва минских соглашений и возобновления активных боевых действий. Ведь саботаж обязательств ведёт к новым противоречиям между киевской властью и руководством республик. Конфликт даже в стадии «перемирия» продолжает и углубляться, и обостряться. И возникает устойчивое ощущение, что именно этого Киев и добивается.
Источник: Александр Гайдамак, «Одна Родина»