Петр Порошенко издал указ о чествовании памяти киевского князя Владимира Великого. В документе он назван «создателем средневекового европейского государства Руси-Украины». Хорошо известно, что чем более слабая и разрозненная нация, тем больше ей нужно новых псевдонаучных пропагандистских идей. Великий «ученый» Петр Порошенко превзошел по этой части самого Грушевского: у того государство основали все же Рюриковичи, а Владимиру была отведена роль Крестителя Руси.
* * *
Так вот, к сведению пана президента, Русью-Украиной страну не называли ни Рюрик, ни Владимир. Даже более осторожный термин «Киевская Русь» впервые появился в царской России в 19 веке (древнерусские князья и о таком формировании не говорили). И только в СССР он был официально принят в употребление.
До крещения это была страна с разными славянскими племенами и варягами. После крещения появился один народ. При этом не имеет особого значения славянское или варяжское его происхождение. Называется страна Русь, и все ее жители русские. Как во Франции, например, все французы. Даже те, кто недавно показал сотрудникам одного журнала «кузькину мать».
Затем появился термин «Малая Россия» (Малороссия), введенный Константинопольским патриархатом, в юрисдикции которого до 1686 года находилась та часть русского народа, которая жила в составе Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. Поляки эту землю называли своей окраиной (Украиной). То, что для поляков было Украина, для проживающего там русского народа оставалось Малой Россией.
Националисты говорят о бытовых, языковых и обрядно-социальных отличиях между малороссами и московитами, акцентируя на «нерусскости» последних. Однако отличия в русском народе были всегда - и до, и после крещения, но они никогда не воспринимались современниками как отличия этнические. Разве нет отличий между баварцами и саксонцами, к примеру? Но все они – немецкий народ.
После 1917 года термин Малороссия был выведен из историографического употребления и заменен на польский термин — Украина. По этому поводу следует заметить следующее. Можно долго спорить, в какой летописи впервые появился термин О(у)краина, но надо понимать что средневековый термин kraina как и okolie, okolica - это географический термин и применялся он не только к территории южной Руси. О(у)краин было много. Например, была еще Залесская Украина, т.е Северная Русь.
Некоторые считают, что географический термин украинец стал этнонимом отдельного от русских народа после Брестской унии 1596 года. Однако известны примеры сопротивления унии и возвращения к православию. Кроме того, уния не означала полного обращения в католицизм. Догматически униаты стали католиками, но по обряду остались православными. Тем самым память о православном (русском) прошлом сохранялась.
Существует мнение, что географический термин украинец стал этнонимом отдельного от русских народа за несколько веков в составе Польши, но это тоже неправильно — русские оставались русскими. В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III восстановил православную Киевскую Mитрополию, рукоположив новых епископов для Малой России (Малороссии).
Что касается Галичины, в 1586 году Антиохийский патриарх Иоаким ІV утвердил устав Львовского православного братства, которое получило статус ставропигии. Таких братств потом стало много. Когда же их вынудили в 1708 году принять унию, они все равно выступали за тесные культурные связи с Российским государством. Русофилов-униатов было немало. Неслучайно территория нынешней западной Украины со «столицей» во Львове именовалась поляками Русское воеводство. Видно, поляки отлично понимали, что речь идет не о мифических украинцах, а о русском народе.
Дальше начинается период Австро-Венгрии. Австрийцы в русофилах-униатах видели «сепаратистов, симпатизирующих России». Здесь с началом Первой мировой войны для русофилов-галичан была создана сеть концлагерей. В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. были казнены после первого отступления русской армии, в том числе около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к Православию и России. Талергоф — это первый концлагерь в Европе, где произошел геноцид русских.
Еще раньше, заглядывая вперед, австрийцы профинансировали создание нерусской истории украинцев. Так появился Грушевский с его «Историей Украины-Руси», что, в свою очередь, вызвало к жизни взгляды Драгоманова, Донцова и прочих «товарищей». Но произвести «украинскую идентичность» австрийцы не успели, поскольку в 1918 году империя рухнула. А более поздняя бандеровщина имела локальный характер.
* * *
После 1917 года термин Малая Россия (Малороссия) и производные от него слова были вытеснены из историографического употребления и заменены на термин Украина. Советская власть в рамках политики «коренизации» подхватила идеологическую концепцию Грушевского, у которого «украинцы» не географический термин, а этноним отдельного от русских народа. Система массового образования впервые «объяснила» русским, что они украинцы. Политика коренизации-украинизации была приостановлена Сталиным. Однако к тому времени термины «Киевская Русь» вместо Руси, и «украинец» вместо малоросс уже «укоренились».
Такие ключевые моменты в общерусской памяти, как Сталинградская битва, 9-е мая, полет Юрия Гагарина, 23 февраля частично нивелировали эффект политики коренизации частей русского народа. Поэтому полного распада единого русского народа в СССР не произошло.
Теперь, как видно, Порошенко со товарищи намерен довести этот процесс до конца. Получится ли у него?
Вот что пишет об этнической ситуации и коренных интересах граждан экс-премьер Николай Азаров в своей новой книге «Украина на перепутье». Ему «очень жаль, что в течение последнего года средства массовой информации Украины сознательно пропагандируют ненависть к России, ко всему русскому». «Для Украины, для украинского народа это просто губительно. Ненавидеть Россию – это прежде всего ненавидеть Украину, ненавидеть самих себя. Украине никогда не подняться без поддержки России. Не забудем, что в России живет украинцев больше, чем во всех западных областях Украины, вместе взятых, а на Украине русских людей проживает более 10 млн. человек, т. е. больше, чем население многих европейских стран. А громадное количество смешанных браков... Украина никогда не будет Украиной только для украинцев», – итожит Азаров.
* * *
Быть может, не вполне совпадает с научным подходом. Но, по существу, сказано правильно: ненависть к России – это ненависть к самому себе. Должно быть, сильно развит комплекс неполноценности у Порошенко, если он так сильно ненавидит самого себя.
Источник: Виталий Шиленко, «Империя»