«Санкционные списки» Евросоюза начинают напоминать «черные списки» времен Гражданской войны
Все-таки поразительно, какая огромная польза для миропознания заложена в русской и советской литературе. Спасибо классикам. По ним можно мерить не только прошлое, но настоящее и будущее. Вот свежий пример. Поизучайте внимательно в Официальном электронном журнале документов Европейского совета новый «черный список» ЕС от 16 февраля и формулировки причин включения в него дополнительных «евролишенцев» из России, ДНР и ЛНР. Они оставляют впечатление чего-то уже виденного давно. Мне вот вспомнилось, где именно.
Кто читал «Тихий Дон» Шолохова, может, припомнит, как мучился над списками казаков, подлежащих аресту и передаче вешенской ЧК Мишка Кошевой. Список этот в книге третьей романа приведен полностью. Ознакомьтесь, кто не верит. Имен не привожу, вот формулировки: «..пущал пропаганды против Советской власти…», «…член войскового круга», «церковный титор. Возмутитель народа и контра революции», «надевал погоны. Орал на улицах против власти», «подъесаул, настроенный против».
А вот из Официального списка ЕС от 16-го февраля. Без купюр и исправлений, с сохранением орфографии и канцеляризмов:
- Iosif (Joseph) Davydovich KOBZON (Иосиф Дaвыдович Кобзон). Член Государственной думы. Посещал так называемую «Донецкую народную республику» и во время визитов делал заявления в поддержку сепаратистов. Был назначен Почетным консулом так называемой «Донецкой народной республики» в Российской федерации…
- Olga BESEDINA (Ольга Игорева БЕСЕДИНА). Так называемый «Министр экономического развития и торговли», так называемой «Луганской народной республики». Приняв на себя и действуя в этой должности она, таким образом, активно поддерживает действия и политику, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины…
Дальше - под копирку – с такими же формулировками, касающимися еще нескольких министров ДНР и ЛНР.
Вот любопытно, кто-нибудь может найти сильно принципиальные различия между шолоховскими «пущал пропаганды», «подъесаул, настроенный против» и так далее и страшными евробюрократическими обвинениями «во время визитов делал заявления в поддержку сепаратистов», «был назначен Почетным консулом»? А ведь «список Кошевого» тоже не выдумка, Михаил Шолохов видел его сам на Дону. Только имена заменил. Но составлялся-то он почти сто лет назад в стране, раздираемой невиданной Гражданской войной.
Так что Мишку Кошевого с его незатейливым умом все-таки можно понять. Можно даже хоть как-то, с натяжкой, объяснить включение в последние списки ЕС офицеров Министерства обороны России, командиров повстанческих батальонов Донецка и Донбасса и самих этих батальонов. Все же это люди военные, и занимаются военными делами. Правда, в списке никак не объясняется, как именно они подрывают молодую киевскую «майданную демократию». И никакими фактами не подтверждается, что, скажем, «Anatoly Ivanovich ANTONOV (Анатолий Иванович Антонов), заместитель министра обороны, в этой должности, вовлечен в поддержку развертывания российских войск на Украине». Видимо, в это приказано просто верить.
По схожести формулировок и смысла обвинений видно: нечто очень серьезное сместилось в ЕС во времени и пространстве. Это «воспоминания о будущем» или «деградация вперед»?
Жаль, что мы не публикуем полностью обвинительные приложения ЕС к антироссийским санкциям. Занятное чтение. У любого нормального человека сразу же возникает естественный вопрос: а это все составляют люди серьезные и трезвые, или уже впавшие в состояние сильной интоксикации и оглушения? Несколько оправдывает Брюссель то, что списки, как таковые, составляют, конечно, не евробюрократы. Они, вероятно, даже не покажут вам на карте Донецк или Луганск, и уж точно не произнесут фамилию «реципиента». Все это составляется и передается «майданной» киевской компанией. Но зачем же тиражировать глупость?
Интересно, в какую нишу ЕС загнал бы американских «отцов-основателей» и авторов конституции, если бы ему пришлось делать это сегодня? Они ведь напрямую пытались «разрушить территориальную целостность» Британской империи. И «пущали пропаганды» против британской короны. А НАТО в девяностых годах прошлого века «активно поддерживало действия и политику, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость» Югославии. Причем так активно, что вся страна была разодрана на части. Были какие-то санкции? Кто-то кричал о полном крахе ялтинской или потсдамской послевоенной системы устройства мира? А ведь они тогда и обрушились.
Новые экономические санкции Евросоюз вводить против России боится. В одной только сельскохозяйственной отрасли российские ответные антисанкции уже нанесли ему ущерб в 21 миллиард евро. Данные привел министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо. Но это очень скромные подсчеты. Сюда никак не хотят включать косвенные потери. Например, резкое сокращение спроса на европейские товары по причине падения курса доллара к евро и удорожание продукции. Россияне из-за резкого роста цен просто стали меньше покупать импортных продуктов и товаров. Счет потерь здесь идет на сотни миллионов рублей, неполученных доходов от продаж.
Вот еще Индия решила отказаться от закупок 126 французских истребителей «Рафаль». Французы твердят, что дело чисто техническое, проблемы тут с контрактом, и никакого влияния на это антироссийские санкции и нехорошее поведение Парижа с доставкой России вертолетоносцев «Мистраль» не имеет. А не имеет ли? Индийцы в частном порядке говорят, что имеет, и еще какое. Газеты Дели сообщают, что Индия может закупить вместо французских российские самолеты. Российский Су-30МКИ стоит почти в два раза дешевле, чем «Рафаль». На 12 миллиардов долларов, которые Индия планировала потратить на 126 французских самолетов, можно купить 255 новейших истребителей «Теджас» совместного индийского и российского производства, или почти столько же - МиГ-29К или МиГ-30 российского производства. В этом случае удастся сэкономить на логистике, тренировке летчиков и обслуживании. Индийская компания «ХЭЛ» уже производит Су-30МКИ по лицензии. Потеря всего контракта обойдется Франции в 20 миллиардов долларов.
Надо бы обратить внимание на то, что ЕС нигде в официальных документах санкции против России санкциями не называет. Они везде проходят как «restrictive measures», то есть «ограничительные меры».
Европейские юристы хорошо понимают, что если называть вещи своими именами, то с «санкциями» могут возникнуть серьезные проблемы. Вводить такие коллективные карательные меры против целого государства имеет право только ООН.
Последний раунд европейских ограничений, особенно после минских договоренностей 11 февраля - это нечто вроде «булавочного укола», на всякий случай. Чтобы не нервничали в Вашингтоне. Новые европейские санкции – это ведь всего лишь запреты личного плана. Никакого ущерба, никому, кроме, разве что Иосифу Давыдовичу, который теперь не сможет поехать лечиться от тяжелой болезни в Европу - вот ведь тоже какая подлость! - они не нанесут. В них почти все – символика. Если пан Порошенко все же сорвет последние минские соглашения - а, к сожалению, Киев все круче поворачивается в сторону их срыва - даже тогда выбор у Европы будет очень сильно ограничен.
Во-первых, мнения о необходимости введения новых экономических санкций в Европе уже не просто расходятся. Они почти диаметрально противоположны между Севером и Югом. Для того, чтобы понять, что реально происходит вокруг санкций, хорошо бы выбросить из санкционного эквилибриума «за»-«против» такие малозначащие величины, как Прибалтика, или даже Польша. При всей ярко выраженной русофобии совсем не они заказывают музыку в ЕС. Ведь нельзя же, право, всерьез считать «локомотивом ограничений» против России, скажем, литовского президента Далю Грибаускайте. «Красная Даля» - это, вообще, феномен внутри ЕС.
Злые языки даже говорят, что у нее все чаше проявляются классические симптомы «истерического расстройства личности». В психиатрии это выражается в неиссякаемой потребности в получении внимания, неустойчивой самооценке вплоть до мегаломании, переоценке значимости пола и наигранном поведении. Те, кто наблюдал за поведением «Красной Дали» - так называется книга о ее карьере, вышедшая недавно в Литве и вызвавшая ярость сторонников Грибаускайте - на саммитах ЕС уже давно подметили, как настойчиво она «лезет» в кадр с Ангелой Меркель и другими «взрослыми» членами Евросоюза.
В упомянутой выше книге о бывшей убежденной комсомолке, а потом коммунистке, дочке сотрудника НКВД, преподавательнице Вильнюсской высшей партийной школы и Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве сказано довольно много нехорошего. И вывод удручающий. Получается, что она ненавидит все комсомольское, коммунистическое и русское с той особой ненавистью, которая, как выражался один мудрый англичанин, «во все времена и у всех народов свойственна только отступникам». Издание было быстро переведено на английский язык – «Red Dalia», соответственно - и раскидано по ячейкам каждому из 751 членов Европарламента в Страсбурге.
Так вот, если немного отчистить от заусенцев «pro» и «contra» санкционные ряды членов ЕС, то «против» в ЕС останется примерно столько же членов, сколько и «за», с тяготением бизнеса многих стран ко второму лагерю.
О каких новых экономических санкциях и «изоляции России» можно говорить, когда 17 февраля Владимир Путин провел переговоры с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном и президентом Яношем Адером? А по итогам визита подписаны пять совместных документов, в том числе - о дальнейшем сотрудничестве в области поставок газа, научных обменов, об открытии генконсульства Венгрии в Казани, а также соглашение о подготовке персонала для обслуживания атомных электростанций. Да и многие другие документы.
В Австрии, Венгрии, Италии, Греции, Испании о новых санкциях слышать уже никто не хочет. В Чехии президент страны Милош Земан так активно выступает против санкций и антироссийского «помешательства» ЕС, НАТО и США, что в Европе и за океаном его уже называют чуть ли не пророссийским элементом внутри Евросоюза. Он считает, что на Украине идет никакая не «антитеррористическая операция», а типичная «гражданская война», экономические санкции против Москвы называет «неэффективными» и «глупыми», а всю возню ЕС и НАТО вокруг России - неким подобием «гриппа», который неизбежно закончится, когда отомрет «антироссийский вирус». А это, говорит, Земан, дело сезонное.
Сезонные соображения, кстати сказать, тоже не могут не влиять на санкции. К Европе уже вплотную приблизилась весна, и фермерам надо решать, сколько и чего надо сажать, сколько и кого надо выкармливать. Объемы поставок сельскохозяйственной продукции стран ЕС в Россию колебались в диапазоне 15 до 70 процентов, в зависимости от видов продовольствия, овощей или фруктов. После контрсанкций России многие хозяйства либо оказались вообще на грани разорения, либо вынуждены сокращать производство до уровня простого выживания. И сейчас ни у кого нет уверенности в том, что европейские фермеры согласятся пережить еще один разорительный год антирусских санкций. А ради чего и кого? Ради Порошенко и компании?
Даже в Германии уже происходят опасные для Ангелы Меркель политические тектонические процессы. Самый последний «тревожный звонок» прозвучал из Гамбурга. Впервые за послевоенные годы меркелевские христианские демократы отдали на прошедших только что выборах крупнейший портовый город Германии социал-демократам. Теперь именно СДПГ будет формировать его земельное правительство.
Во Франции уже готовится к следующим президентским выборам 2017 года бывший президент страны Николя Саркози. Он считает, что без России никакой стабильности в Европе не будет, игры в санкции и манипуляции вокруг Украины уже пора прекратить и начать серьезный разговор с В. Путиным о европейской стабильности.
Во-вторых, санкционный инструментарий Старого Света сильно ограничен. Сильнее, чем кому-то это может показаться.
Здесь было бы наивно думать, что ЕС совсем не заметил январского заявления Дмитрия Медведева. На правительственном совещании он сказал следующее: «В очередной раз начали рассуждать по поводу ограничения по системе сопровождения платежей, так называемому «свифту». Поживем-увидим, что будет происходить. Конечно, в случае принятия таких решений хотел бы отметить, что наша экономическая реакция и вообще всякая другая реакция будет без ограничений».
В просторечье это звучало бы так: «Попробуйте перекрыть «СВИФТ», и мы отмерим вам по полной». Европу, надо заметить, уже тревожит на первый взгляд вялая реакция Кремля на постепенное завинчивание европейских санкционных гаек. Ведь, после того как в августе прошлого года правительство России постановило запретить импорт многих продовольственных товаров из стран, поддерживающих санкции - США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии – никаких новых контрограничений не было. А ведь у Москвы - и Д. Медведев не раз на это намекал - есть большой номенклатурный список товаров, без которых страна может сносно продержаться год-два. Например, она может запретить или ограничить импорт автомашин и автопродукции от шин до автокосметики, вин, крепких спиртных напитков, пива, химии, парфюмерии, одежды. А Европа долго сможет это выдерживать? Вряд ли. В конце концов, если плохое дойдет до худшего, то есть еще и газовое, лесное, горнорудное и другое сырьевое оружие. Когда дойдет до экономической войны, то придется воевать всерьез.
Европейцы, конечно, не прочь принять в НАТО и ЕС Украину. И даже Грузию. Но, похоже, сейчас они не вполне уверены, нужно ли это и стоит ли вообще из-за Киева Порошенко и Грузии ссориться с Москвой. НАТО и так уже вплотную подступило к ее границам.
Можно, конечно, сколько угодно рассуждать о трансатлантической солидарности. Конечно, она есть, и ЕС никогда не отступится от союзнических отношений с Вашингтоном. И никакого особого раскола в отношениях с США там не будет. Но отсутствие раскола и наличие недовольства в отношении своих неотесанных американских кузенов – это совсем не две взаимоисключающие вещи. В Европе никогда не любили, когда американцы начинали впадать в неистовство дипломатической агрессии и портить всю европейскую картину.
В Старом Свете все-таки привыкли действовать осторожно, тихо, без шума. И сейчас понимают, что Барак Обама стоит уже в одном шаге от дипломатического неистовства до неистовства военного.
Европа сейчас находится в очень сложном положении. В Америке в следующем году выборы. И европейских коллег администрации «друга Барака» все больше беспокоит вопрос: уйдет ли нобелевский лауреат более или менее спокойно, или попытается еще чем-то «необычным», кроме разодранных в клочья Ирака, Ливии, Сирии, Йемена и Афганистана, оставить о себе памятку в истории. На беду Большой Европы, кажется, что просто уходить Бараку Обаме не хочется. Союзников по НАТО американцы пытаются в самом буквальном смысле слова замазать своими неудачами и заставить действовать против России, которая не захотела иметь у себя под боком еще одно марионеточное натовское – вашингтонское - правительство. В Вашингтоне искренне не понимают, почему Москва не согласна на такую вроде бы элементарную вещь.
По большому счету, изучая последние санкции Евросоюза против России, не устаешь удивляться, какие умопомрачительные коленца выкидывает история. Октябрьскую революцию 1917 года на Западе, в Белой армии, а потом в либеральных кругах неизменно называли и называют «большевистским переворотом». Чистой воды рейдерский захват власти в целом государстве Украина 22 февраля 2014 года, «майданный» военный переворот в Киеве с помощью и на деньги США, именуют «киевской революцией». И в Брюсселе составляют списки так сильно похожие на списки для вешенской ЧК…
Мы – ЕС и Россия - словно местами поменялись и оказались сейчас на ленте Мебиуса. Вроде плоскость одна, но пространство так искривлено, что все мы по отношению друг другу оказываемся вверх ногами и никак не сойдемся в одной точке. Жаль.
Источник: Андрей Федяшин, «Столетие»