«ДАВИТЬ И ДОБИВАТЬСЯ»: МИНСК-2, БРЮССЕЛЬ, НЬЮ-ЙОРК


18.02.2015 16:45

Минские переговоры были тяжёлыми. Это, наверное, единственный пункт, в котором сошлись все участники мероприятия: и Порошенко, и Путин, и лидеры Франции и Германии. Для президента Украины Порошенко переговоры были тяжёлыми настолько, что практически сразу после них он отправился выступать перед лидерами Совета ЕС. Само собой, выступление было посвящено итогам затяжной встрече в Минске. 

 

В изложении Порошенко получилось, что главное для Украины и Евросоюза после Минска-2 – это «давить и добиваться». Давить, чтобы все стороны выполняли минские соглашения, а добиваться прекращения огня, освобождения всех заложников, вывода всех иностранных войск и наёмников с территории Украины. 

 

При этом украинский президент прошедшие переговоры воспринимал исключительно как повод «давить». Не преминул упомянуть, что первый вариант минских соглашений «ответственно» выполняла только Украина – «в отличие от другой стороны». Если вспомнить о том, что режим прекращения огня после Минска-1 первыми нарушили ВСУ, то становится ясно, каким образом Порошенко перешёл от «переговоров» и «соглашений» к идее «давить». 

 

Порошенко не говорил о том, что нарушения минских соглашений Россией или непризнанными республиками повлекут реакцию Запада. Он заявил, что любые нарушения «меморандума» повлекут «мероприятия» со стороны Запада. Значит, следует ожидать, что вслед за тем, как Киев нарушит какое-либо из условий, оговоренных или подписанных в Минске, США и ЕС немедленно наложат дополнительные санкции на Россию?

 

В Брюсселе Порошенко фактически прямо заявил о намерении не выполнять в полной мере пункт минских соглашений об амнистии участникам конфликта. О том, что «до мира далеко», он также говорил, выступая перед Нацгвардией. В свою очередь, министр иностранных дел Украины дал понять, что не только о полной амнистии, но и об изменениях в конституцию (11-й пункт соглашений) речь не идёт: «Украина не брала на себя таких обязательств». Очевидно, нюансы и детали текста Киев волнуют мало – по указанной выше причине.

 

Не зря Порошенко отметил и «истинно партнёрские отношения» с Евросоюзом. Фактически сразу по возвращении домой и Меркель, и Олланд принялись демонстрировать неуважение к самой идее сотрудничества с третьим гарантом минских соглашений – Россией. Так, Олланд заявил, что по-прежнему не намерен передавать России оплаченные «Мистрали», поскольку Россия «не создала условий для выполнения минских соглашений». Меркель решила не отставать от Олланда. В Брюсселе она заявила, что принятые Евросоюзом санкции вступят в силу, как и планировалось, 16 февраля. Кроме того, канцлер Германии попросила Европейскую комиссию подготовить… дополнительный пакет санкций против России – на тот случай, если режим прекращения огня на Донбассе не будет соблюдаться. 

Думается, излишне добавлять, что о готовности ввести дополнительные санкции против РФ незамедлительно сообщили и США устами Джен Псаки. Подключился к антироссийскому многоголосию и генсек НАТО Столтенберг, заявивший, что как раз во время минских переговоров на Донбасс заехали пятьдесят новых российских танков. Ровно пятьдесят. Вопрос предъявления доказательств генсек обошёл, заявив, что информацию о «российском присутствии» он черпает из «документальных свидетельств разведки», а также из «сообщений неправительственных организаций». 

 

Неудивительно, что при таком фоне Порошенко упорно и заранее приучает аудиторию к мысли о том, что именно РФ будет ответственна за срыв договорённостей. Этой цели служила, в частности, открытая ложь о предстоящем освобождении Савченко. 

Украинская сторона как бы вдогонку к оговоркам по амнистии и конституционной реформе 16 февраля заявила о неготовности к отведению тяжёлых вооружений от границы с ЛНР и ДНР по причине несоблюдения режима прекращения огня. На фоне обстрела ВСУ донецкого аэропорта это можно считать прямым заявлением об отказе от минских соглашений. 

 

Представитель ДНР на минских переговорах Д. Пушилин призвал Германию и Францию обратить внимание на нарушение Киевом перемирия (в частности, по аэропорту). Однако есть большие сомнения, что внимание будет обращено. Дело в том, что 16 февраля Евросоюз заявил о введении новых санкций, которые иначе как демонстративными не назовёшь. Под новые санкции попали командиры с позывными Гиви, Моторола, а также Павел Дрёмов, должностные лица ДНР и ЛНР. И российские замминистры обороны Анатолий Антонов, Аркадий Бахин, заместитель главы Генштаба РФ Андрей Картаполов, депутат Госдумы Валерий Рашкин … певец Иосиф Кобзон. 

 

Что ж, это яркое свидетельство того, насколько серьёзно ЕС относится к «мирному процессу». Столь недружественный (сколь и бессмысленный) демарш спустя несколько дней после переговоров не менее красноречив, чем заявления и действия Киева. 

Брюссельская история с «давить и добиваться» нашла свое продолжение при принятии резолюции Совета безопасности ООН. Совет безопасности после четырёх дней напряженных переговоров 17 февраля принял инициированную Россией резолюцию в поддержку минских договоренностей по урегулированию конфликта на востоке Украины. Резолюция занимает менее одной страницы, но к ней прилагается полный текст достигнутых в белорусской столице соглашений – Комплекса мер по выполнению минских договоренностей контактной группы по Украине в составе ОБСЕ, России, Украины и представителей провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, а также декларации лидеров "нормандской четверки".

 

Постоянный представитель Соединенного Королевства Майкл Лайалл Грант и постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр, проголосовав за резолюцию, в прениях призывали сохранять давление на РФ до полного выполнения минских договоренностей. В привычном антироссийском русле выступили также представители Литвы и Украины. Однако принятие резолюции Совбеза ООН стало неким рубежом, когда на словах ответственность за урегулирование кризиса западными странами и Киевом возлагается главным образом на Россию, а документ позволяет положить начало, как отметил представитель РФ Виталий Чуркин, «более гармоничной, чем раньше, работе Совета безопасности по проблеме украинского кризиса». Для Украины, видимо, утешением стало только то, что озвучил заместитель главы администрации украинского президента Валерий Чалый: «Эта резолюция точно не является российским предложением, это совместное предложение».

А «давить и добиваться» приобретает иной смысл…

Источник: Александр Гайдамак, «Одна Родина»

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/136110/
© 2006-2008, komitet.net.ua