Украинский кризис и донбасская трагедия — это не локальные конфликты. Они, по замыслу их инициаторов и организаторов, как и конфликты в Югославии, Афганистане, Ливии, Сирии являются инструментом достижения глобальных стратегических целей. Явные и скрытые действия Вашингтона и Брюсселя по их достижению уже стоили десятков тысяч смертей, сотен тысяч беженцев, миллионов сломанных судеб, и не только на Украине. Этот вывод лучше всего подтверждается после ознакомления со «Стратегией национальной безопасности США 2015».
В Стратегии указано: «Укрепление экономического могущества Америки является основой нашей национальной безопасности и важнейшим источником нашего влияния за рубежом… Мы продолжаем задавать темп развитию науки, технологий и инноваций в глобальной экономике». Дается ответ в Стратегии и на вопрос — как обеспечить американскую «исключительность», являющуюся для правящей элиты Америки первостепенной и неоспоримой ценностью: «Успешная стратегия обеспечения безопасности американского народа и продвижения интересов нашей национальной безопасности должна начинаться с одной неоспоримой истины — Америка должна быть лидером».
Лидировать же Америка собирается исключительно «с позиции силы… Действуя в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП), мы устанавливаем самые строгие стандарты для защиты прав трудящихся и охраны окружающей среды и в то же время устраняем барьеры, препятствующие американскому экспорту, и ставим Соединенные Штаты в самый центр зоны свободной торговли, охватывающей две трети мировой экономики. Мы ставим перед собой цель воспользоваться таким положением, нашими высококвалифицированными трудовыми ресурсами, строгими нормами права, а также изобилием недорогих энергоресурсов для превращения Америки в предпочтительную производственную платформу и в самое привлекательное место для инвестиций».
Если и когда партнерства начнут работать, Америка станет лидирующей и доминирующей силой в открытой внутри, но закрытой для других участников мирового сообщества зоне, на которую будет приходиться порядка одной пятой населения Земли, практически три пятых ВВП и объема мировой торговли и более 85% капитализации инвестиционных и финансовых рынков.
Создание этих партнерств стало главной геостратегической целью правящих элит в Вашингтоне и частично в Европе, странах Британского Содружества, Японии и Южной Кореи. Однако первую скрипку, без сомнений, играют американские транснациональные корпорации и нынешняя администрация Обамы вместе с евробюрократами в Брюсселе. Характерно, что документы по созданию ТТИП в Брюсселе разрабатывали те же люди, во главе с тогдашним комиссаром ЕС по торговле К. де Гюхтом, которые начали и осуществляли переговорный процесс по вступлению в ЕС Украины еще во времена В. Януковича. Работа по созданию ТТИП началась еще в 2011 г. К началу 2013 г. были подготовлены все принципиальные документы для перевода вопроса в практическую плоскость. Их оставалось только подписать руководителям США и стран, входящих в ЕС. И тут возникли непредвиденные сложности.
В современном мире мало что тайное рано или поздно не становится явным. В позапрошлом году черновики секретно подготовленных документов попали в газеты, и разразился грандиозный скандал. Выяснилось, что ТТИП преследует несколько целей. Первая — полностью убрать различного рода таможенные тарифы и квотирование, которые худо-бедно защищали экономику отдельных, прежде всего европейских, стран. Вторая — унифицировать различного рода национальные нормы и правила. В частности, ТТИП предусматривает ликвидацию норм большинства европейских стран, ограничивающих добычу «сланцевых» нефти и газа из-за непоправимого ущерба окружающей среде. Предусматривается отмена европейского запрета на генно-модифицированные продукты и продукты, выращенные с использование различного рода вредных удобрений, и т.п.
Третья — унифицировать законодательство по обе стороны океана в отношении так называемых больших и персональных данных на американских принципах. Эти принципы, по сути, разрешают все. Наконец, четвертая цель — создать специальные трибуналы. Они будут рассматривать споры корпораций и государств со стороны государств в отношении ограничений на инвестиции и свободное передвижение товаров, услуг и капиталов. По сути, впервые государства и корпорации уравниваются в правах и возможностях. При этом несложно заранее сказать, что в подавляющем большинстве случаев будут правы корпорации, и, прежде всего, самые сильные из них — американские банки и корпорации.
Естественно, против этих норм выступили широкая общественность, малый и средний бизнес. Дополнительные проблемы глобализаторам создал Э. Сноуден со своими разоблачениями постоянной слежки АНБ за главами правительств крупнейших европейских стран и тотального контроля над глобальной финансовой системой и системой коммуникаций мировой торговли. Под воздействием общественного мнения и разоблачений Сноудена правящие политические круги европейских стран в значительной мере поменяли свое отношение к ТТИП и отложили его подписание, намеченное на 2014 г.
В этих условиях вашингтонской администрации и евробюрократам из Брюсселя необходимо было предпринять экстраординарные действия, чтобы загнать Европу и особенно ее суверенные, экономически мощные страны в «стойло» ТТИП. С осени прошлого года произошла резкая активизация официальных, латентных и частных разведывательных структур и сетей давления на Украине, были задействованы подготавливаемые долгие годы различные политические фигуры и деструктивные радикальные экстремистские группы. В итоге в результате целенаправленного разрушительного использования извне реальных внутриукраинских противоречий началась эскалация украинской трагедии.
Прежде всего, Вашингтоном был назначен новый главный враг, борьба с которым должна была сплотить трансатлантическое сообщество. Таким врагом был определен геостратегический субъект, не только препятствующий глобальным планам США, но и повышающий степень свободы и самостоятельности европейских стран. Еще до начала активной фазы украинского кризиса Россия была объявлена главным врагом Запада. Официально об этом впервые написано в Стратегии: «Наши сложные времена наглядно продемонстрировали силу и значимость незаменимого американского лидерства в мире. Мы мобилизовали и возглавили международные усилия по наказанию России и противодействию ее агрессии, по ослаблению, а в конечном счете и по уничтожению ИГИЛ, по искоренению вируса Эбола, по прекращению распространения материалов для изготовления ядерного оружия, по переходу к новому этапу в глобальной борьбе за снижение углеродных выброcов».
В контексте украинского кризиса, созданного и поддерживаемого Вашингтоном и Брюсселем, американцам удалось, несмотря на миллионные демонстрации в Европе, изменить позицию ведущих европейских лидеров к ТТИП. В конце прошлого года А. Меркель, Д. Кэмерон, Ф. Олланд выступили в поддержку партнерства и выразили желание завершить подготовительную работу и в 2015 г. подписать учредительные документы ТТИП. Однако благодаря взвешенной, спокойной, не поддающейся не только на угрозы, но и тщательно спланированные провокации, позиции России вопрос о формах сотрудничества в Европе и в мире не снят с повестки дня. Чрезвычайно важный, но не замеченный должным образом аналитиками, пункт Декларации «нормандской четверки», подписанной в Минске, гласит: «Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ».
Источник: Елена Варина, «Империя»