Заявление главы МИДа Германии Франка Вальтера Штайнмайера: «Если на Украине не будет найдено политическое решение, то ФРГ оставляет за собой право решительно выступить против украинского руководства, вплоть до принятия санкций» (РИА «Новости») цитируется в прессе не очень широко, хотя оно проясняет ожидания от саммита «Минск-2» его инициаторов.
«Бескомпромиссная», по словам того же Штайнмайера, политика киевской хунты, что называется, уже достала до печёнок Германию, и стала причиной московского вояжа Меркель и Олланда. Такая позиция Евросоюза была принята Путиным положительно, и началась скоропалительная подготовка «Минска-2». Сегодня, после его окончания, можно сказать, что он почти провалился. «Почти» заключается в том, что, возможно, удастся достичь прекращения огня, и перемирия на какой-то срок.
Встреча лидеров такого уровня не могла закончиться без подписания какого-нибудь документа, и подписали то, что возможно было подписать, новый Минский протокол, который, в принципе, повторяет старый. Только он более детализирован и поэтому ещё более не осуществим для Киева. Игорь Плотницкий (ЛНР) сказал по этому поводу, что киевской власти придётся меняться, чтобы приступить к выполнению новых минских договорённостей, но «мы не можем не дать Украине шанс». Не надо строить иллюзий: бандеровская власть неспособна воспользоваться этим шансом…
Поведение Порошенко в Минске осталось «бескомпромиссным», и этим мы обязаны, видимо, Вашингтону (Порошенко постоянно отлучался с переговоров, наверное, делал «звонок другу»), так вице-президент США Байден, куратор Киева, высказал своё отношение к московской инициативе Евросоюза. Его сотрудница на Мюнхенской конференции Виктория Нуланд откровенно назвала эту инициативу «московской чепухой» Меркель.
В результате «Минск-2» «завис» между миром и войной. Его гарант — «нормандская четвёрка» не подписала даже Декларацию, с общими благостными фразами! Ограничились устным одобрением, и указал на это Путин… Скорее всего, он и отказался её подписывать. Помнится, его представитель Лукин при историческом подписании отречения Януковича, гарантами которого так же выступали официальные лица Германии и Франции, не подписал этот документ…
Это плохой признак, похоже, Меркель не сдержала данных в Москве обещаний, или их сорвал Вашингтон. Сама инициатор Минской встречи сказала после её окончания «всего лишь о проблеске надежды». Это и есть «почти ничего».
Действительно, миротворческий контингент, о котором столько говорилось, даже не упомянут в итоговых документах. Никакой новизны в новом протоколе Контактной группы нет. Путин отметил, что главное достижение переговоров — договорённость о прекращении огня и отводе тяжёлых вооружений от линии соприкосновения сторон. Точнее всех о сути минских договорённостей сказал Александр Захарченко (ДНР), что это последний Меморандум, на этом всякое доверие к киевской власти закончится, другими словами, он не верит в «Минск-2»…
Захарченко можно понять: «Минск-2» с момента его подписания заминирован Дебальцевским котлом. Порошенко его отрицает, и можно предположить, будет отрицать и дальше. Если не удастся разминировать эту мину, как-то разоружить окружённые войска хунты и вывести из Дебальцева, она может взорвать «Минск-2».
Только Путин упомянул о проблеме Дебальцевского котла, заметил, что Порошенко считает, что его нет, и поручил привлечь экспертов к оценке ситуации в районе Дебальцево. До времени прекращения огня, по подписанному Протоколу, ещё много времени, и трудно сказать, чем закончатся бои под Дебальцево: они всё ожесточённее.
По информации заместителя командующего ДНР Эдуарда Басурина, ж/д инфраструктура Дебальцева заминирована хунтой, что она, конечно, отрицает. Если эта инфраструктура будет взорвана, да ещё с остатками ВСУ, — это станет новой грандиозной провокацией, под которую можно развязать что угодно… Нетрудно угадать, кого обвинят в этом взрыве наши западные коллеги…
Взорвётся Дебальцевская мина, или её удастся разминировать? — сегодня это главный вопрос, от решения которого зависит достижение прекращения огня и всё остальное.
«Всё остальное» — это процесс перемирия, который может растянуться, в принципе, до конца 2015 года, когда должна быть принята новая Конституция Украины, учитывающая особый статус Донбасса. В это трудно поверить, но сам этот процесс, весьма значительный по времени, многие эксперты считают выигрышным для России.
…Возможно, самое главное достижение «Минска-2» осталось в Москве, какие-то устные договорённости между Путиным и Меркель, достигнутые в ходе переговоров «с глазу на глаз»…
Источник: Виктор Каменев, «Военное Обозрение»
Комитет