Резкий скачок дипломатической активности западных официальных лиц на фоне успехов вооружённых сил Новороссии уже стал традицией. Так было в августе-сентябре 2014 года, так произошло в феврале 2015-го. На Западе упорно «не замечали» сотни гибнущих на Донбассе мирных жителей, когда украинская армия, нарушая перемирие, шла в наступление и огнём тяжёлой артиллерии сравнивала с землёй города и посёлки, но едва возникала угроза уничтожения крупных сил карателей, как по всем дипломатическим, политическим, экономическим каналам начиналось давление на Россию с требованием немедленно принудить ДНР и ЛНР к миру.
***
Очередной приступ миротворчества приключился у западных политиков к моменту окончательного освобождения от карателей аэропорта Донецка, откуда велись обстрелы жилых кварталов столицы ДНР, и возникновения «дебальцевского котла», где, по некоторым данным, «варятся» несколько сотен наёмников из стран-членов НАТО. Да и захваченные в аэропорту трофеи говорят о том, что значительную часть группировки карателей, удерживавших воздушную гавань Донбасса, составляли граждане Польши, США, Франции и других европейских государств.
Первыми тревогу забили американцы, направив в Киев Джона Керри и пригрозив России новыми санкциями, если на переговорах в Минске не будет достигнуто никакого соглашения. Перед угрозой разгрома украинских карателей в Вашингтоне выступили за начало поставок Украине летальных вооружений вопреки настороженному отношению к этому шагу со стороны европейцев. Впрочем, не всех, ибо самые преданные союзники Штатов, британцы, готовы пойти по тому же пути. Как и страны Прибалтики, и Польша, которых старая Европа считает пятой колонной США.
Воинственный дух американцев несколько озаботил Европу, поскольку появление в украинских войсках обещанных им из-за океана переносных противотанковых ракетных комплексов «Джавелин», способных бороться с бронетехникой и с вертолётами, может осложнить жизнь не только ополченцам Донбасса, но и европейским странам. Украина всегда славилась сребролюбием своих военных, и вряд ли пройдёт много времени между прибытием комплексов на Украину и появлением их в руках у радикальных исламистов, которые, орудуя в Европе, грозят не ограничиться расправой с журналистами парижского еженедельника. Тем более что «Правый сектор» связывают с исламистами давние партнёрские отношения (об этом мы ещё расскажем).
Разногласия, относящиеся к поставкам вооружений, вовсе не говорят о расколе между Вашингтоном и европейскими столицами в вопросе о поддержке киевского режима. В стратегическом плане Запад един, различаются лишь средства достижения цели и распределение ролей в переговорах с Москвой. Если Вашингтон шантажирует и требует, то совершившие путешествия в Киев, Москву и Минск Ангела Меркель и Франсуа Олланд просто уговаривают. И тактика европейцев оказывается успешнее.
Для чего нужны были переговоры Киеву, Пётр Порошенко никогда не скрывал: ради перевооружения украинской армии и восполнения потерь, полученных в боях. Предыдущее перемирие было официально разорвано именно украинской стороной, к тому же оно не соблюдалось ею после подписания прошлогоднего Минского меморандума ни одного дня. И слова Игоря Плотницкого «Мы дадим этот шанс Украине, чтобы в стране изменили конституцию... Будет меняться сама страна и люди тоже» - это, скорее, пожелание, чем уверенность. Не зря его коллега из Донецка Александр Захарченко объявил, что в случае нарушения украинской стороной подписанных в Минске договорённостей «новых меморандумов не будет». Их действительно не будет.
О том, что «жёсткая» Америка (вместе с Великобританией) и «мягкая» континентальная Европа выступают в украинском вопросе заодно, говорит многое. Уже после прибытия в Киев из Минска, Порошенко обсудил с британским премьером заключённые договорённости и скоординировал с Лондоном свои дальнейшие действия. При этом Дэвид Кэмерон с апломбом школьного учителя поставил вопрос об отмене антироссийских санкций в зависимость от «изменения поведения» российского президента. А «добрый полицейский» Александер Стубб, премьер-министр Финляндии, тот и вовсе разошёлся: «Если прекращение огня не продержится, то нам надо оставить все иллюзии о том, что Россия может быть частью международного сообщества, выполняющей международные правила, и мы будем склоняться к замороженным отношениям между Западом и Россией на обозримое будущее».
Нет никаких сомнений в том, что и новое перемирие украинской стороной соблюдаться не будет. Хотя бы потому, что ещё в конце 2014 года карательные батальоны «Правого сектора» объявили, что они не подчиняются командованию ВСУ, а лидер неонацистов Дмитрий Ярош в разгар переговоров в Минске объявил Петра Порошенко предателем. С поступлением утром 12 февраля первых сообщений об окончании переговоров интенсивность атак украинских военных резко возросла. По сообщениям ополченцев, «…у Станицы Луганской начался артиллерийский ад», притом что предыдущие три недели ситуация в том районе существенно не менялась. Сильно осложнилось положение под Донецком, украинские военные бьют по жилым кварталам города со стороны населённого пункта Пески. Была отбита попытка прорыва к аэропорту. Тяжёлый стрелковый и артиллерийский обстрел произошёл в районе Марьинки.
По сообщениям LifeNews, «после оглашения около полудня 12 февраля основного пункта о прекращении огня до 15 числа силовики ужесточили натиск под Дебальцевом, пытаясь прорвать кольцо окружения. Бои между силами ополчения и ВСУ развернулись в районе населённого пункта Логвиново, который находится на стратегическом направлении трассы Дебальцево — Артемовск, где 10 февраля захлопнулся так называемый котёл. На переговорах в Минске украинская сторона отрицала, что группировка ВСУ окружена под Дебальцевом. После такого заявления Петра Порошенко на встрече глав «нормандской четвёрки» силовики активизировали атаки на Логвиново, очевидно, для того, чтобы оправдать позицию официального Киева». Резко возросшая мощь артиллерийских ударов украинских военных, использовавших установки «Град», «Ураган» и мощные САУ «Пион», отмечалась и в других сообщениях, поступавших в день завершения переговоров в Минске.
***
Дипломатические усилия увенчались успехом: на бумаге перемирие на Украине достигнуто. Однако станет ли оно реальностью в ночь с 14 на 15 февраля?
Источник: Александр Донецкий, «Фонд Стратегической Культуры»