Из-за существенного обострения ситуации на Украине вопрос о прекращении огня и мирном урегулировании кризиса снова внесен в повестку дня. В последние дни определенные усилия действительно предпринимались, в Минске состоялась очередная встреча контактной группы. Стоит учитывать целый ряд сложностей, обусловливающих проблемность переговоров.
Прежде всего, изменившаяся реальная военная ситуация. Даже по официальным данным Киева, за время, прошедшее после подписания в сентябре минских соглашений, территория, контролируемая ДНР и ЛНР, увеличилась на 500 кв.км. Реально еще больше, поскольку Киев до последнего пытается утаить от граждан Украины положение дел на фронте. Так было и во время «котла» под Иловайском, в ситуации с донецким аэропортом (который по минским же соглашениям должен был отойти под управление ДНР), а теперь с новым «котлом» под Дебальцево. Все это логичным образом приводит к требованию представителей ДНР и ЛНР вести речь о прекращении огня, отталкиваясь от фактической, а не установленной в сентябре прошлого года границы.
Второй важный момент – условия прекращения огня. Киев требует просто прекратить огонь, как будто ничего другого не происходит. Между тем Киев, приняв соответствующие политические и нормативно-правовые решения, на протяжении нескольких месяцев ведет экономическую блокаду региона, уничтожая его население и без стрельбы. Последним решением в этом ключе стало введение жесткой системы контроля въезда-выезда мирного населения с/на территории ДНР и ЛНР.
То есть Киев рассчитывает договориться просто о прекращении огня для очередной передышки, а во всём остальном хочет вести линию на экономическое подавление и фактическое уничтожение республик. Причём так, чтобы ему не мешали это делать. Естественно, что представители самопровозглашенных республик на это не согласны. Глава ЛНР И.Плотницкий выразил эту позицию предельно четко: «Экономическая блокада – это не просто открыть нам дороги. Это выплата пенсий, восстановление инфраструктуры. Давно прошло то время, когда нас устраивало только то, что не стреляют». В этом ключе говорит и лидер ДНР А.Захарченко.
Третий параметр – характер переговорного процесса. Регулярные срывы переговоров Киев объяснял тем, что ожидает на них увидеть лично И.Плотницкого и А.Захарченко, а вести переговоры с их представителями (Д.Пушилиным и В.Дейнего) не хотят, поскольку, мол, «у них нет соответствующих полномочий для принятия решений» (последние же специально продемонстрировали письменно заверенные документы о таких полномочиях).
Киев не спешит присылать официального представителя. Как справедливо заметил директор Центра либерально-консервативной политики им. П. Столыпина и П. Струве А.Казаков, Плотницкий и Захарченко – это избранные на местных выборах руководители с необходимым уровнем легитимности в глазах мирового сообщества. А кого представляет Л.Кучма, являющийся руководителем украинской группы по переговорам? Каков его статус?
В недавнем объяснении администрации украинского президента было обозначено, что участие Л.Кучмы в этих переговорах регламентировано лишь одним документом – распоряжением П.Порошенко от 8 июля 2014 года. И все. То есть он фактически не представляет ни одной официальной государственной структуры. К тому же в департаменте информационной политики администрации Порошенко заявили, что Л.Кучма и появившийся в Минске В. Медведчук (как «спецпредставитель СБУ по вопросам гуманитарного характера») «работают на общественных началах».
Совокупность этих обстоятельств и факторов привела к неоднозначному результату и нового раунда минских переговоров 29-31 января.
В частности, на них предполагалось подписать документ, содержащий список конкретных шагов по деэскалации конфликта: отвод тяжелых вооружений с линии разграничения, неограниченный доступ товаров основных групп и гуманитарной помощи в пострадавшие районы Донецкой и Луганской области, освобождение заложников.
31 января после более чем 3-часовой встречи стороны так и не сошлись на том, что конкретно они собираются подписать.
Л.Кучма сразу по окончании переговоров вновь обвинил представителей ДНР и ЛНР в срыве консультаций, ссылаясь на неявку на переговоры лидеров республик и на ультимативные требования об учёте реальной линии соприкосновения. Представители ДНР и ЛНР в ответ заявили, что со своей стороны республики готовы прекратить огонь и принять активное участие в переговорном процессе. Но тут же резонно заметили, что статус Л.Кучмы, как представителя Киева на переговорах, позволяет готовить лишь результирующий документ, но не подписывать что-либо.
Видимо, пока Киев в Минске представлен частным лицом, не только трудно ожидать от минских встреч их успешного завершения, но и в полной мере придавать проходящим консультациям статус переговоров.
Несмотря на такой неоднозначный результат переговоров, пресс-секретарь президента России Д.Песков призвал не торопиться с их оценкой: «Нам нужно время, чтобы оценить итоги этих переговоров. Пока преждевременно давать какие-то оценки».
В воскресенье на сайте ОБСЕ было опубликовано заявление контактной группы в Минске, в котором была отмечена «недоговороспособность» ДНР и ЛНР в ходе субботней встречи. В совместном заявлении Дениса Пушилина и Владислава Дейнего было дано разъяснение позиций официальных представителей республик.
В частности, было заявлено: «Мы верим не словам, а делам. Вчера украинская сторона предъявила нам свои требования, а сегодня в ответ на изложение нашей позиции и предложение искать компромисс украинские силовики устроили один из самых мощных с начала конфликта обстрелов мирных кварталов Донецка из всех видов тяжелого вооружения».
«Так кто недоговороспособен в рамках Минского процесса, – говорится в заявлении, – мы или Киев? Или следует поставить вопрос иначе: кому нужны мирные переговоры, нам или Киеву? Нам, у кого в городах и других населенных пунктах ежедневно гибнут от украинских снарядов и ракет мирные жители, или Киеву, который стал заложником «майдана» и своих зарубежных политических спонсоров и для которого война — это то, что происходит далеко от Киева, где-то на востоке?»
Официальные представители ДНР и ЛНР обозначили условия, при которых минские переговоры могут быть продолжены: «Это официальные полномочия представителя Украины, подготовка и парафирование обоюдоприемлемого документа. Но первое и главное условие продолжения переговоров — прекращение обстрелов мирных городов Донбасса со стороны украинских силовиков при помощи тяжелого вооружения. И поскольку словам мы больше не верим, прекращение огня должно быть подтверждено официальным приказом президента Порошенко украинской армии и нацгвардии прекратить огонь. И этот приказ должен быть опубликован на официальном сайте президента Украины».
Источник: Виктор Костенко, «Одна Родина»