Законодательно закреплённая смена геополитической ориентации Украины, принявшая вид отказа от «внеблокового статуса», является, как было отмечено, «заявкой» на вступление Украины в НАТО. И то, что удовлетворять эту заявку в обозримом будущем никто не собирается, существа вопроса не меняет. Украинский парламент выразил готовность к вступлению Украины в военный блок, приближение инфраструктуры которого к границам Российской Федерации рассматривают в Москве как внешнюю военную опасность номер один. В новой редакции Военной доктрины Российской Федерации, утверждённой президентом России 26 декабря 2014 года, об этом сказано со всей определённостью.
Важно понимать, что для Украины отказ от внеблоковости неразрывно связан с судьбой независимости страны. И многими украинскими экспертами, и большинством граждан внеблоковый статус всегда рассматривался, согласно данным социологических опросов, как один из важных элементов самостоятельного положения украинского государства в системе международных отношений.
Агитация за отказ от внеблоковости и вступление в НАТО изначально была на Украине занятием меньшинства, причём меньшинства агрессивного. С 2004 года это занятие предполагало активную роль государства (открытие информационных центров НАТО в разных городах Украины, участие в программах НАТО). В 2014 году отказ от внеблокового статуса состоялся без каких-либо консультаций с населением, но пропагандистски он оформлен как удовлетворение насущного народного запроса.
Аргументируя в пользу отмены внеблокового статуса, украинские политики используют примитивные тезисы вроде того, что «внеблоковость — это беззащитность», что Украина была внеблоковой, поэтому на неё напала Россия и т.п. На уровне украинского руководства в населении систематически нагнетается атмосфера страха перед «агрессором», а страх в свою очередь служит оправданием милитаризации.
Отказ от внеблоковости – это развитие милитаристских тенденций, возобладавших в политике Киева с весны 2014 года. До этого о профессиональной армии на Украине и не помышляли. Сегодняшняя Украина — по крайней мере, в кругу тех, кто занят политикой и пропагандой через средства массовой информации, — живёт войной.
На этом фоне не только участие украинских представителей в минских переговорах, но и все «мирные планы» Киева предстают лицемерием. Впрочем, безрезультатность очередных консультаций в Минске — вопреки предварительным «сигналам» о смягчении иррационально жёсткой позиции Киева в отношении непризнанных республик Донбасса — говорит сама за себя.
Независимо от хода и исхода минских консультаций отмена Верховной радой внеблокового статуса Украины однозначно свидетельствует об ориентации Киева на эскалацию конфликта. Столь же однозначно на острие конфликта для киевских верхов – не ДНР и ЛНР (эти республики украинское правительство упорно отказывается признавать стороной конфликта), а Россия.
То, что Украина «не стыкуется» с НАТО ни в военном, ни в политическом отношении, очевидно даже для тех, кто хочет видеть в ней плацдарм для наступления на Россию. З. Бжезинский говорит, что вступление Украины в НАТО не принесёт альянсу никакой пользы. Генсек НАТО Столтенберг подчёркивает, что в ближайшее время Украине будет не до вступления в альянс, поскольку впереди – реформы, реформы и реформы.
Традиционно настороженно относится к перспективе принятия Украины в состав членов НАТО старая Европа. Провоцировать Россию только потому, что это считают возможным в Вашингтоне, там не хотят. Этот момент очень важен. Франция предлагает вообще ограничить приём новых членов в НАТО. Германия не раз заявляла, что не рассматривает вступление Украины в НАТО. Италия негативно оценила не только возможное присоединение страны к альянсу, но и сам факт отмены внеблокового статуса: итальянское руководство уверено, что Украина, напротив, должна была гарантировать свой внеблоковый статус.
В эту общую для ведущих европейских государств тенденцию не вписывается молодая Европа, где тон, как всегда, рвётся задавать Польша: её министр обороны уже назвал отмену внеблокового статуса «первым шагом в НАТО».
Строго говоря, дело вовсе не в том, чтобы устроить в украинском парламенте демонстрацию с отменой внеблокового статуса, и не в том, чтобы приблизить скрытую в глубоком тумане перспективу вступления Украины в альянс. Дело в том, чтобы продолжать наращивать напряжённость в отношениях между Россией и Североатлантическим альянсом в расчёте на то, что рано или поздно это заставит Москву, не выдержав давления, отказаться от проводимого ею курса. Это та логика поведения, которую избрала ныне действующая администрация США. Политически несамостоятельное украинское руководство послушно следует этой логике.
«Передовой край борьбы с НАТО» - данная метафора скорее, чем что-либо другое, описывает состояние, в которое переводят Украину её нынешние политики, ведомые американскими поводырями. Ну а на передовой как на передовой.
Источник: Филипп Садиленко, «Фонд Стратегической Культуры»