21 декабря в Киев для встречи с президентом Украины П.Порошенко прилетал президент Белоруссии А.Лукашенко. О цели визита известно не так много. Согласно желанию сторон, он проходит без участия прессы. Руководитель пресс-службы администрации президента Украины А.Жигулин отметил: «Программа очень короткая». В то же время официальный сайт украинского президента сообщил, что у двух президентов «очень широкая повестка дня», а именно: «и в вопросах экономического сотрудничества, и в вопросах координации действий в международных организациях, и в вопросах финансового сотрудничества и сфере безопасности есть достаточно серьезные вызовы, на которые мы должны готовить скоординированные ответы». Осталось непонятным, каким всё же был характер переговоров - «широкое обсуждение» или «очень короткая программа».
В своем выступлении Порошенко поблагодарил белорусского гостя за непризнание выборов 2 декабря (в Донецкой и Луганской народных республиках. – А.Н.) и за его последовательную поддержку минского формата переговоров по Украине. Лукашенко в свою очередь отметил рост товарооборота между Украиной и Беларусью даже на фоне происходящего кризиса, сделав упор на том, что на сегодня все договоры между странами оплачены. По результатам встречи А.Лукашенко заявил: «Если нужно будет, я вам (П.Порошенко. – А.Н.) еще раньше сказал: надо будет от Беларуси что-то - скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь».
Вечером 21 декабря была также распространена информация о том, что Лукашенко договорился с Порошенко о создании совместного с Украиной телеканала, который начнёт работать в Белоруссии. Согласимся: это немало.
Однако чем всё же была продиктована срочность, если не сказать поспешность, встречи белорусского и украинского президентов?
Возможно, дело в том, что грядущие Минские переговоры всё время откладываются. При этом, по данным руководства ДНР (в частности,А.Захарченко), именно Киев регулярно срывает переговоры: «Украинская сторона саботирует минские переговоры, им не надо с нами разговаривать о мире… Все говорят, что они будут, но, к сожалению, никто не может сказать когда».
Не исключено, что эта игра вокруг связана с желанием ЕС и США активно подключиться к Минским переговорам. В частности, об этом заявил председатель Европейского парламента М.Шульц, выступая 19 декабря перед главами государств и правительств стран ЕС на саммите Евросоюза в Брюсселе: «Необходимо продолжать мирные переговоры, не ограничиваться трехсторонней контактной группой, но объединить украинское и российское правительства, а также Европейский союз и Соединенные Штаты. Усиленная международная инициатива на самом высоком уровне позволит прийти к надежному и справедливому решению». Заявление М.Шульца идёт вразрез с позицией представителей ДНР и ЛНР, возражающих против подключения к переговорному процессу США и ЕС. Политическое урегулирование должно быть делом непосредственных участниками конфликта, а не тех, кто дергает за ниточки киевских политиков.
О том, что США хотят подключиться к минскому формату (а если не получится - уничтожить его), говорят давно. Однако одного лишь желания Соединённых Штатов для этого мало. Особенно, когда против их участия выступает одна из сторон переговоров (ДНР/ЛНР). Может быть, американцы решили, что А.Лукашенко может им здесь помочь?
Основания думать так есть. 18 декабря стало известно, что помощник госсекретаря США В.Нуланд (та самая, которая кормила «евромайданщиков» в Киеве пирожками) заявила, что США, не отказываясь от своих претензий и требований к правительству Белоруссии в правозащитной области, открыты для улучшения отношений с Минском: «На протяжении последнего года мы наблюдаем, что белорусское руководство весьма неуютно себя чувствует перед лицом бинарного выбора. Я встречалась в сентябре на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с премьер-министром Белоруссии и говорила ему, что они многое сделали для своей страны, превратив название Минска в символ мирной договоренности. Мы по-прежнему открыты для более теплых и интегрированных взаимоотношений с Белоруссией при улучшении правозащитной ситуации. Мы высказали правительству Белоруссии ряд конкретных соображений. Нам удалось сделать несколько маленьких совместных шагов: мы теперь вновь выдаем там визы на взаимной основе».
Интересно и то, где всё это Нуланд произнесла – в Американском институте предпринимательства, оплоте американских неконсерваторов, служивших во времена президентства Дж.Буша-младшего идеологическим столпом внешней политики США. Именно неоконсерваторы ратуют за всемерное расширение «свободного общества» американского образца любыми, в том числе военными, методами. Это им приписывают разработку концепции «цветных революций». И вот теперь, выступая в цитадели неоконсервативной мысли, Нуланд говорит, что США открыты «для более теплых и интегрированных взаимоотношений с Белоруссией» - страной, которую они пытались дестабилизировать последние два десятка лет.
Что это? Осторожное приглашение руководства Белоруссии к диалогу? Или следствие целого ряда последних заявлений А.Лукашенко по украинскому конфликту, сделанных в русле западных представлений? Опять же на следующий день после выступления Нуланд Казначейство США приняло решение об отмене ограничений в отношении белорусского ЗАО «Трастбанк», наложенные на него в прошлые годы. Символический жест.
То есть Вашингтон делает недвусмысленные шаги навстречу белорусскому руководству. И, что интересно, делает их на фоне принимаемых в Белоруссии мер, которые на Западе однозначно трактуют как «наступление на свободу слова» (в частности, в области нового белорусского законодательства, затрагивающего Интернет).
Сейчас сложно сказать, пытается ли Вашингтон сделать Белоруссию инструментом политики США на постсоветском пространстве. По крайней мере, до сих пор А.Лукашенко сопротивлялся этому, как мог, последовательно выступая за интеграцию стран бывшего СССР. Однако политика – это та область, где никогда не говорят никогда… И если «новый курс» США в отношении Белоруссии действительно принят на вооружение, то первым шагом на этом пути могло бы стать содействие белорусского президента вхождению США в состав Минской контактной группы.
Если такая попытка (подключение США к Минским переговорам по Украине) на самом деле имеет место, она может привести к уничтожению минского формата, существенно уменьшив тем самым вероятность политического решения украинского кризиса. Вряд ли А.Лукашенко это не понимает.
Впрочем, вполне возможно, что прозападную риторику президент РБ использует с иной целью – обеспечить себе более выгодные переговорные позиции в белорусско-российских отношениях, выторговывая для страны дополнительные преференции в рамках общих таможенных структур и решения ситуативных проблем Белоруссии (в частности, сокращения белорусского экспорта).
Однако хотелось бы надеяться, что всё это лишь предположения, и Белоруссия остается полноценным участником Минского процесса, исходя из императива политического урегулирования украинского кризиса. Есть основания считать, что никакие тактические расчёты Минска на добросовестное выполнение им посреднических функций в переговорах по Украине не повлияют.
Источник: Виктор Костенко, «Одна Родина»