ИНОСТРАНЦЫ В КАБМИНЕ: ВНЕШНИЕ УПРАВИТЕЛИ ИЛИ КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ?


04.12.2014 10:49

Больше месяца прошло с момента проведения внеочередных парламентских выборов в Украине, а победители избирательной гонки продолжают делить министерские портфели. Ничего удивительного в этом нет, так как коалиционное соглашение подписали сразу пять (из шести) прошедших в Верховную раду политических партий, кресел в правительстве на всех не хватает. Особенностью формирования же нового Кабмина стало желание как президента, так и премьер-министра видеть на некоторых должностях иностранцев.

Западный след в украинских реформах

После распада СССР практически все изменения в экономике и социальной сфере Украины так или иначе были связаны с «западным опытом» в отечественном исполнении. Начиная с ваучерной приватизации и заканчивая реформой системы социальных услуг, разрабатываемой и проводимой при поддержке Всемирного банка, но с теми же «успехами», как и приватизация. За каждым из этапов спада в экономике или обнищания населения в Украине стояли иностранные советники.

Именно по их рецептам осуществлялась распродажа госсобственности и вывод награбленных в стране капиталов в западные банки. По западным рецептам украинцев подсаживали на кредитную иглу и снижали социальные стандарты. Увеличение пенсионного возраста, рост цен и тарифов на услуги ЖКХ, стремительная девальвация гривны вследствие «инфляционного таргетирования» - все это результат выполнения условий Меморандума с МВФ. Ничего, кроме вреда, западная помощь Украине не принесла. А внутри страны не нашлось ни своих бальцеровичей или бендукидзе, которые бы смогли адаптировать рекомендации иностранцев к украинским реалиям; не нашлось и политической воли на то, чтобы такие изменения воплотить в жизнь.

Мало того, почти за полгода до своей кончины в середине ноября этого года идеолог грузинского «экономического чуда» Каха Бендукидзе был советником украинского президента. И большую часть этого времени Бендукидзе… критиковал работу украинского правительства, чуть ли не матом его кроя за отсутствие даже намеков на желание проводить реформы. Можно по-разному относиться к покойному, но именно его практические наработки позволили Грузии в несколько раз увеличить ВВП страны. И если такому человеку не удалось ничего сделать в украинских реалиях, то сложно себе представить, что менее известные и опытные иностранцы чем-то смогут помочь Украине.

Плюсы и минусы привлечения иностранцев к работе в Кабмине обозначил, например, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Применительно к иностранцам, честно стремящимся поработать на благо Украины. Но есть варианты, когда иностранцы могут преследовать совершенно иные цели и решать другие задачи.

Контролеры, прикрытие и политические заложники

Участие иностранцев в управлении Украиной напрямую, посредством занятия должностей министров может объясняться как минимум тремя возможными способами.

1. Западный истеблишмент уже устал от безалаберной и непоследовательной политики украинских властей, которые живут за западные же кредитные деньги, и решил установить прямой контроль над использованием своих денег на месте. Т.е. проследить за успешной приватизацией стратегических объектов в свою пользу. В пользу этого варианта говорят несколько фактов.

Во-первых, МВФ так и не выделил до сих пор объединенного транша кредита, решение о котором было принято почти три месяца назад. Времени для проведения одной единственной электронной проводки (денег-то МВФ никому не дает, потому выдача кредита от МВФ технически занимает несколько секунд) было более чем достаточно. Во-вторых, президент предложил назначать иностранца на должность… министра энергетики! А это прямая возможность контролировать и приватизацию «Нафтогаза», и реверсные поставки газа, и угольные контракты, и тендеры на поставку топлива для АЭС, и многое другое

2. Украинская власть, понимая неизбежность очередного майдана, собралась организовать себе прикрытие в виде иностранных специалистов. С одной стороны, их всегда можно будет сделать козлами отпущения и заявить, что мы только выполняли указания наших партнеров. С другой стороны, их можно использовать как основу для западного щита против своего же народа. С третьей стороны, провалы в экономике можно будет списать на иностранцев и на этом основании возрождать сотрудничество с Россией, мол, не вините строго, это все иноземные супостаты начудили. С четвертой стороны, если ситуация улучшится, это можно будет выдать за «чудо евроинтеграции» и тем самым упрочить свою власть и закамуфлировать очередной раздел госимущества, запланированный на ближайшие годы в виде продажи земли, приватизации оставшихся промышленных объектов, железной дороги и т.д.

3. Президент, после поражения его политсилы на парламентских выборах, вынужден искать новые пути контроля над правительством. Сделать это можно за счет увеличения управляемых им фигур в Кабмине. Один из возможных путей для подобного – договоренности с западными партнерами в стиле «я вам гарантирую выполнение ваших требований, а вы мне – поддержку». Для собственных же партнеров-конкурентов по коалиции замотивировать появление иностранцев в Кабмине проще простого, достаточно лишь указать на то, что данная инновация является необходимым условием получения очередных кредитов. И премьеру, и остальным участниками коалиционного клуба единомышленников придется принять данную реальность, так как без западных кредитных ресурсов ни одно украинское правительство, сформированное данной коалицией, на своем месте не усидит.

Не исключено также, что появление иностранцев в Кабмине может быть следствием очень широкой правящей коалиции и сложностей в переговорном процессе относительно распределения портфелей министров. Все политсилы понимают, что затягивание процесса формирования правительства играет против них. Но личные амбиции мешают договариваться сейчас, как мешали и ранее.

Кроме этого, следует помнить о низкой степени влияния президентской команды на формирование кабинета, так как политическая партия Петра Порошенко выборы в парламент проиграла. Второе место – это поражение, как бы этот факт ни интерпретировали провластные политтехнологи. Привлечение же иностранцев позволяет президенту убить двух зайцев сразу: отложить переговорный процесс на неопределенное время и получить большее влияние на правительство.

Очевидно, что иностранцы, не имея политической поддержки внутри страны в виде собственных политических партий, не смогут влиять на ситуацию самостоятельно и будут зависеть от воли президента. Решение о гражданстве принимает президент. Но Порошенко настаивает на том, чтобы Рада приняла законы, позволяющие иностранцам занимать должности в структурах власти вплоть до правительства.

О ком идет речь? О людях, рассчитывающих иметь в послужном списке запись о работе в украинском правительстве для дальнейшей карьеры именно как управленцев? Или о внешних смотрящих, изначально озадаченных совершенно иными целями и мотивациями к работе? Или о продолжении дела Госдепа и посольства США на Украине, как в случае с Натальей Яресько?

Какой бы вариант мотивации приглашения иностранцев «поработать на Украину» у нынешней власти ни был, это фактическая роспись в собственной бездарности и непрофессионализме.

Источник: Олег Дмитренко, «Одна Родина»

Комитет




Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/132653/
© 2006-2008, komitet.net.ua